Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Абдрахманова Гульнара Зайдулловна Учитель английского языка КГУ « Аккольская средняя школа №3» Акмолинская область город Акколь Воспитание этики в рамках национальной идеи « Мәңгілік ел» Сегодня целью национального воспитания в контексте национальной идеи «Мәңгілік ел» является интеллектуально развитая творческая,конкурентоспособная, духовно-нравственная личность с высоким уровнем национального самосознания, культуры межнационального общения, гражданин и патриот,осознающий ответственность не только за личную судьбу, но и за будущее многонационального Казахского государства. Воспитание национального самосознания базируется на таких ценностях как язык,история,искусство,фольклор,обычаи и традиции. Молодежь...Наше подрастающее поколение...Ее роль трудно переоценить. В современном мире ее роль и ее ответственность поднимаются в построении сильного, мощного Государства. Наш президент поднял проблему формирования национального самосознания.И это абсолютно верно,так как во всех цивилизованных странах смыслом современного общества является воспитание человека национальной культуры. Что же такое национальное самосознание? Это представление о национальной принадлежности,личное отношение к историческому прошлому нации,ее настоящему и будущему,активность в освоении родного языка,культуры,осознание и принятие национальных интересов. Источником национального воспитания патриотов является богатое духовное наследие казахского народа,казахских просветителей. Идея о национальном характере воспитания наиболее четко прослеживается в трудах Мағжана Жумабаева,деятельность которого была направлена на сохранение национальной культуры,воспитания молодежи на основе народной педагогики. Что же такое этика? Этика – учение о морали и нравственности. «Хороший характер-половина человеческого счастья» -это высказывание отражает духовное наследие тюркских народов. Аль-Фараби толковал этику как науку,рассматривающую вопросы добра и зла. В соответствии с его видением,человек является самым благородным созданием в природе. Человек должен обладать следующими нравственными качествами *обладать безупречным здоровьем для того,чтобы уметь довести начатое дело до конца,легко справляться с любыми делами,здраво мыслить и ясно осознавать суть дела *он никогда не должен забывать то,что усвоил,увидел,услышал и заметил *должен уметь налету схватывать любые знания,должен быть оратором и ясно излагать свои мысли,увлекаться искусствами,знаниями,безустанно изучать науки и уметь легко добиваться целей *должен довольствоваться пищей,питьем и беседами,должен воздерживаться от азартных игр * должен любить честных и ненавидеть лживых и лицемерных людей *по своей природе должен любить справедливость и ненавидеть насилие *должен поступать справедливо с родными и чужими,защищать потерпевших от несправедливости,выражать гуманное отношение ко всем людям *должен быть этичным И все это близко и нам,людям ,живущим в 21 веке Великие люди и великие мысли.... Все вышеназванные качества находят место в концепции,указанной в программе Главы Государства Н.А.Назарбаева «Интеллектуальная нация -2020». Этика формируется от образа жизни человека и жизненного пути. Чтоб получился хороший человек,велика роль не столько природы,сколько жизненных уроков.Самый ценный человек в обществе – этично воспитанный человек.Этичные люди –это бесценное богатство общества и его слава. Ведь даже бестактность одного человека может нанести вред обществу. В народе о таких говорят:”Ложка дегтя испортит бочку меда “.У казахов много пословиц и поговорок, которые являются жемчужиной народной мудрости,такие как:”Воспитать вежливого ребенка – народная честь “,”Где нет вежливости,нет и уважения “,”Если станешь великим,будь скромным “. В обществе человек распознается своим поведением,из которого видно каким человеком он является.Мы должны учить детей следующей истине – чтобы найти свое место в обществе,нужно быть этичным.Обратим внимание на тот факт,что этичность не передается по наследству от отцов к детям по крови. Этичность развивается вместе с человеком.Этика делает человека добрым и милосердным.Габит Мусрепов говорил:”Скотина выращивает своего детеныша рядом с собой,дерево раскрывает свои листья на безветренной стороне,а человек растет под влиянием общества “.К казахской этике можно отнести следующие принципы *чистота сердца и намерения человека *умение прямо и справедливо выражаться во взаимоотношениях,в казахской этике воспитывали искренность и прямолинейность во взаимоотношениях с людьми, и это считалось источником преодоления своих плохих качеств,если победишь страх,сможешь противостоять врагам. *быть сдержанным,уравновешенным ,терпеливым. Терпеливый человек обладает разумным здравомыслием. Суетливость обжигает,а терпеливость охраняет. *строить хорошие взаимоотношения между людьми разных национальностей и социального уровня.Наш народ,сохраняя собственное своеобразное бытие,открыт возможностям мирового образовательного пространства и извлекает для себя самое полезное *умение быть вежливым и милосердным. Вежливости не учат,вежливость прививают.Милосердие начинается с семьи. Это признак проявления заботы,добра к человеку и природе.Благотворительная помощь сиротам,инвалидам,пожилым людям – это человеческий долг каждого гражданина. В народе говорят:”Если увидишь сироту,опекай его “. *умение разделять радость и боль других *воспитание с помощью духовных ценностей. Кто-то спросил у мудрого человека:”Что шире неба?Что холоднее льда? Что тверже железа? Что хуже сироты? “Тогда мудрец ответил так:” Шире неба – честный труд, тяжелее земли – бранить невинного,холоднее льда – хранить злобу на всех,горячее огня – вредительство другу,тверже железа – настроение плохого человека,хуже сироты – сплетник. “ *скромность ,щедрость и храбрость. Важными примерами этичности и скромности в нашем народе являются почет и уважение старших,обращение к ним на”Вы “,и вместо имени говорить с помощью окончания”еке “. В нашем народе ученики никогда не переходили дорогу наставнику,всегда при встрече проявляли почет *умение прощать У казахского народа есть специфические особенности поведения *казахи,при отсутствии чрезвычайных обстоятельств,жили спокойно и свободно. Они считали что спешка присуща шайтану. Такой характер был присущ казахским женщинам. *казахи всегда беседовали не торопясь,говорили со смыслом *во многих случаях казахи не сразу отвечали на поставленный вопрос. Они вели себя так,словно ничего не поняли или не услышали. Просто прежде чем ответить,казахи анализировали каждое слово *казахи любили веселье *казахи не ходили пешком,они высоко ценили лошадей.Скакун,хорошая жена,борзая собака,хваткий беркут всегда были мечтой любого джигита *женщины казахского народа по сравнению с другими оседлыми народами Центральной Азии всегда участвовали во всех собраниях *казахи были снисходительными, они никогда не отчаивались,надеялись на хорошее *казахи никогда никого не чуждались,всех принимали радушно.Пришедший в дом ,кто бы он ни был,становился гостем *у казахов никогда не было ни сирот,ни вдов. Они никогда не бродяжничали и не просили милостыню. Ибо казахи заботились о своих сиротах и вдовах *казахи по своей природе скромные. Они обладали добродушным,открытым характером,подобно необьятным степям *казахи не злопамятны. Они всегда давали отпор,если же проигрывали,не таили друг на друга злобы *вид у казахов не суровый,приветливый ,лицо всегда было открытым,они никогда не опускали шапку на глаза Семейная этика – доминанта всех культур.Семья - золотая опора человечества и золотая школа необходимой и священной этики.Невозможно сравнить влияние и силу воздействия семьи с каким нибудь другим явлением в жизни,так как ничто не может заменить родительское воспитание.Несмотря на разницу в возрасте, между членами семьи существует духовная близость,единство цели. « Что видел в гнезде,то и будешь ловить,когда вылетит», « Глядя на мать,бери дочь».Правдивость и милосердие,ответственность и снисходительность в семье с искренностью проникают в душу ребенка.Самые главные и важные требования,чтобы дети росли воспитанными.Родители в первую очередь прививали ребенку уважение к родителям,к другим людям,особенно к старшим,запрещали насмехаться над кем-либо.В то же время требовали быть достойным гражданином и служить своему народу. Основа,ядро семьи,источник великодушия – женщина. Важно чтобы мать говорила детям слова такие как « посоветуйся с отцом,отец знает,слушай отца» и др. Национальные особенности казахского народа,национальные традиция и культура радуют душу. Поэтому нет человека,который не любил бы свою нацию. Пословицы «Пусть крылья отпадут того,кто не любит свой народ», «Если пить яд,то вместе с родом», « Герой рождается для народа,умирает ради народа» отражают культуру патриотизма. Любящий свою нацию в первую очередь высоко ценит родной язык,любит национальную литературу и культуру. Движущая сила патриотической личности – национальная гордость,сформированное с помощью многовековой героической борьбы и упорного труда отважного,милосердного,доброжелательного,творческого,красноречивого казахского народа. В основе национальной идеи «Мәңгілік ел» лежат такие ценности как духовность нации, любовь к своему народу,вера в его духовную силу, понимание народом своей самобытности и духовной миссии. Воспитание в рамках глобализации требует от воспитателей ответственности, понимания глобальных целей и задач,которые ставятся перед нами самой жизнью.Формирование национального самосознания патриотов в контексте идеи «Мәнгілік ел» должно быть направлено на формирование образа: « Я – представитель Республики Казахстан»,» Я – гражданин Республики Казахстан»,не только изучаю,владею казахским языком,знаю обычаи,традиции,национальную культуру,историю становления и развития казахского народа,но и осознаю, что несу ответственность за мир,покой,консолидацию и единение народов и народностей,проживающих в Казахстане. Это путь становления Мощного и Сильного государства Казахстан,гражданином которого я являюсь. От глобализации нам никуда ни деться.К мегафакторам национального воспитания патриотов можно без сомнения отнести такие факторы как космос,всемирная глобализация,нарушение экологического равновесия в биосфере,интеграция в мировое информационное пространство,всемирная сеть интернет.У людей возникла потребность к усвоению опыта иных культур,тягой к новизне и переменам. В диалоге культур Казахстан является связующим мостом между Европой и Азией.Благодаря интернету человек чувствует себя частицей мирового сообщества.Наряду с созидательным потенциалом интернет- сети немало пропагандируют насилие,зло и аморальные тенденции. В связи с этим от нас требуется научить детей некому фильтру информации,негативно влияющей на сознание детей и подростков и этим фильтром может стать только духовно – нравственные общечеловеческие ценности каждого человека. Что же такое «Ел»? Главный сквозной смысл – родной очаг,родственное окружение,родное место,родной край,родина.Это символ единства,братства,согласия,взаимопонимания и взаимоуважения,пример предотвращения разногласий и вражды,опыт сотрудничества.Облик «Ел» в казахской ментальности определяется двумя факторами кочевничеством и простором степи.Кочевники в степи научились подчиняться законам природы,сохранять чистоту в жизненном пространстве,равновесие между человеком и средой,гармонии тела человека с его душой,быть смелыми и организованными. Они открыто,образно,ярко,доступно воспевали идею гармонии с природой,окружающим миром и самими собой. Исторический опыт показывает,что незнание культуры своего народа,его прошлого и настоящего,его этических норм ведет к разрушению связи между поколениями,связи времен,что наносит непоправимый урон развитию человека в целом, а в особенности подрастающему поколению. И это страшно,ведь это поколение идет на смену нам с вами: - Нарастание среди молодежи религиозных воззрений самого разного толка - Рост преступности среди несовершеннолетних - Злоупотребление алкоголем,табакокурением,наркотиками - Учащение случаев суицида,проституции - Проявление жестокости ,агрессии - Устойчивая тенденция неготовности молодых людей к защите Отечества,что проявляется в негативном отношении к воинской службе и воинским профессиям,снижении уровня их физической подготовки Молодежь – это то поколение,от которого зависит будущая судьба. К тому же молодежь это нравственный барометр общества. Снижение нравственно-духовного уровня молодежи напрямую отражается на уровне здоровья нации,интеллектуального потенциала нации,конкурентоспособности нации, национальной безопасности страны в целом. Единственный выход из кризиса-возрождение этики через национальное самосознание и ценности народной педагогики. Сегодня должно стать аксиомой –путь в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом,путь к совершенно иному качеству жизни возможен только через нравственно – духовное возрождение нации. От государства,от нас,педагогов требуется осознанное понимание того,что формирование нового поколения образованных,высококвалифицированных,конкурентоспособных людей невозможно вне воспитания у них высоких моральных качеств,национального духа , гордости за свою страну,духа патриотизма,социальной активности. Использованная литература: 1.Антология педагогической мысли Казахстана,1995,с.60 2.Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 27.01.2012 3.Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. «Казахстанский путь – 2050:Единая цель,единые интересы,единое будущее»,17 января 2014 г. 4.Калиев С.К.,Жарыкбаев К.Б. Казахское обучение и воспитание.- Алматы:Санат,1996. 5.Лекция Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева в Евразийском Национальном Университете имени Л.Н. Гумилева, | |
Просмотров: 1112 | Комментарии: 7 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|