Разностороннее развитие личности на уроках музыкального инструмента. В пояснительной записке к программе по классу специального фортепиано для ДМШ говорится: «Форма индивидуальных занятий в специальном классе создаёт педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребёнка. Объективная оценка его индивидуальных возможностей (общего и физического развития, строения рук и приспосабливаемости к инструменту, музыкальной памяти т т.д.) обуславливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы». На уроках музыкального инструмента, подбирая то или иное произведение, мы опираемся, во-первых, на программу, во-вторых, на музыкальные способности ученика и его физические особенности, в-третьих, на его психологию и физиологию. Для определения своей позиции приведу отрывок из статьи В.Сухомлинского «Нравственная сущность человека. Постижение человечности»: «Чувствовать человека – прежде всего, понимать мотивы его поступков. Многие детские поступки, кажущиеся нам, взрослым, предосудительными, часто бывают побуждаемы благородными порывами души. И если вы не поняли, не заметили этих порывов, вы можете угасить маленький, еле заметный огонёк человеческого благородства». Одной из педагогических задач нашего индивидуального обучения является воспитание этого чувства на основе примеров мировой музыкально-художественной культуры. Мы понимаем, что меньший процент наших выпускников станет музыкантами-профессионалами. Поэтому, одним из направлений нашей работы с учениками считаем воспитание творчества. Творчество очень разнообразно по формам проявления и принципам деятельности. «Деятельность может выступать, как творчество людей в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. – там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое», - пишет П.Гайденко. Значит, творчество – это вечная устремлённость к совершенству в любой сфере деятельности. Что касается нашей сферы, то музыка – это творчество композиторов, исполнителей, и слушателей в неразрывном единстве. Кем станут наши нынешние воспитанники? Композиторами? – Возможно. Исполнителями? – Наверно. Слушателями? – Обязательно! Деятельность слушателя всегда направлена на усвоение содержания музыкального произведения – иной цели у него нет. Содержание произведений – это формирующиеся в его сознании представления о самом произведении, об окружающем мире и слушателя в нём, а так же об авторе и исполнителе. Наша цель, в этом направлении, « …идти к сознанию интеллектуально развитого слушателя. Иначе мы застрянем на восприятии не простейших только, а пошлейших звукосочетаний…», - писал Б.В.Асафьев. Где как не на индивидуальных занятиях мы с вами имеем возможность подойти к личности ребёнка настолько близко, чтоб можно было до нюансов понять устремления его души? И вовремя исправить деформацию вкуса и ценностей. Сделать, так, чтобы душа его отзывалась всем добрым человеческим чувствам, не была чёрствой и равнодушной. «Не будь равнодушным. Равнодушие – это душевная слепота» - писал В.Сухомлинский. Музыка- искусство звукового (точнее, интонационно-мелодического) высказывания, своего рода мышление звуковыми образами. Подобно другим видам искусства, таким как, поэзия, живопись, скульптура, хореография, музыка воспроизводит душевные переживания людей и окружающую их действительность в живой, образной форме. Она, также, принадлежит к области общественного сознания. Воздействуя на сознание и эмоции широких масс, музыка способна оказывать активное влияние на общественную жизнь, участвовать в её переменах, а также, формировании. «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям…вот моя закваска, вот чего я хочу», - утверждал Мусоргский. И он же – «Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель». На наших индивидуальных уроках мы не только исполнители, критики, мы ещё и собеседники. Эпоха - в одном произведении, народ с его национальными особенностями в одном композиторе, в одном мотиве – философия времени. Выразить своё отношение, высказать свою позицию через исполнительский процесс. Таковы возможности сотрудничества учителя и ученика на уроках. М.Э.Монтень писал «…Трудно…преобразовать то, что вложено в человека самой природой…Я хотел бы, чтобы воспитатель…сообразуясь с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему возможность свободно проявлять эти склонности…» В процессе общения с произведениями разных музыкальных жанров формируется эстетическое сознание личности, которое, в свою очередь, находится в соответственной связи со всеми сторонами духовного мира человека. Н.Киященко и Н.Лейзеров заявляют: «Без определённой волевой подготовки вся эстетическая и художественная жизнь человека приобретает бездеятельный характер, а самые возвышенные и прекрасные цели и идеалы оказываются нереализованными». Не имея воли, трудно заниматься музыкальным инструментом. Но и изучаемый предмет формирует необходимые волевые качества. Справедливо мнение о том, что музыка инструментальная не может воспроизводить зрительных образов, не говорит словами и понятиями; её язык – чисто звуковой. Не в её возможностях прямо и непосредственно выразить ту или иную человеческую мысль столь же наглядно, как это происходит в музыке вокальной, в которой объединяется творчество композитора и поэта. В этом отношении инструментальная музыка приближается к искусствам обобщённой выразительности: хореография (искусство танца и пластического движения) и зодчество. Но она с присущими ей своеобразными средствами выразительности создаёт тот или иной образ, окрашенный необходимым эмоциональным тоном. Каждое по-настоящему художественное музыкальное произведение – это своего рода «сгусток» эмоций. В небольшом музыкальном произведении то или иное настроение или душевное состояние может сохраняться от первых звуков и до конца звучания (прелюдии Шопена № 2, 6, 7). Чаще, однако, оно раскрывается в смене тончайших оттенков чувства; нередко эмоциональный тон произведения становится всё более напряжённым, доходит до возможного предела (кульминации), после чего наступает снижение остроты переживания, успокоение (4-я прелюдия Шопена). Любое душевное движение, любой процесс действительной жизни, эмоционально преломлённый сознанием музыканта-художника, может послужить импульсом для создания обобщённого музыкального образа. Воспитание эмоций, через развитие образных представлений ещё одна из возможностей влияния на личность ученика. Слушая на уроке игру ребёнка, мы «слышим» его индивидуальность. Здесь важно дать понять ему самого себя, стараться не давить на него. Монтень говорил: «Кто рабски следует за другим, тот ничему не следует. …Пчёлы перелетают с цветка на цветок для того, чтобы собрать нектар, который они целиком претворяют в мёд;…Точно так же и то, что человек заимствует у других, будет преобразовано и переплавлено им самим…Его воспитание, его труд, его ученье служат лишь одному: образовать его личность». Список литературы. 1. Т.В.Попова. «Пути к музыке» 2. В.Матонис. «Музыкально-эстетическое воспитание личности». 3. М.Э.Монтень. «Опыты». 4. Программа Детской музыкальной школы для фортепиано. 5. Б.А.Асафьев. «Избранные труды».
|