Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Ирина САДОВСКАЯ, учитель музыки высшей категории школы-гимназии № 5 Алматы, дипломант Республиканского конкурса программ по духовно-нравственному развитию личности. Вопросы образования и воспитания, а значит, формирования будущего нашей страны – важная часть государственной политики. Основные направления развития современной школы формулируются на самом высоком государственном уровне. Казалось бы, это должно гарантировать и интерес общественности к этим вопросам. Так ли это? Не находятся ли эти вопросы на обочине общественного сознания? Интересует ли нас, как и чему учат наших детей – будущее государства? Многие родители до сих пор называют эти уроки «пением» и «рисованием» и очень удивляются, узнав, что таких предметов в школьной программе не существует. Иной родитель может заявить и учителю, и своему ребенку, что в наше время важно знать математику, английский, информатику, а без всяких там искусств можно прекрасно обойтись. Такой родитель не захочет поверить, что на формирование сознания, души его ребенка именно искусство оказывает несоизмеримо большее влияние, чем все другие школьные предметы. И какое это искусство – прекрасное и нравственное или уродливое и бездуховное – кто знает? А сколько людей наша система образования уже лишила возможности общаться с высшими достижениями культуры! Сколько из них стали жертвами чудовища, называемого «шоу-бизнесом»! Общество в целом не готово осознать эти потери. Оно лишь послушно регистрирует рост агрессивности, безнравственности, разобщенности современной молодежи, сексуальную вседозволенность, алкоголизм и наркотизацию. Кто связывает эти явления с деградацией системы эстетического воспитания? А эта связь, не очевидная для большинства, – существует. ...«Если хотите узнать, как страна управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке», – писал 25 веков назад Конфуций. В его философии взаимодействие музыки и ритуала являлось способом приведения в гармоничное состояние всего мироздания. «Музыкальное воспитание – более действенное средство, чем все другие. Через ритм и гармонию оно находит путь в глубину души», – писал Платон, который называл музыкальным не того, кто овладел игрой на каком-либо инструменте, но того, кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего: мыслей, слов и дел. В древности считалось, что мелодии – это «существа, созданные Богом». Древность и современность сходятся в одном: возникновение, существование и развитие музыкального искусства есть результат высокого духовного, нравственного и психического развития человека... Не удивительно, что музыкальному воспитанию придавалось особое значение. Вплоть до XVI-XVII веков в Европе музыка была неотъемлемой частью образования. И лишь после эпохи Возрождения ее значение начало медленно и неуклонно снижаться. К началу XX века то, что сейчас мы называем предметами эстетического цикла, перестало быть обязательным для изучения почти во всех странах Европы и в России. И только после Октябрьской революции в Декрете о Единой трудовой школе музыка и изобразительное искусство стали предметами, обязательными для изучения, вплоть до окончания школы. В первые годы советской власти была создана эффективная система подготовки педагогов музыкального воспитания в школе, позволившая в относительно короткие сроки обеспечить школу квалифицированными преподавателями. Но с 30-х годов эта система начала постепенно сворачиваться. Закрывались учебные заведения, готовившие учителей музыки, сокращалось количество часов, отведенных предметам искусства в учебном плане. К середине ХХ века эта система оказалась полностью разрушенной. Достаточно сказать, что к началу 60-х годов на более чем 200 000 школ Советского Союза было лишь три тысячи учителей музыки с высшим и средним специальным образованием. И потребовались титанические усилия великого композитора и педагога Дмитрия Борисовича Кабалевского, чтобы возродить эстетическое воспитание детей в школе, поднять его на новую высоту. Почему же Кабалевский считал музыкальное воспитание столь актуальным в наше время? Современная научно-техническая революция подарила человечеству чудеса техники, о которых он разве что мог мечтать. В их числе – возможность аудиозаписи и воспроизведения – от допотопных фонографов XIX века до современной цифровой аппаратуры. И как любая современная техническая «игрушка» человечества, аудиоаппаратура – это чудовищный ящик Пандоры, ловушка для незрелой души. С древнейших времен музыка была праздником и лишь сегодня стала повседневностью, обыденностью. С особым смыслом звучит сейчас высказывание Конфуция: «Если хотите узнать, как страна управляется и какова ее нравственность, прислушайтесь к ее музыке». Страшно прислушиваться к той музыке, которая пронизывает энергетическое пространство цивилизованного мира. С начала 60-х годов человечество существует в условиях звуковой агрессии, как результата развития аудиотехники. Современные ученые бьют тревогу. Под влиянием тяжелого рока в мозге человека вырабатываются особые химические соединения – дофамины (морфиноподобные вещества). Изменения, происходящие в таком случае в организме человека, равноценны влиянию алкоголя в чрезмерных дозах или наркотиков. Исследования Пан Ван Хелзинга /Германия/ показали, что многие группы и исполнители (например, Мадонна) записывают вместе с музыкой сообщения на ультравысокой частоте (т.н. высокочастотная составляющая), воздействующие на подсознание, причем воздействие существует и за порогом слышимости. Эти сообщения призывают к безнравственным поступкам, подчас преступным действиям, и выявить их можно только при помощи специальной аппаратуры. Все элементы музыкального языка современной поп- и рок-музыки несут разрушающее воздействие. Мелодии современных шлягеров примитивны, невыразительны, назойливы. Они цепляются за сознание, мешают, раздражают. А если вспомнить мудрость древних, что мелодия – это существо? Что за существа привязываются к нам? И безвредно ли это? Ритм в современной «попсе» – это механическое чередование самых примитивных ритмических структур, которые, как считают исследователи, способны разрушать естественные ритмы человеческого организма, главным образом, сердечный ритм Тембры современных синтезаторов, которые вытеснили с эстрады акустические инструменты, очень примитивны. В них отсутствуют вибрации, необходимые для человеческого слуха. Исследователи уже заметили, что обилие «механических», электронных звучаний, окружающих детей с младенческого возраста, замедляет развитие голосовых связок, формирование музыкального слуха, музыкального восприятия. Важнейшей особенностью современного музыкального шоу, особенно рок-концерта, является громкость музыки, сопоставимая с ревом двигателя реактивного самолета. Установлено, что от этого повышается давление, возрастает содержание холестерина в крови, ухудшается слух, а также меняется социальное поведение: в условиях сильного шума люди проявляют меньшую склонность к сотрудничеству. Вот какая музыка звучит постоянно вокруг нас – дома, на работе, на улице, в транспорте, в местах отдыха. Сейчас не музыка, а тишина стала драгоценностью, редким и ценным даром. Выросло поколение людей, которое не переносит тишины, боится ее. Музыка стала экологической проблемой. Подобно тому, как люди оценивают загрязнение окружающей среды, радиоактивный фон, пришло время определять допустимые и безопасные уровни звукового, музыкального шума современной жизни. С рождения и даже еще до него наши дети находятся в условиях агрессивного воздействия звукового фона, приучаются к нему, перестают его замечать. Но изменения в организме и сознании от этого не уменьшаются. Уже сейчас многие медики и педагоги бьют тревогу – идет лавинообразное нарастание физических и психических отклонений, имеющих в основе воздействие массовой культуры. Но общество в целом не хочет замечать этих опасных тенденций. Тем более что шоу-бизнес – это огромные деньги, очень огромные. Слишком многим хочется ничего не менять, и очень много денег тратится, чтобы ничего не менялось. Да и запретами, к сожалению, ситуацию изменить нельзя. Помочь может лишь воспитание. Вокруг нас ничего не изменится, пока общество (именно общество, а не государство) не повернется лицом к школе и не задумается, наконец, что главное для ребенка: английский, экономика или душа? Пока для общества не станет важно, кто, чему и как учит наших детей. Что вкладывает школа в их душу, как она сегодня создает будущее нашей планеты. | |
Просмотров: 2803 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|