Амралина К.А., Ростовская средняя школа, Бухаржырауский район, Карагандинская область НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ. Если дети живут в обстановке критики, они учатся критиковать и осуждать других людей. Если дети живут в обстановке вражды и злобы, они учатся быть злыми, учатся драться. Если дети живут среди насмешек, они становятся нерешительными и излишне скромными. Если дети живут в обстановке стыда и смущения, чувство собственного достоинства уступает место чувству вины. Дороти Нолт Как сказал Д.Сантаяна “Семья – один из шедевров природы”. В современном мире остается проблема взаимопонимание детей и родителей и школы. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогло совершенствованию личностных качеств ребенка? Как говорил В.А. Сухомлинский: «...Все что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание». Выход из сложной ситуации мы должны искать в тройственном союзе: школа, ребенок, родитель. Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым в общем доме “школа- семья”. Цель: - помочь родителям, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия; - включение семьи в деятельность воспитательной системы школы; - путем взаимообучения определить новые, эффективные подходы к учащимся и родителям; - поиск резервов для более эффективной воспитательной работы; - систематическое повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей); -умение находить решения в создавшихся конфликтах; Задачи: -развивать уважительное отношение семьи и школы к ребенку и друг-другу; -анализировать имеющийся в школе опыт по организации позитивного общения с учащимися и родителями; -снизить негативные переживания родителей и детей; -помочь родителям в воспитании в переходном возрасте ребенка в семье; Работа в Ростовской средней школе, Ростовском Ресурсном Центре ведется по таким направлениям: 1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики. 2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно - воспитательному процессу. 3. Диагностика. 4. Коррекционная работа. В своей практике я руководствуюсь книгами известного психолога и педагога Натальи Ивановны Дереклеевой. Ее издания является универсальными как для заместителей директора по учебно-методической работе, так и для заместителей директора по воспитательной работе в школе. Хотелось бы, чтобы коллеги взяли на заметку эти работы. В Ростовском Ресурсном центре в организации учебно-воспитательного процесса помогает решить эти задачи систематическое проведение семинаров-тренингов: психолого-педагогических, игровых, социологических опросов, мини- лекции, демонстрации видеоматериалов, слайдов. Кроме того, различного рода статистический материал, упражнения, «мозговые штурмы», родительские уроки, родительские ринги, индивидуальные консультации. Проводится плодотворная работа с родительским комитетом. Интересные, разнообразные родительские вечера, экскурсии по школе, подготовка фотовыставок. Анализируя результаты анкетирования, тестирования, сочинений, мы открываем для себя новые возможности работы с родителями. Презентации выставок рисунков учащихся, родительские практикумы, памятки для родителей – все это является вдохновляющей творческой лабораторией для учителей и родителей в воспитании детей. Организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей удаётся благодаря особенностям таких семинаров-тренингов. Главное достоинство такого собрания состоит в том, что в веселой и юмористической форме оно сможет поднять те нравственные проблемы, которые есть во многих семьях, а также позволит родителям взглянуть на себя, на свои методы воспитания со стороны. Будет замечательно, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать праздник ярким и значимым с педагогической точки зрения. Виды тренингов которые мы проводили с учащимися и родителями: тренинг «Лучик доброты». Каждый из участников-детей 1-4 классы должны нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания – 8 минут. Анализ рисунков на тему «Семья». Детям дали задание нарисовать всех, с кем он живет. В этих рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребенка. Если ребенок рисует себя между родителями, то это говорит о привязанности к обоим родителям, об его уверенности в том, что защищен ими. Если один из родителей изображен ближе к ребенку, чем другой, это говорит о выраженной привязанности к одному из родителей. Тревогу вызывает изображение себя в изоляции от родителей. Отстранение в рисунках может указывать на то, что ребенок в действительности не может положиться на родителей как источник безопасности, авторитета и даже любви. Экскурсия в страну детского счастья (выставка рисунков на тему «Черно-белый мир»). В своих рисунках учащимся предлагалось нарисовать счастье так, как они себе его представляют. Проводится семинар-тренинг, суть которого в том, что родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей, которыми они должны руководствоваться. Родители работают в группах в течение 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом и защищают свой проект. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник. НЕЛЬЗЯ: - будить ребенка в последний момент перед уходом в школу; - кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами; - требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе; - сразу после школьных уроков выполнять домашние задания; - лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе; - кричать на ребенка вообще; - заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика; - не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий; - сидеть у телевизора и сидеть за компьютером более 40-45 минут в день; - смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры; - ругать ребенка перед сном; - не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время; - разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно; -не прощать ошибки и неудачи ребенка. Провели социологические опросы с родителями и учащимися. «Каким должен быть в семье ребенок, с которым нет проблем?» - был адресован родителям 5-8 классов. Идеальный ребенок – это ребенок, который: Родители достаточно серьезно подошли к проблеме определения особенностей личности идеального ребенка, с удовольствием подбирали качества, его характеризующие, а также каким хотели бы видеть своего ребенка. Идея проведения социологического опроса дает понять родителям что из портрета идеального ребенка есть в их собственном, что еще не поздно сделать, чтобы кардинально изменить ситуацию, связанную с воспитанием собственного ребенка. Помимо родителей, и учащиеся отвечали на вопрос: «Каких родителей можно назвать идеальными?» В опросе участвовало 342 учеников. Идеальные родители – это такие взрослые, которые: Учащимся был предложен вопрос: «Какие запреты преобладают у твоих родителей в общении с тобой?» В опросе участвовало 342 учащихся. Вот как ответили ребята: Одна из главных проблем - это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их слушали и понимали. Учащимся было предложено ответить на вопрос: «За что могут не любить родители своих детей?» В опросе участвовало 342 учащихся. Ответы учащихся распределились следующим вопросом. Родители не любят ребенка, если: Учащимся было предложено ответить на вопрос о том, как часто они проводят выходной день с родителями. Из 342 опрошенных детей лишь 35% учеников ответили сказали о том, что родители откладывают в сторону все свои дела, чтобы выходной день провести с детьми. На вопрос: «Кто из родителей чаще всего проводит свое свободное время с вами?» В период подросткового возраста детям необходима ласка и любовь как никогда ранее. В подростковом возрасте формируется личность, самооценка, осознание внутреннего мира, и самое главное, проектируется собственное видение будущей жизни и мера жизненных ценностей. Работа родителей в группах Родителям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге, представить и защитить ее всем вместе. Время выполнения задания 5-6 минут. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Например, детство … ( улыбка, игра, драка, весело жить, плакать). Время выполнения задания 5 - 6 минут. «Перепевки». Участники разделяются по группам и родители вспоминают - «детские» песни. Время выполнения 5 -7 минут. Знакомство родителей с сочинениями детей на тему: «Самый счастливый день в моей жизни». Рассказ у всех начинается одинаково: «Я считаю самым счастливым днем моей жизни тот день, когда…» Анализ сочинений Сочинения проводили на разные темы: 1. Самый трудный день в моей жизни….. 2. Мои маленькие радости…. 3. Обида, которую не могу забыть… 4. Что мне не нравится в школе… Меня хвалят, если ___________ Мне дарят подарки, если __________ Мне дарят деньги, если ____________ Мне разрешают ________, если_________ Проведение тренинга на тему “Режим дня в жизни школьника”. Задачи: довести до родителей о необходимости соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня. Форма проведения: семинар-практикум. Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные особенности рационально организованного режима дня; приемы сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня. Памятка для родителей Папы и мамы! Помните! - Душевная копилка ребенка работает день и ночь. Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. - Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой. - Научитесь слушать своего ребенка и в радости и в горести. - Наказывая своего ребенка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним. - Станьте для своего ребенка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам своей семьи и другим людям. - Обнимайте и целуйте своего ребенка в любом возрасте. - Не разговаривайте со своим ребенком с равнодушным и безразличным лицом. - Заводите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребенка теплее и радостнее. Для нас важным является мнение родителей по проведенному собранию, поэтому мы включаем элементы рефлексии в виде упражнение “Ладошка” или составление “Синквейна”, или проводим анкетирование. Анкета для родителей. Как вы можете оценить свои отношения со школой, в которой учится ваш ребенок? а) хорошие; б) нормальные; в) посредственные; г) плохие. Как часто вы бывали в школе в этом учебном году? а) каждую неделю; б) один раз в месяц; в) один раз в четверть; г) два раза в год. С какой целью вы приходите в школу? а) на родительское собрание; б) на встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка; в) для участия в воспитательных мероприятиях в классе, в котором учится ребенок; г) для оказания помощи классному руководителю и педагогам; д) по вызову педагогов и администрации школы. Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с педагогом? а) удовлетворение; б) радость; в) надежду; г) тревогу; д) разочарование; е) растерянность; ж) грусть. В конце родительского собрания родители пишут вопросы, на которые не получили ответа. На столе у директора стоит коробка, в которую родители складывают свои вопросы. Родители учеников являются активными участниками тренингов, потому что все собрание построено на общении с родителями. Именно они позволяют педагогам и родителям создать доверительное общение участников, которые сами находят решение проблем рассматриваемых на тренинге. Родители осваивают также работу в группах. Групповая дискуссия и ролевая игра позволяют постигать науку общения, учится слушать и слышать друг друга, т.к. эффективное общение способствует успехам в воспитании детей. Заложенная информация в семинарах - тренингах надолго запомнится. Традицией работы с родителями нашей школы является поощрения родителей, активно участвующих в жизни школы.Она осуществляется в различной форме. Это награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся. В честь родителей учащиеся готовят концертные номера-сюрпризы. Задачи: обратить внимание отцов на их роль воспитании детей в семье, привлечь отцов на общешкольное родительское собрание. Звучат песни «Погода в доме», «Мой ласковый и нежный зверь». 7-классы Иошина Алина: Николаенко Любовь: Гремите громче трубы, Всех, кого люблю я Звонче звените колокола, И сердцем, и душой, На общешкольном собрании Сегодня в этом зале Вся моя семья! На празднике со мной .Кремер Елена: Филиппов Влад: Какой наш дом без папы! В нашем доме – праздник славный, Правда же ребята? Думаю, что нет его важней. Кто починит табуретку, Здесь сегодня наши папы, мамы. На машине подвезет, Есть ли кто-нибудь на свете В дневнике моем отметки Ближе и родней? Знает все наперечет! Салыгина Маргарита: Тункина Надежда: Вот так чудо! Вот так дела! Почему в той квартире грохочущий шум, У нас газета ожила! Зашкалили разом все датчики. Она на носу у папы лежит Это папа забыв про сон и еду, И в тон его храпу шуршит! Решает с сыном математику. Иошина Алина: Дроган Миша: Пять часов мама в парке сидит, Мы с папой решили уборкой заняться. Со страхом она на мобильный глядит. «Мой друг! – сказал папа. – Пора приучаться». «Когда же уборке будет конец. «Идея прекрасная», - мама сказала Смогу ль я вернуться домой, наконец!» И тотчас из дома она убежала. Все: Мы шутим, конечно, Когда стобой рядом Но очень приятно, Твой умный папа! Сцена первая Родители Петрушка Здравствуйте, юные зрители! Здравствуйте, дети и их родители! Мы Петрушины родители, Пообщаться со мной не хотите ли? Старик и старушка. Я – мальчишка удалой, А это сын наш Петрушка Очень шустрый, озорной. Родители А подраться, пошалить, На часах девятый час, Кто же может не любить? Торопись, сыночек, в класс. Петрушка Вот тебе книжки и тетрадки Я сегодня инвалид, Мама пирог положила сладкий, У меня живот болит. С маком и корицей, Больно мне ворочаться- С перцем и горчицей. В класс идти не хочется Родители Петрушка Ты, сыночек, нездоров? Не хочу я докторов. Позовем мы докторов. Я уже почти здоров. Пусть тебя они осмотрят, Только кружится слегка Капли разные дадут. Почему-то голова. Если это очень нужно, Ведущие-дети Пусть укол тебе введут. Папа с мамой за порог, Родители И Петрушка – прыг да скок. Ты, сыночек, полежи! Он к портфелю подбегает – И о школе не грусти! Где там с маком пирожок? Справочку тебе напишут Помните, родители! Твои добрые родители. Есть такие дети! Не пишите справок им Ни за что на свете! Один из сюрпризов “Волшебная шкатулка,” этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята пишут письмо родителям со своими мечтами, пожеланиями, опускают в волшебную шкатулку, которая открывается и читается во время собрания. Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим ро¬дителям. - Я знаю, что я не должен получать все¬го, о чем прошу. - Не применяйте силу по отношению ко мне. - Не давайте пустых обещаний. - Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне. - Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. - Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. - Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних. - Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. - Не пытайтесь меня все время поучать. - Не придирайтесь ко мне и не ворчите. - Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. - Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже Вашего достоинства. - Мне нужны ваши понимание и поддержка. - Я тоже хочу быть вашим лучшим другом. - добрые мысли и теплые пожелания Через “Волшебный экран” учащиеся задают свои вопросы родителям. Выступление психолога. Психолог рассказывает родителям о способах преодоления психологических трудностей адаптации учащихся: - Создание благоприятного психологического климата в отношении ребенка со стороны всех членов семьи; - Обязательное проявление родителями интереса к школе, к классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню; - Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Традиционно родители с учителями вместе проводят праздники “Новый год”, “Наурыз”, “Выпускные вечера”, КВН родителей и учеников “Путешествие в страну Здоровья”. Родительский комитет организовал конкурс на лучший дневник, тетрадь, рейды-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю. Выпускали книжки-малышки, написанные учащимися и родителями, с памятками нужных учебных материалов. Просмотр видеозаписей и выставки рисунков учеников является традиционным для родителей. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми. В школе проводимые тематические общешкольное родительское собрание на актуальные темы в обсуждение которых заинтересовало абсолютное большинство родителей. Все общешкольные родительские собрания записываются на видеозаписи. На следующее четверти с родителями запланировано очень много интересных работ. Литература: 1. Дереклеева Н.И.Справочник завуча:Учебно-методическая работа. Воспитательная работа. 5-11классы.-М.: ВАКО, 2006.-352с. 2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2006. 336С. 3. Психология современного подростка //под ред. Фельдштейна Д.И. М., 1989. 4. “Воспитание школьника. Оқушы тәрбиесі” /2010 1-44.Алматы.
|