УРОК САМОПОЗНАНИЯ 5 – КЛАСС Тема: Красота души человека Составила: учитель биологии ГУ «СОШ №30» ВКО г.Семей Бектембаева Спя Фазыловна Цели: - развивать умение видеть и ценить в людях не внешнюю красоту, а его внутренние духовные качества, человечность. - развивать творчество учащихся, научить видеть прекрасное в людях и окружающем мире. Ресурсы: колечко для игры, слова «КРАСОТА», «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ», реквизит для инсценировки, листы ватмана, маркеры, шкатулка. Ход урока: 1.Круг радости. - Поприветствуем друг друга в кругу по-дружески: Хлоп - ПРИВЕТ! На доске слово «КРАСОТА» - А сейчас давайте поиграем в игру «Колечко». Кому выпадет колечко встает в круг и называет, что красивого он видит и знает в своих одноклассниках (о каждом по кругу – у тебя, Арыстанбек, красивые глаза; - у тебя, Илья, красивая душа…) Вывод: _- Ребята, сейчас вы говорили о красивых качествах друг друга, понравилось? (мнение детей). Вы - красивые люди. Молодцы, что умеете увидеть красивое в людях, это очень ценное умение обязательно поможет вам в жизни. 2.Поговорим… -Скажите, вы говорили только о внешней красоте своих друзей? (нет) -Что же, красота бывает разной? (да) Внутренняя красота человека – его лучшие душевные качества, поступки, умения и т.д. А каким словом ее можно назвать? (высказывания детей) На доске появляется слово «ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ» -А это слово подходит? Подберите синоним к нему (высказывания детей). (доброта, отзывчивость, душевность и т.д.) -Как связаны эти слова – красота и человечность? (высказывания детей). Вывод: - Человечный и даже внешне не очень красивый человек всегда интересен и с ним хочется общаться. 3.Наше творчество. Деление класса на 3 группы по 4-5 человек (по любому принципу) Задания для групп: 1.Познакомиться со сказкой или легендой. (смотрите приложение 2). 2.Подумать, каким способом лучше ее представить классу – инсценировка или составление диафильма по содержанию. 3.Сделать вывод, как произведение отражает тему нашего занятия. Самостоятельная работа в группах. 4.Презентация. Группы представляют работы. Вывод: - Не цени человека по внешности, а цени его по поступкам и его внутренним качествам. -Человек должен всегда самосовершенствоваться. 5.Круг от сердца к сердцу. «Шкатулка впечатлений» - по кругу из шкатулки каждый ребенок вытягивает листочек, на котором написано начало фразы, которую нужно закончить. «Сегодня я понял, что красота…..» «Я понял, что быть красивым, значит…..» «Человечность – это когда….» «Сегодня мне понравилось…..» «Сегодня я понял, что человечность ……» «Думаю, что главное в человеке…..» - Спасибо вам, за ваши высказывания и предлагаю вам закончить наш урок песней: «Если добрый ты» (смотреть приложение 1) ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Если добрый ты» (песня из м\ф «Про кота Леопольда») (Б.Савельев – М.Пляцковский) 1. Дождик босиком по земле прошел Клены по плечам хлопал. Если ясный день – это хорошо, А когда наоборот – плохо. 2. Слышно, как звенят в небе высоко Солнечных лучей струны. Если добрый ты, то всегда легко, А когда наоборот – трудно. 3. С каждым поделись радостью своей, Рассыпая смех звучно. Если песни петь с ними - веселей, А когда наоборот – скучно. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тексты для групп Синяя Сказка. Подул южный ветер. Два цветочных семечка поняли, что весна близка – и пустили два тонких ростка. Первый цветок увидел синего неба кусок, и цветочки его сразу синими стали. Второй цветок с шейкою гибкой увидел солнышка золотую улыбку и надел золотую корону. И, умыв¬шись туманом, он заявил, встав посредине поляны. -Все, что красиво - запомните это! - золотисто¬го цвета! Пшеничное зернышко - золотое. - Ясное солнышко - золотое. И хотя называюсь Одуванчи¬ком я, золотом отливает корона моя. Я золотой - не то что этот синий цветок! А тебя как зовут, дружок? - Не знаю ... Мне никто не сказал ...-ответил синий цветок. Вечером к ним пришел Муравей: - Ох, как я устал ... Как мне ползти нелегко ... А муравейник мой так далеко! Ползти в темноте по кор¬ням не хочу я. Можно я у вас заночую? Золотой одуванчик сделал вид, что не слышит. А синий цветок прошептал: - Ночь на небе уже зажигает огни. Оставайся со мной, отдохни! И уснул Муравей под синим цветком. Это было чудесно! Звезды горели синим огнем. И всю ночь ему снились синие сны. Снилось ему, что он в синем по¬токе купается и поток ему улыбается. Снилось ему, что плывет он на синем листке по глубокой реке – по синей реке. Снилось ему, будто в синей ракете летит он к далекой планете – к синей планете. Утром сказал Муравей, что не сможет забыть эту ночь и что будет он рад, как можно скорее вернуться назад. Улыбнулся цветок: - Загляни к нам хотя бы на минутку. Прощай, Муравей! .. - Прощай, Незабудка! Так синий цветок узнал свое имя. Но Одуванчику не понравилось это. Он начал расти и стал совсем золотистого цвета. И однажды снова пришел Муравей и Незабудку спросил удивленно: - А где же твой друг с золотою короной? - Нет его больше ... Он всегда говорил так неохот¬но со мной и раздувался от спеси, что весь золотой. Что случилось потом? На это мне трудно ответить…Он вдруг побелел, и стал легким – и сдул его южный порывистый ветер!.. Он ничего даже крикнуть не смог. Вот и остался на месте его лишь сухой стебелек… И сказал Муравей: - Плохо тебе, Незабудка одной. Если хочешь, я останусь с тобой. Днем я буду трудиться – мне иначе нельзя. А утром, как только открою глаза, я буду тебе рассказывать свои синие сны – они, как сказки, тайны полны… - Чудесно! И Незабудка, от счастья сама не своя, листочком погладила друга – умного Муравья. Л.Милева Красота Восточная сказка. Вот что рассказывают на Востоке: как-то царь спорил со своими мудрецами и друзьями, в чем заключается красота. Разговаривая на террасе дворца, они смотрели на детей, играющих во дворе. Вдруг царь кликнул со двора раба, протянул ему шапку, украшенную драгоценными камнями, и сказал: - Возьми эту шапку и надень на голову тому ребенку, чья красота, по-твоему, наиболее ее достойна. Выбери и увенчай самого красивого ребенка из тех, кто здесь играет. Раб, немного растерянный, но довольный и заинтересованный, бережно взял драгоценную шапку. Сначала он примерил ее на царского сына. Он увидел, что шапка идет красивому мальчику, но все же что-то не совсем устроило раба: казалось, мальчику чего-то недостает, Он примерял ее всем по очереди пока не дошел до своего собственного сына. Тут он увидел, что шапка больше как будто создана для его ребенка. Она очень шла ему, ничего лучшего нельзя было себе представить. И вот раб взял сына за руку и привел к царю. Слегка дрожа от страха, он сказал: - Царь, из всех детей шапка больше всех идет ему. Я должен сказать это, если вы ждете от меня честного ответа, хотя мне и стыдно проявлять такую дерзость, потому что этот мальчик – мой сын. Тогда царь и его собеседники от души рассмеялись, и царь, поблагодарив раба за честность, наградил его той самой шапкой для сына со словами: - Ты сказал мне то, что я хотел знать – истинная красота воспринимается сердцем… Дело в том, что сын раба на самом деле был очень некрасивым мальчиком, и царь, и все остальные сразу увидели это. Две сестры (казахская сказка) У одного бая было две дочери. Одна, старшая, Клара, была красивая, да бойкая на язык. А другая, младшая сестра, Джамиля, скромнее была, хотя красавицей ее трудно было назвать. А еще жила в этом селении старуха. Юрта ее была самой бедной, а одежда вся в прорехах. А от красоты ее былой ничего не осталось. Она не чуралась никакой работы, и все вырученные деньги посылала сыну, который уехал учиться в далекую страну. Однажды, когда женщина шила одежду в доме сестер, Клара нечаянно, а может быть, нарочно, рассыпала бисер, которым старуха расшивала ей праздничный камзол. Женщина сделала девушке замечание. А та раскричалась: - Ты – жалкая, уродливая старуха! Как ты посмела в моем доме рот открывать? Ты даже не заслуживаешь того, чтобы я с тобой здоровалась! А ее сестра, наоборот, помогла старухе собрать бисер и извинилась за грубость сестры. Но с тех пор старшая сестра перестала здороваться с бедной женщиной. Однажды в аул на красивом коне в сопровождении других всадников въехал красивый, как солнце, джигит. Его одежда сверкала, расшитая жемчугом и золотом, а черные глаза сияли, как два алмаза. Нигде не останавливаясь, всадники направились прямиком юрте бедной старухи. Выбежала она навстречу и расплакалась от счастья. - Здравствуй, мама, - сказал джигит ласково, - падишах, у которого я теперь служу советником, разрешил мне забрать тебя во дворец. Собирайся! Старшая сестра, которая надела самую красивую одежду и первая прибежала к юрте старухи, хотела было первой поздороваться с красивым юношей, чтобы обратить внимание на себя. Но язык ее не повернулся, точно каменный стал. Зато Джамиля, молчунья и тихоня, вдруг разговорилась, как соловей весной. Старуха взяла за руку своего сына и подвела его к младшей из сестер, сказав, что это самая добрая, вежливая и работящая девушка на свете, лучшей невестки она бы себе не пожелала. Сказано - сделано. На следующий день сын старухи прислал сватов к родителям Джамили, а еще через несколько дней сыграли свадьбу. Говорят, что сын старухи и его жена Джамиля жили долго и счастливо, и у них было много детей. Ты хочешь знать, что стало с грубиянкой Кларой? Говорят, она все еще ждет богатого да красивого жениха, потому что так и не научилась говорить слово «Здравствуйте».
|