Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Тулеш Мажикеев, ветеран труда, работник Алматинского областного института профессионального развития кадров. Мое открытие ТЮЗа произошло при довольно необычных обстоятельствах. Заканчивалась война. Я учился в начальных классах, которые почему-то располагались в здании консерватории. И вот однажды мы с ребятами вышли из здания школы и увидели совсем рядом с собой фашистские танки. Очень перепугались: «Неужели война дошла до нас?» Но нас успокоили: идут съемки фильма «Она защищает Родину» и многие артисты ТЮЗа играют в нем эпизодические роли. Тогда же мы узнали, что недавно в нашем городе недавно появился свой детский театр. Первым нашим спектаклем была «Осада Лейдена» по пьесе Исидора Штока. Этот спектакль мы смотрели раз десять. Думаю, что пьеса была выбрана очень удачно, она сразу привлекла в театр юных зрителей. Глубокая старина, Лейден – город из немыслимо далекой от нас Голландии. Крепости, лестницы, по которым взбираются актеры… С ума сойти можно! Нам, мальчишкам, очень нравилось, что в этом спектакле герои сражаются на шпагах. Потом мы у себя во дворе устраивали такие же сражения. Сразу же обратили внимание на артиста Юрия Померанцева, ныне ветерана сцены, народного артиста РК. Он был тогда молодой, симпатичный, высокого роста. Мы, малыши, разузнали, где он живет, ждали, когда он утром выйдет из дома, и протягивали ему руку. Он тоже протягивал ее нам в ответ. И совсем не зазнавался! Позднее, когда я смотрел фильмы с участием Юрия Борисовича, особенно «Наш милый доктор», то всегда вспоминал, каким он был в молодости, и думал, что он совсем не изменился. Затем появился спектакль «Недоросль». Мы тогда в школе только начинали изучать Фонвизина, и нам было очень интересно смотреть, как актеры играют на сцене. На спектакль мы приходили всем классом. Еще нам нравился спектакль «Молодая гвардия». Шел уже примерно 1949 год. Только недавно вышла в свет книга Фадеева, фильма еще не было. Нас потрясла сцена смерти молодогвардейцев на шахте. Потом я узнал, что спектакль по роману «Молодая гвардия» наш ТЮЗ поставил первым в Советском Союзе. Тогда же, как сейчас помню, в театре появилась крутящаяся сцена, что для нас, ребят, было удивительно. И сейчас перед моими глазами стоит сцена из спектакля «Молодая гвардия»: сначала в одной комнате появляется фашистский генерал, потом сцена крутится и навстречу ему идет Олег Кошевой… Очень сильно была поставлена и сцена, когда молодогвардейцев бросают в шахту, а рядом стоит скорбная масса людей… Зрители плакали. Увы¸ нынешние школьники сегодня вряд ли назовут сегодня имена молодогвардейцев, других героев Великой Отечественной войны, которых многие поколения советских ребят знали наизусть. Это очень грустно. Человек остается человеком, пока жива его память… В ТЮЗе после войны появились первые новогодние елки, что для нас, ребят, было большой радостью. Не помню, кто исполнял роли деда Мороза и Снегурочки, а Шута помню – его играл наш любимец Юра Померанцев. Потом, когда уже гораздо позднее я водил в театр Лермонтова гостей, которые приезжали к нам в Институт усовершенствования учителей из разных городов Советского Союза, они, не зная моей детской привязанности к актеру, восхищались Юрием Борисовичем, и я был очень рад этому. Незабываемые это воспоминания: театр и детство. Когда занавес открывался, и мы видели красивые декорации, то всегда аплодировали. Помню, как мы восхищались тюзовскими сказками «Морозко», «По щучьему веленью». Я бы сказал, что сказки мы вообще впервые увидели на сцене ТЮЗа. Сказочные мультфильмы появились позднее, мы, ребята, их сравнивали, и сравнение это было в пользу ТЮЗа: с артистами сказки лучше, потому что герои там – живые! Потом мальчик из нашего двора Ваня Курский, который был нашим главным театральным агитатором, возглавлял походы мальчишек на спектакли, стал артистом драматического театра. Ваня был хорошим комедийным артистом, снимался в фильмах, но умер, к сожалению, рано. Благодаря ТЮЗу, у нас, ребят, появился интерес к художественной литературе, драматургии. Когда мы смотрели «Осаду Лейдена», то все читали книгу «Легенда о Тиле Уленшпигеле». Когда в ТЮЗе появился спектакль «Недоросль», я перечитал все пьесы Фонвизина. С удовольствием мы шли на елки, нас очень интересовало, какие роли там будут исполнять наши любимые артисты. Когда ребята собирались во дворе, мы «ставили» спектакли, которые шли в ТЮЗе. У нас был один большой двор в квадрате улиц Масанчи, Абая, Курмангазы, Сейфуллина, и в ТЮЗ мы, как правило, ходили группой. С вечерних спектаклей возвращаться домой было не так страшно, как в одиночку. В нашем дворе, кстати, жил Вова Жириновский, большой любитель театра. Он всегда агитировал нас идти в ТЮЗ, умно говорил о спектаклях. Много занимался, очень хотел поступить в МГУ и стать юристом. Был тихоней, ни с кем не ругался. Я помню о нем только хорошее. Вера – старшая сестра Вовы, дружила с Ренатой – моей соседкой по квартире. После окончания школы Вера уехала в Ульяновск и вышла замуж за артиста… Ну а что касается нынешнего лидера ЛДРП, то мне очень жаль, что сегодня он стал таким, каким мы его знаем по нынешним высказываниям, по дракам в Думе. Политика, я думаю, довольно вредное и опасное для жизни дело. Рос в нашем дворе и отец нынешнего министра Владимира Школьника – Сергей. Все мы, ребята, тогда очень много читали. Если у кого-то вдруг появлялась интересная книга, ее передавали из рук в руки. Это нам помогло развиваться, духовно расти. По литературе мы получали только четверки и пятерки. Сейчас, по истечении стольких лет, я думаю о том, какую огромную роль сыграл театр юного зрителя в нашем становлении, духовном возмужании. Прежде всего, мы полюбили литературу. В девятом классе мы изучали «Вишневый сад» Чехова, и когда в ТЮЗе появился спектакль, все дружно пошли в театр. Нам было очень интересно: что же поставят на сцене артисты? Потом также дружно, всем классом смотрели «Ревизор», «Горе от ума». Не помню, какой актер играл Чацкого, но до сих пор помню его возглас: «Карету мне, карету!» Елизавета Тихоновна Петрова – учительница русского языка в нашей 25-й школе, восхищалась тем, как мы умели смотреть спектакль, а потом передавать свое мнение о нем. Думаю, она сама нас этому и научила. Благодаря театру, я стал очень много читать. Прочитал немало пьес Чехова, Горького, Островского… В ТЮЗе в то время ставили много спектаклей, связанных со школьной программой, и нам было легче усваивать драматические произведения. К экзаменам по литературе я тогда практически не готовился, так был начитан, всегда на экзаменах по литературе отвечал без подготовки. Сейчас, к сожалению, дети мало читают книг, только смотрят телевизор. Спрашиваю мальчика: «Войну и мир» читаешь?» «Нет, – отвечает, – смотрю». И в школе не требуют обязательного чтения. В классе вместо пьесы Островского «Бесприданница» обсуждают картину Рязанова «Жестокий романс». Конечно, многое здесь зависит от самого учителя и его кругозора. В нашем 10-м «А» классе 25-й школы классным руководителем была Елена Михайловна Блиндер. Ребятам она приносила читать книги из своей личной библиотеки. В школьной библиотеке книг тогда было мало, мы записывались порою в 5-6 библиотек – везде, куда можно. Когда начались подписки на избранные сочинения классиков, мы стояли в очередях, чтобы подписаться на Чехова, Горького, Островского. На вечерах показывали отрывки из литературных произведений. Школа наша дружила с ТЮЗом, и театр нам всегда на новогодние вечера давал костюмы. Помню, мне почему-то достался костюм цыганки, я ее изображал и пользовался большим успехом. Меня даже на танец пригласили ребята из другой школы. Помню, к нам в школу в начале 50-х пришли несколько артистов, и мы вместе с ними проводили беседу «за круглым столом». Е. М. Блиндер умела сотрудничать с ТЮЗом. Детская любовь, пристрастия очень часто сохраняются на всю жизнь. Так я через всю жизнь пронес свою любовь к театру, к драматургии. В 60-е годы, когда уже работал учителем железнодорожной школы на станции Тюлькубас Южно-Казахстанской области, мы с местным учителем литературы Аркадием Иосифовичем поставили инсценировку по произведениям Чехова. Он был режиссером, а я – актеров и режиссера снабжал материалами, наблюдал за ходом репетиций, что-то подсказывал. Потом мы с этим спектаклем выступали в железнодорожном Доме культуры, и никто не верил, что на сцене так хорошо играют школьники. ТЮЗ в то время был для нас настоящим «сказочным царством», причем в этот театр всегда ходило больше зрителей, чем в другие. Большое значение имело и то, что там вместе работали две труппы – русская и казахская. Особенно нам нравилась сказка «Алтын сака». Нам, городским школьникам, не знавшим сельскую жизнь, казахского языка, было очень интересно знакомиться с казахскими традициями, обычаями. В некоторых спектаклях, например, в «Мятеже» Фурманова, принимали участие актеры из русской и казахской труппы. Это было для нас прекрасным интернациональным воспитанием. Не знаю, из каких соображений ТЮЗ потом разделили на две части, думаю, что об этом горюют многие. Очень здорово, что долгое время в театре были традиции, заложенные Натальей Сац. А она умела сплачивать коллектив. Там была не только дисциплина, там было главное – общее дело. В театре работали не просто актеры, режиссеры, художники, бутафоры, рабочие сцены, там вдохновенно трудились люди, влюбленные в детский театр. Я желаю нашему Театру юного зрителя, чтобы он еще много лет радовал своих зрителей – детей и взрослых – своим искусством. Чтобы ТЮЗ был вечно, потому что юные зрители есть всегда, а театр, как сказал в свое время Герцен, это «высшая инстанция для решения жизненных вопросов». Думаю, что это утверждение верно и поныне.
| |
Просмотров: 2402 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|