Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Н. Д. Танатканова,методист ИПК ПКСО Сегодня мы – жители планеты Земля; единой семьей вступаем в новый век, новое тысячелетие. Каким оно будет? Это волнует каждого, потому что даже самые малые перемены в мире не мыслимы без участия каждого из нас. Наукоемкий, технологичный, насыщенный информацией мир ХХI века как никогда нуждается в энергии добра, света и любви, в нравственно-духовном просвещении. «Основой хорошей жизни человека являются три качества, которые должны властвовать над всеми: честный труд, счастливый разум, искреннее сердце. Без них не обрести в жизни мира и согласия», - считал замечательный мыслитель Шакарим. И эти качества нужно воспитывать в людях с малых лет. А «воспитание есть, прежде всего, пробуждение чувств, развитие духовной сферы ребенка. Воспитывать чувства, - значит, учить ребенка находить удовольствие, радость в поступках общественно-ценных, несущих благо людям. Нравственно то, что служит человечеству» - пишет в своей книге «Путь к себе» - Сара Алпысовна Назарбаева. В другой книге - «Путь к себе» С. А. Назарбаева рассказывает о своих духовных исканиях, о необходимости возрождения общечеловеческих ценностей. Плодом ее исканий в 1997 году является создание Республиканского учебно-оздоровительного центра «Бобек» (Дитя), где занимаются оздоровлением детей природными методами, их воспитанием и обучением. Центр, где приобщают детей к живой природе, учат быть здоровыми, формируют в детях гармонию души и тела. Президент фонда «Бобек» высказала мысль о том «как это важно – раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы Доброта и Любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру Любви и Милосердия». С июля 2001 года созданы экспериментальные площадки по апробации учебно-методического комплекса «Самопознание» в гимназии № 34, лингвистической гимназии № 132, школе-лицее № 131, в детских садах № 27 и 88, в детском учебно-воспитательном центре «Гал – ltd Асет Е». С 2008 года предполагается введение 12-летнего образования и предмета «Самопознание» во всех школах Республики Казахстан. Ежегодно к 1 июля предоставляется информация с анализом результатов проведения эксперимента по «Самопознанию» в Министерство образования и науки РК и Республиканский институт повышения квалификации руководящих научно-педагогических кадров. В 2003 году был создан Институт Гармоничного Развития Человека, который разрабатывает программу и весь учебно-методический комплекс. Эксперимент обеспечивается по трем основным направлениям: подготовка кадров, учебно-методическое оснащение и материально-техническая база. К учителю Самопознания предъявляются высокие морально-нравственные требования. Учителя, строго следуя требованиям программы, в то же время, в целях повышения эффективности урока, могут творчески наполнять и корректировать содержание программы, подбирать и разрабатывать дидактический материал. Предусматривается владение педагога интерактивными методиками, умением проводить психологические тренинги, социально-ролевые игры. Все учителя и учащиеся обеспечены учебно-методическими пособиями. Эксперимент получил соответствующее материально-техническое оснащение, оборудованы кабинеты. «Самопознание» как предмет нацелен на развитие нравственно-духовной культуры личности ребенка и подростка. Он должен осознать смысл своей жизни, свое место в сообществе людей, в системе общественных отношений, осознать высшее предназначения человека через познание своего «я». Курс «Самопознания» должен оказать положительное влияние на весь образовательный процесс: методологию и методику преподавания, содержание образования, характер взаимоотношений «педагог-ученик-родитель». Этот курс последовательно развивает концептуальные идеи, которые содержатся в послании Президента РК «Казахстан 2030», в законе «Об образовании». Структура уроков во всех классах одинакова. Уроки сгруппированы по темам. Предусмотрено вовлечение родителей, особенно при проведении занятий практического характера, а так же для проведения совместной деятельности. Важную роль играет личность самого учителя. Она должна быть яркой, свободной, открытой в общении с ребенком. Главная задача учителя - содействовать ученику на его пути к выработке собственных навыков поведения, собственных критериев оценки нравственных норм. Учитель становится для детей личностным, профессиональным идеалом, образцом мудрого, духовного, доброго и здорового человека, стремящегося к самосовершенствованию и творчеству. Учитель не навязывает свои представления, но помогает ученикам в установлении и развитии контактов в ходе совместной деятельности. Учитель помни: 1. Доходит ли ситуация до ребенка? 2. Раскрывает ли его душу? 3. Помогает ли ребенку жить? Цель программы курса реализуется через использование различных методик интерактивного обучения. А это: - Работа в малых группах - Мозговой штурм - Ролевые игры - Составление проектов и т.д. А так же - стимуляция ситуаций, тематические беседы, просмотры фильмов, прослушивание музыки, создание коллажей, минутки тишины. Вводятся сказочные персонажи, куклы, игрушки. Использование данных методик позволяет каждому ученику чувствовать себя принятым и активно принимать других, пользоваться доверием класса и не бояться доверять другим. Во время урока каждый ученик окружен вниманием и теплом. Навыки, полученные при применении интерактивных методик, позволяют ребенку максимально подготовиться к активной и полноценной жизни. Уроки строятся по определенной структуре. 1. Каждый учебный год начинается с составления соглашения, т.е. создания определенных правил, которые будут регламентировать работу на уроках в течение года. Правила способствуют взрослению, если сформированы в позитивной форме. Важно, чтобы правила были применяемые к конкретному поведению, требовали активного взаимодействия учеников, учеников и учителя. - Обмен впечатлениями: что интересного произошло? Ассоциация настроения с музыкой, погодой, растением и т.д. - Введение в тему. Здесь используются сказки, притчи, «Палитра мнений». - Разминка (короткая игра, веселая перекличка). Цель ее – приведение детей в единое эмоциональное состояние). - Основной материал урока – одно или несколько упражнений (чтение произведений, обсуждение). - Заключение (обсуждение или вывод). 2. Рефлексия эмоционального состояния на уроке - каждый учитель имеет свой стиль обучения. Поэтому дать готовый рецепт, преподавания материала по общечеловеческим ценностям невозможно, тем не менее, предлагаются некоторые требования к урокам: - не требовать заучивания; - не ставить оценок; - не навязывать собственное мнение; - единство слова и действия учителя. Итоги этого курса налицо: «Я с удовольствием хожу на Самопознание, потому что там меня любят, и совершено не важно, какие у меня оценки, как я себя веду, главное – мое мнение, мои мысли. Здесь я интересен, я нужен. И это здорово». «Урок просто замечательный, потому что не надо что-то учить, получать оценки, бояться, что не оправдаешь надежд родителей и учителей. Но бывает на этих уроках и по-настоящему трудно, потому что не всегда можешь высказать мысль, свое мнение, часто приходиться задумываться о своем поведении, отношении к другим людям, решать проблемы». «Я узнал очень многое о своих одноклассниках, научился ладить с собой, вернее анализировать свое поведение. Правда, я чаще себя оправдываю. Но, как говорит наш учитель, сначала нужно понять себя, разобраться в себе, а уж потом учиться жить в ладу со всем миром. Не знаю как насчет всего мира, но со своими близкими мне бы хотелось жить дружно». «Я люблю этот урок. За что? За то, что там мы сидим в кругу и смотрим друг другу в глаза, за честность, за наши споры. И, наверное, еще за то, что начинаешь задумываться о разном и главном. Я скучаю по уроку и всегда жду его с нетерпением». «Я стала понимать своих родителей» «Самопознание» становится популярным и любимым предметом. 98% опрошенных учащихся включили «Самопознание» в список обязательных школьных предметов. 79% участвующих в анкетировании родителей отметили положительное влияние нового предмета на личностное развитие их детей, их эмоциональное состояние, отношения с друзьями, учителями, взрослыми. Все классные руководители отметили, что предмет «Самопознание» помогает формировать классные коллективы, налаживать хорошие отношения между детьми. | |
Просмотров: 1643 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|