Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Тюкачева Любовь Васильевна, Директор школы-гимназии № 1 г. Щучинска, учитель самопознания, учитель начальных классов. Высшая категория. Отличник образования РК. Воспитательная работа по ноу Уважаемые коллеги! Один философ сказал: «Истинные учителя – это те, которые живут, работают, борются и успевают, веря в идеальные ценности своей работы…». В системе образования трудятся именно такие педагоги – талантливые, самостоятельные, умеющие нестандартно мыслить и самоотверженно работать. Через несколько дней наступит Первое сентября, «оживут» наши школы, детские сады. Поздравляю вас с наступающим новым учебным годом, желаю, чтобы этот год стал плодотворным и интересным для всех работников образования и, чтобы те цели и задачи, которые мы поставили перед собой, были достигнуты и выполнены! Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет просто работа со школьным учебником. Такие дети явно или неявно выделяются среди сверстников своей способностью учиться, или придумывать необычное, или решать математические задачи, или рисовать, или осваивать спортивные виды деятельности и т.д. Именно поэтому, ориентируясь на учащихся, которых принято характеризовать как одаренных, в нашей школе- гимназии №1 города Щучинска осуществляется работа по реализации программы "Одарённые дети". В рамках реализации данной программы в школе действует научный совет и ученическое научно-исследовательское общество «Аль Бируни», важнейшими задачами которых являются выявление индивидуальных способностей учащихся, раннее развитие научных интересов и вовлечение школьников в исследовательскую деятельность. Цели создания УНИО "Аль Бируни": 1. Экспертиза одарённости детей. 2. Развитие их способностей. 3. Повышение социального статуса знаний и ориентация на выбор профессии. Для осуществления деятельности УНИО в школе разработана нормативно-правовая база: *Положение о НОУ. *концепция организации исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы УНИО "Аль Бируни". * Устав УНИО "Аль Бируни" *учебная программа УНИО "Аль Бируни" Структура УНИО "Аль Бируни" включает работу секций. Руководят секциями учителя высшей категории, победители различных конкурсов. НОУ позволяет координировать деятельность учителей и учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, наиболее эффективно использовать потенциальные возможности каждого, обмениваться опытом как внутри образовательной системы, так и с профессионалами других сфер деятельности. Ученическое научно-исследовательское общество – это целенаправленная и результативная работа учащихся, которая проводится под руководством учителей школы- гимназии. Работа определяется тремя обязательными признаками: • научной новизной; • практической значимостью; • эффективностью. Подготовка начинается с начального звена и основана на развитии общенаучных, дидактических и исследовательских умений, выполнения индивидуальных и групповых творческих заданий, участия в работе творческих объединений, исходя из своих интересов и увлечений, учащиеся выбирают тему для исследования, подбирают необходимую литературу, готовят отчет в различных формах. В школе- гимназии сложилась такая структура деятельности педагогического, преподавательского и ученических коллективов в организации учебных исследований школьников: Ученик Учитель Педколлектив (педсовет, факультеты, кафедры) Индивидуальный запрос Мотивирует исследовательскую деятельность учащихся Определяет концептуальные идеи развития гимназии Выполняет исследование Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует школьников Планирует и организует работу учителя по педагогическому руководству учебными исследованиями Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу Анализирует проект, дает рекомендации Анализирует состояние исследовательской работы учебного заведения, принимает решение Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках, этому способствуют и современные интерактивные технологии, которые широко внедряются в практику работы школы- гимназии. Целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков достигается и во внеурочное время. Поэтому в учебном плане гимназии в качестве дополнительного образовательного компонента есть спецкурсы, индивидуальные и групповые консультации. НОУ является добровольным, научно-творческим объединением гимназистов 1-11 классов, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности. В НОУ существуют следующие направления: • гуманитарное (литературное, обществоведческое, искусствоведческое, экономическое); • естественно-математическое (математическое, физико-математическое, биологическое, химическое, антропологическое); • иностранных языков. НОУ – это своеобразная деловая игра для учащихся, которая помогает решать в нашей школе в дополнение к урокам задачи развивающего образования: • повышает престиж знаний, грамотность в широком смысле слова, общую культуру учащихся; • совершенствует навыки учебной работы; • развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; • обогащает социальный опыт – работа в НОУ учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах; • расширяет контакты с учениками не только своей школы, но и других школ города, области, Республики, а при использовании Интернета с другими странами, учит взаимодействовать с учителями и учеными. Критерием успешности НОУ является удовлетворенность учащихся качеством образования, созданными условиями для научного творчества, для личностного общения, для самореализации. Большое место в работе НОУ занимают исследовательские проекты учащихся, которые они выполняют под руководством учителей и научных руководителей, в школе накоплен опыт работы по управлению этим видом деятельности. Работа начинается психологами и учителями-предметниками с выявления учащихся, имеющих склонности и желание заниматься исследовательской работой. Ее осуществляют учителя-предметники, психологи и родители. Далее определяются конкретные проекты, подбираются руководители работ. Это учителя гимназии, а в качестве научных консультантов – преподаватели ВУЗов. (города Алматы, Кокшетау, Павлодара) Большую роль в успешности данной работы играет мотивация учащихся и учителей на этот вид деятельности. С этой целью в школе широко пропагандируются успехи учащихся, их победы на олимпиадах и конкурсах (газеты, телевидение, пресс-релиз). • Исследования, проведенные в школе – наблюдения, анкетирование учащихся, устные беседы – позволили выявить следующую мотивацию учащихся в их желании заняться исследовательской работой в следующем учебном году: • интерес к предмету; • желание углубить свои знания, расширить кругозор; • желание самоутвердиться; • поступить в вуз. Исследовательские проекты – наиболее сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. В школе для старшеклассников разработана программа «Как создать свой проект». На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учителя – руководители исследовательских работ получают методическую помощь на семинарах, тренингах. Нельзя исключать и самостоятельную деятельность учителей по совершенствованию своего профессионального мастерства. Администрация школы-гимназии, обеспечивает возможность старшеклассников работать с научными источниками, договаривается с музеями, библиотеками, архивами. Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. Выбор темы зависит от того, есть ли у ученика подходящий интересный материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей, научных руководителей или родителей. Выбор темы представляет большую сложность, иногда ученики предлагают темы, которые явно им не по силам. Первоначально у нас некоторые работы носили реферативный характер, а бывало так, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. Поиск путей решения данных проблем привел нас к изучению и внедрению в нашей школе тьютерской технологии. С помощью данной технологии мы нашли механизмы сопровождения исследовательской работы, не требующие изменения учебного плана. Исследуя проблему самореализации учащихся, мы пришли к выводу, что ребенку необходимо сопровождение в ситуации, когда он может сказать: «хочу, но не знаю, как это сделать». Мы разграничили деятельность тьютеров по направлениям. В школе создан тьютерский совет из педагогов, психологов, классных руководителей. Тьютерское сопровождение устанавливается для тех видов деятельности, в которых заинтересованы школьники и их родители. Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися, показывает, что круг интересов очень широк: это литературоведение, история, краеведение, этнокультуроведение, биология, ИКТ, экология, культурология, английский язык. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования – определяются временные рамки, объем работы и поэтапное ее выполнение. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности: • выявление проблемы исследования; • постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; • отбор и структурирование материала; • соответствие выводов теме и целям исследования. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм. В рамках работы УНИО «Аль Бируни» наши ребята принимают участие в районных, областных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях в г.Кокшетау, г.Караганды, г. Павлодаре и г. Алматы. Участие и победы в этих мероприятиях стали традиционными, так как участники неоднократно занимают призовые места». В этом году 16 учащихся из разных школ представлявших Акмолинскую область в Республиканских научных соревнованиях школьников в г.Алматы, завоевали 5 призовых мест. Две награды увезены в г.Астану, а три – в г.Щучинск, в школу-гимназию №1. Первое место занял Оразалы Шынгыс с проектом по теме: «Изучение и составление генеалогического древа племени Аргын, рода Атыгай», в секции этнокультуроведение (направление: «Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты»). Научный руководитель – Мусаипова Алия Каиркеновна, учитель английского языка высшей категории. Итогом работы Шынгыса над проектом стал выпуск книги «Шежире – асыл мұра», над которой он работал на протяжении трех лет. Третье место занял Чикризов Владимир, с проектом по теме: «Создание сетевого сообщества «Школа-семья», в секции информатики (направление: «Моделирование социальных и экономических процессов»). Научный руководитель – Кабакова Оксана Викторовна, учитель информатики высшей категории. Проект Владимира имеет практическую направленность, которая реализуется в нашей школе и в школах города. Третье место завоевал и Кусаинов Санжар, с проектом по теме: «Производство биогумуса с помощью красного калифорнийского червя», в секции биологии (направление: «Казахстан 2030»). Научный руководитель – Киселёва Татьяна Владимировна, учитель биологии и химии первой категории. Проект Санжара вызвал большой интерес у компании «Интел». По итогам Республиканских научных соревнований школьников наши учащиеся награждены медалями участников, а за занятые призовые места награждены сертификатами, которые дают возможность поступления на грант в любой ВУЗ Казахстана по выбору. Чикризов Владимир уже поступил на грант в IT Университет города Алматы. В этом году 5 учащихся заняли призовые места в районной научно-практической конференции и будут защищать честь района на областных соревнованиях. В этом учебном году учащимися ШГ №1 завоевано 12 призовых мест в районной олимпиаде школьников. Двое из призеров (Чикризов В., Кусаинов С.) принимали участие в областной олимпиаде. Много творческих, талантливых детей выпускает наша школа. Чемпионами международных, республиканских, областных и районных соревнований являются наши учащиеся. На протяжении многих лет наши учащиеся являются участниками и призерами районной и областной спартакиады «Жастар. В Республиканскую книгу «Лучшие дети Казахстана» в этом году за высокие достижения в исследовательской деятельности, спорте вписаны имена и наших учеников, учеников школы-гимназии № 1. Это Оразалы Шынгыс, Чикризов Владимир, Кудабаева Карина, Кусаинов Санжар, Коломеец Дмитрий, Уалишанов Султан, Сухотенко Алёна. Администрация школы- гимназии придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Ежегодно в школе проводится выставка «Интеллектуальная биржа», на которой представляются работы-победители и вручаются памятные подарки. Талантливых молодых «ученых» знает вся школа – так формируется интеллектуальная элита школы- гимназии и поддерживается культ знаний, чем всегда гордилась наша школа. По итогам этого учебного года 10 выпускников получили образовательные гранты в самых престижных ВУЗах страны, в том числе и в Новом Университете Астаны. гордостью школы стали выпускники, обучающиеся в дальнем зарубежье по программе «Болашак». Успех школы – гимназии №1 – это, безусловно, результат творческой деятельности и кропотливого труда педагогов (досье успеха). Результаты работы и высокий рейтинг среди школ города и района подтверждают высокий статус школы – гимназии №1. | |
Просмотров: 1583 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|