Воспитание эстетических эмоций в ребенке посредством циркового искусства
Цирковое искусство занимает в жизни каждого человека свое особенное место. Оно помогает выбирать пути реализации индивидуальных способностей,при этом каждого ребенка всю жизнь сопровождают эмоции, рожденные и запомнившиеся ему, благодаря цирку. Поэтому значение художественных качеств циркового номера должно рассматриватьcя как основной фактор. При просмотре циркового представления у ребенка воспитывается эстетический вкус, который в дальнейшем будет являться хорошим дополнением к его жизненной практике, как необходимый элемент жизненного опыта. Выстраивая цирковые номера, артист переводит в реалии циркового пространства, выразительность трюка. Находя созвучные фрагменты цирка и музыки, можно сказать, что у артиста нет предела и ограничения «звучания» трюков. Их тональность и настрой создают действительную гармонию циркового мира. «Звучание» трюков эволюционируют мироздание, в котором живет артист цирка, это его особый мир существования. По аналогии с музыкой можно сказать, что цирк - это большой оркестр, где каждому инструменту (жанру) отведено свое место, где ноты (трюки) выстраиваются так, что создают в каждом номере особую тональность и своеобразие, а все вместе это большой ансамбль, способный передавать различные звучания и тональность человеческой психики и человеческого тела. Благодаря чему, в цирке рождается своя симфония с главной и побочной темами, с репризами и т.д. И все это преподносится зрительно в присущей цирку элегантности и красочности, которые вытекают из сложных и разнообразных явлений природы, создавая понятие «красота».
Особое значение имеют некоторые принципы организации художественно-образной структуры номера, активно участвующие в формировании эстетических эмоций.
Для того чтобы удовлетворить эстетические потребности детей, артист цирка при подготовке номера проделывает значительную творческую работу. В процессе подготовки номера он формирует в своем сознании некую воображаемую идею номера, в которой разворачивается и разрешается конфликт «возможного» с «невозможным». Именно в возможности заключается демонстрация артистом определенных смысловых действий, которым он придает эмоциональную окраску. Каждый трюк не может быть представлен сам по себе, он исполняется в зависимости от композиции номера, включающей оригинальность и специфичность образа. Подобная образность вызывает положительные эмоции у зрителя. Но это еще не критерий эстетической оценки «прекрасного» в цирковом номере. Прекрасным в цирке является то, что предстает перед детьми в качестве определенной формы физического совершенства. То есть, само понятие прекрасного в цирке имеет реальную основу различных взаимодействий, например, формы и цвета, музыки и движений, которые, эмоционально воздействуя на детей, обретают свой подлинный смысл и образуют в восприятии зрителей познание прекрасного.
В цирке все, вызывающее радость или разочарование, может быть более или менее значительным, импонирующим или же малым, ничтожным, незначительным. И этому различию соответствует высказанные ребенком собственные эмоции. Радость, вызываемая прекрасным - это эстетическая радость, обращенная в чувство возвышенного. Поэтому в цирке прекрасно то, что радует человека и возвышает его в эстетическом созерцании, которое порождает сущность эстетической оценки. При эстетической оценке возникает суждение как возможность придать красоте свой смысл, заложенный в произведении циркового искусства его творцом. Цирк формирует сознание прекрасного в ребенке.
|