Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Внеклассное мероприятие «Признанный мировым сообществом Казахстан» Форма проведения: круглый стол Тема: «Межэтническая и межконфессиональная толерантность» Цели: • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности; • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей. Задачи: • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности; • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся; • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися. Ход занятия: 1. Эпиграф: Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу 1. Вводное слово учителя: Все мы живём в дружном, многонациональном Казахстане. Порой сложно найти общий язык в коллективе учеников, работников одного предприятия. У каждого свои увлечения, интересы. Также и в нашем государстве, которое изобилует разными этническими группами, у которых свои традиции и обычаи. Но тем и славен Казахстан, что, являясь многонациональной страной, ему удается избегать межэтнических и межконфессиональных разногласий. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…. К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Слово ведущему Президент Назарбаев глубоко понимает то, как важно в многонациональном государстве, которое одновременно является и многоконфессиональным, строить уважительное и взаимно доверительные отношения между представителями всех конфессий и всех национальностей. Он никогда не уклоняется от этого, делает многое и всегда подчеркивает, что для Казахстана - это дар, завет истории. Он любит повторять, как у нашего казахстанского орла два крыла, так и у нашего казахстанского общества два духовных столпа - ислам и православие. Мы - представители различных наций, должны научиться жить в мире. Наша республика доказала, что может служить моделью таких отношений. 2. Историческая справка ( история слова толерантность) На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. 3.Беседа о толерантности. Вопрос: Как вы понимаете слово толерантность? ( ответы учащихся) Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Вопрос: что значит проявлять толерантность в межэтнических и межконфессиональных отношениях? Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Вопрос: Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы). Вывод: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия... В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот... 4.Давайте попробуем составить правила толерантного общения (ответы учащихся) : Правила толерантного общения: • Уважай собеседника. • Старайся понять то, о чем говорят другие. • Отстаивай свое мнение тактично. • Ищи лучшие аргументы. • Будь справедливым, готовым признать правоту другого. • Стремись учитывать интересы других. В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д. 5.Толерантная и интолерантная личность. - Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”. Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии. Приведите примеры исторических толерантных и интолерантных личностей. ( т.- Аблай-хан, Кенесары Касымов, Ибрай Алтынсарин, Алихан Бокейханов, президент Назарбаев; инт.- А.Гитлер, Б. Муссолини, Наполеон и др.). Показать характерные черты данных индивидуальностей. • терпение • чувство юмора • уважение мнения других • доброжелательность • умение владеть собой • умение слушать собеседника • понимание и принятие • чуткость • любознательность • гуманизм • непонимание • игнорирование • эгоизм • выражение пренебрежения • нетерпимость • раздражительность • равнодушие • цинизм • немотивированная агрессивность 6.Наиболее успешной страной в современном мире, реализующей политику межнационального согласия, является наша республика. Её опыт в данном вопросе высоко оценен мировыми лидерами. «Казахстан отличается от некоторых стран СНГ тем, что в стране царят мир и стабильность, наблюдается экономический рост. Казахстан может служить примером государства, в котором мирно сосуществуют различные нации и где в этническом многообразии видят благословение, а не бич». Кофи Аннан, Генеральный секретарь ООН. Выступление ученика «Политика межэтнической толерантности и общественного согласия в Республике Казахстан» : На сегодняшний день особенно явственно видны достижения Казахстана в деле построения многонационального, культурного и поликонфессионального общества, в котором реально обеспечено равенство возможностей экономического, социального, культурного, духовного развития для представителей всех наций и народностей, практическая реализация принципов межнационального согласия, единства казахстанского народа, гуманизма, гармоничного сочетания прав нации и прав человека. Главным условием успешного развития страны продолжает оставаться поддержание внутриполитической стабильности, гражданского мира и межнационального согласия. Опыт мирового развития государств показывает, что экономический потенциал и политическая стабильность зависят от взаимопонимания и согласия населения страны. И в этом большую роль сегодня играет Ассамблея народа Казахстана. Президент подчеркнул значение Ассамблеи народа Казахстана, благотворно влияющей на укрепление в стране согласия и межнационального взаимопонимания. 7.Показ слайдов об Ассамблее народа Казахстана. 8. Рефлексия. Составление кластера в виде «Солнце Мира». Что бы вы сделали, чтобы жить в благополучном обществе? • Быть терпимым по отношению друг к другу; • Учиться уважать друг друга; • Поддерживать принцип «Равноправие независимо от пола и национальности»; • Стараться не попадать в конфликтные ситуации и не создавать их самим Вывод: чтобы жить в мире и согласии, созидать на благо своей страны, надо быть толерантными. Об этом стихотворение Александрова П. 9. Поэтическая страничка. Толерантность - это не простое чувство, Его не в раз приобретешь: Сколько надо проявить благородства и сочувствия, Только тогда сам все это поймешь. Толерантным быть – это искусство, Твердо в этом мы убеждены: В дружбе и согласии жить должны Русские и украинцы, башкиры и татары Ответим друг другу чувством высоким- И хрупкий мир мы сможем сохранить. (авт. Александров П.) 10. Заключительное слово. У1: Наша Родина - Казахстан. У2: Мы живем дружно. У3: Мы терпимы друг к другу. У4: И желаем вам быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми. У5: А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо дети, никогда не будет войны. | |
Просмотров: 3700 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|