Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Классный час Тема : «Что такое толерантность?» Бажаева А.К., учитель английского языка КГУ «СШ им. Н. Островского», с. Бородулиха, Восточно-Казахстанской области. Цели: 1. Познакомить учеников с понятием Толерантность, дать ему определение. 2. Развить у учащихся умение говорить на заданную тему, высказывать свое мнение. 3. Воспитать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Вступление: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о толерантности, о мире и согласии в нашей республике. И сейчас я предлагаю исполнить самую главную песню страны, так как гимн, по нашему мнению, выражает всю самобытность нашего народа. Исполнение гимна. 16 ноября - Международный день толерантности Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному: Определение слова «толерантность» В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). Вопросы к учащимся: 1. Какое из определений вам импонирует более всего? 2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны? 3. А что же объединяет эти определения? 4. Почему так актуальна толерантность в настоящее время? Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот… «Перед вами две дороги, выбирайте» сценка в исполнении учащихся. Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы. - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка. - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку. - Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине. - А нам-то что? Он сам виноват. - Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь. - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? - Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку. - Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее. - Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку. - Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой. - я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно. - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню. - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу. - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. - У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату. - Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье. Вопросы к учащимся: 1. Почему молодой человек отказался помочь? 2. Как бы вы поступили в этом случае? 3. Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? 4. Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню? Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты. Есть два пути развития личности: Толерантный Интолерантный Работа учащихся по группам Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности. Толерантная личность Интолерантная личность уважение мнения других доброжелательность желание что-либо делать вместе понимание и принятие чуткость, любознательность снисходительность доверие, гуманизм непонимание игнорирование эгоизм нетерпимость выражение пренебрежения раздражительность равнодушие цинизм немотивированная агрессивность Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Исторически сложилось так, что в нашей стране проживает более ста национальностей. И проживают в мире и согласии. Наш президент, Нурсултан Абишевич Назарбаев, ведет активную политику для мирного сосуществования людей разных национальностей и конфессий. Обсуждение ситуаций. Ситуация 1. В класс пришла новенькая девочка. И ребята решили с ней не общаться так как она другой национальности. Как бы вы поступили в данной ситуации? Ситуация 2. Один из учеников во время исполнения гимна смеялся и вел себя неподобающе, после учитель записал замечание ему в дневник. Ученик посчитал, что учитель был неправ. А как считаете вы? Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Составить с учащимися правила толерантного общения. Например: 1. Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чем говорят другие. 3. Отстаивай свое мнение тактично. 4. Ищи лучшие аргументы. 5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого. 6. Стремись учитывать интересы других. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Сейчас вам Катя прочитает китайскую притчу, а вы внимательно ее послушайте. Китайская притча «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. Понравилась ли вам притча? Согласны ли вы со старейшиной в том, что любовь, прощение и терпение есть основа хорошей семьи и мира? Почему? Следующее задание: Закончите предложения: Моя родина-это… Я хочу, чтобы моя родина была самая… Я хочу, чтоб в моей стране никогда не было… Я сделаю для своей страны… Заключение: А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и пожелаем друг другу только хорошие, добрые пожелания. (Круг добра) Закончить наш классный час я предлагаю исполнением песни «Если с другом вышел в путь…» Всем спасибо за внимание! | |
Просмотров: 2350 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|