Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Путь к гармонии И. Э. Казанцева, кандидат психологических наук, лауреат Международного конкурса «Vivat, учитель», педагог-психолог высшей категории средней школы № 98 г. Алматы Человек по образному мышлению литовского поэта Э. Межелайтиса ногами стоит на Земле, а руками упирается в Солнце. Днем и ночью мы летим в Галактике среди космических светил, и наш организм подвержен космическим законам, Всеобщим Законам природы, которые человек не только обязан соблюдать, познавать, но должен жить по ним. А жить в мире с природой, окружающей средой, с самим собой можно лишь тогда, когда научишься понимать, слышать окружающий мир, чувствовать себя его частицей. В настоящее время существуют методы определения и измерения уровня гармонии личности. Среди них – метод видеокомпьютерной диагностики академика А. Н. Ануашвили, приборные методы оценки предназначения личности и степени гармонизации академика И.Н. Шваневой, а также австрийского ученого А. Шнайдера. Все эти методы способны помочь человеку обрести утерянные ценности, веру в себя, уровень нравственности. Согласно теории А.Н. Масловой, фазы роста любого качества личности можно представить в виде «лестницы последовательного усложнения от зарождения до созревания формы полного потенциала этого качества, то есть его реализации в практике жизни, творчестве». («Периодическая система Общих законов человеческого общества», стр. 186). По предложенной таблице гармонического развития личности можно определить семь граней: физическая, творческая, межличностная, социальная, принципиальная, универсальная. Седьмая представляет собой интеграцию всех предыдущих и обозначается – «высший потенциал личности», т.е. это сумма всех возможностей человека до реализации его предназначения на Земле. На каждом из уровней развития для человека существует выбор: эволюционный означает движение к развитию, гармонии, противоположный – к деградации. Личность на протяжении жизни всегда находится в процессе выбора. Согласно Общим Законам человеческого общества (Н.В. Маслова, «Периодическая система общих законов человеческого общества», Москва, 2006 год) человек, соблюдая естественные нормы, не нарушает природные циклы, структуры, программы. Совокупность норм определяется Геномом Мира и Всеобщими Законами Мира. Эта совокупность составляет нравственность – «степень устойчивости системы “человек” к отрицательным влияниям среды жизни» (Б.А. Астафьев, «Основы мирозданья», стр. 258). Таким образом, самой высокой степенью гармонизации личности с собой и Законами Мирозданья является нравственность. Вся педагогическая система образования нацелена на воспитание нравственной личности. Будущее человечества зависит от каждого отдельного человека и от всех вместе взятых. Чем в большей степени человек «принимает вызов», берет на себя ответственность за возвращение нравственных ценностей в повседневную жизнь, тем более определенным и безопасным становится будущее. Метод для этого – обучение подрастающего поколения по природосообразной методике. Одним из важных условий при этом обучении является соблюдение «Закона чистоты творческого идеала личности и общества», который гласит: «Устойчивость и скорость эволюционного развития личности и общества определяется чистотой их творческого идеала, что конгруэнтно Всеобщим Законам Мира». В настоящее время в мире ощущается все большая потребность в незаурядных личностях, мастерски владеющих искусством общения, убеждения, диалога, имеющих неординарный ум, эрудицию, высокую нравственность, знающих все тонкости «человеческой инженерии». Это управленцы будущего. В лингвистической гимназии № 120 г. Алматы по распоряжению Акима и при поддержке Департамента образования в 2004 году был введен экспериментальный курс «Основы социального управления». Преподавание ведется нами по биоадекватной методике. Суть его мы видим в формировании чистоты творческого идеала, принятия абсолютных нравственных принципов каждым учеником. Примером этого могут служить рассуждения о смысле жизни учащихся на занятиях: «Смысл жизни в том, чтобы быть настоящим человеком, то есть уметь видеть правильные пути достижения целей» (Р. Логинова, 10 класс). «Для меня самое главное – узнать свои силы, которые можно применять для развития Земли» (И. Комова, 10 класс). «Дорогу в ад или рай мы выбираем сами. Все зависит от самого человека» (Ж. Бургумбаева, 10 класс). Проблема управленческих кадров существует. По некоторым оценкам «критическая масса» специалистов по управлению различных уровней, способных преобразовать облик предприятий и организаций сообразно новым требованиям, должна составить 20% от общей численности (М. Вудкок, Д. Френсис «Раскрепощенный менеджер», стр. 5-11). Сформировать такой корпус управленцев нового типа – задача исключительно сложная. Мы считаем, что современное управление потребует следующих навыков и способностей: • Способность управлять собой; • Нравственные личные ценности; • Четкие личные цели; • Упор на постоянный личностный рост; • Навык решать проблемы; • Изобретательность и способность к инновациям; • Способность влиять на окружающих; • Знание современных управленческих подходов; • Способность быть лидером; • Способность работать в коллективе; Все эти качества развиваются у учащихся 9-11 классов с использованием метода формирования целостного мышления. Нами был проведен опрос выпускников школы, которые с 2004 по 2007 годы изучали курс «Основы социального управления». Целью опроса являлось изучение приоритетов тех качеств, которые необходимы руководителям. Самыми важными качествами большинство детей (75%) назвали способность управлять собой и саморазвитие (72%). В ряду приоритетных стоят также моральные ценности (66%), четкие личные цели (62%), навыки решения проблем (55%). На втором месте будущие управленцы видят: творческий подход (60%), способность руководить (51%). Понимание особенностей управленческого труда, согласно анализу, является не самым значимым для руководителя. Каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, и поэтому каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере имеет отношение к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки своих возможностей каждым человеком, чтобы тот не становился жертвой своих поступков, а смог подчинить их своей воле. Способность выбирать свое будущее или влиять на него является наибольшей ценностью для человека, однако лишь немногие реализуют свои возможности полностью. А жизнь остальных предопределена теми ограничениями, которые, как им кажется, случай или прошлое, или обязанности налагают на них. Способность распоряжаться своей судьбой может быть определена как «ответственность за себя». Ответственным за себя становятся не сразу, это постепенный процесс: сначала осознаются свои возможности, а потом пути их реализации. От личности все больше требуется способность опираться на самого себя, учиться, с большей ответственностью относиться к себе, своему потенциалу. Ответственность за себя, таким образом, увеличивает полезность каждого человека, его могущество, а государство, организация получают важный ресурс, который будет ценен в решении различных вопросов от самых насущных до глобальных. При этом соблюдение внутренней (синхронизация всех подсистем человека с его жизненным предназначением) и внешней (согласованность человека с внешними природными и социальными процессами) гармонии помогает человеку получить творческую энергию созидания для трансформации, преобразования себя для достижения высоких результатов в направлении своей творческой и профессиональной реализации. | |
Просмотров: 1208 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|