Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Касаткина Людмила Леонидовна Библиотекарь ГУ «Вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа города Рудного». «Выставка как форма наглядного представления литературы». «Мы живем в век выставок», - считает наш французский коллега Пьер Брейя. В самом деле, каких только выставок мы не знаем: международные и районные, государственные и частные, торговые и промышленные, художественные и военные, достижений народного хозяйства, наконец. Как пишет О.Зыков, «Всемирное соревнование по бахвальству вовлекло в себя библиотеки с 1847 года. С тех пор о выставках написано столько, что, казалось бы, можно лишь повторяться - все уже было. И это не шутка - изданы монографии, защищены диссертации, выпущены альбомы, опубликованы сотни статей» Выставочная деятельность библиотек, кроме раскрытия книжных фондов, призвана обеспечить осознание мотивов обращения к информации, а также стимулировать способность к информационному общению. Для современного читателя, который является равноправным участником коммуникативного процесса, осуществляемого в библиотечной среде, возникает необходимость внедрения и использования в выставочной деятельности форм и методов, позволяющих войти в открытое информационно-образовательное пространство, создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности. Книжная выставка является одной из действенных форм привлечения внимания читателей к фондам библиотеки. Библиотечные выставки – явление исторически достаточно молодое. В античном мире фонды библиотек не нуждались в дополнительном их раскрытии. В средние века и вплоть до XVIII в. использовалась обозримая и доступная организация фондов, что позволяло библиотекарям быстро обслуживать немногочисленных пользователей. Впервые выставки вошли в практику европейских стран в середине XIX в. Этому способствовало устройство международных выставок, среди экспонатов которых были книги. Книжные выставки появились в российских библиотеках в середине XIX века и были немногочисленными. Именно в этот период начали увеличиваться фонды библиотек и число читателей в них. Размещение документов в обозримом пространстве стало невозможным, требовалась дополнительная информация о них. Широкий размах организация книжных выставок приняла после Октябрьской революции как активная форма идеологической пропаганды. В 20-е годы появляются новые формы выставочной работы, актуальными становятся тематические выставки, выставки новых поступлений. Выставки становятся популярным методом наглядной рекомендации книг. В годы ВОВ организовывались тематические выставки: о героическом прошлом народа, о войне и подвигах, популярной литературы по освоению новых профессий, по огородничеству и т. п. В 60-80-е гг. библиотечные выставки активно используются в качестве дополнения к конференциям, являются частью больших комплексных мероприятий (День информации, День специалиста). Однако большинство выставок организуются формально, особенно это касается выставок к знаменательным и памятным датам. Наибольшей популярностью у читателей публичных библиотек пользуются выставки новых поступлений. Пик выставочной деятельности библиотек пришелся на конец 90-х годов, когда резко расширился круг издаваемой литературы. Поиск новых активных и выразительных форм привел к появлению в 1990-е гг. таких форм выставочной работы, как выставки возвращенных книг, выставка одной книги, «говорящие» книги. Существует несколько определений понятия «книжная выставка»: - «Библиотечная выставка - это средство раскрытия библиотечного фонда, информирования о новых документах и пропаганды лучших документов». - Библиотечная выставка в системе библиотечного обслуживания понимается как: - результат библиотечного обслуживания; - средство удовлетворения потребительского спроса В функциональном смысле выставка - это средство воздействия на читателей и результат выставочной работы библиотекаря, тогда как выставочная работа представляет собой деятельность по организации (планирование, подготовку, проведение, оценку эффективности) выставок. Тогда субъект выставочной деятельности - библиотекарь как носитель предметно-практической деятельности и познания. Активная выставочная деятельность библиотекаря является условием, благодаря которому существует библиотечная выставка. Главной целью выставочной работы библиотеки, как правило, является раскрытие фондов. Задачами, решаемыми библиотекой посредством библиотечных выставок, являются привлечение внимания к чтению, облегчение поиска необходимых изданий. Книжные выставки имеют задачей: - раскрытие фонда библиотеки; - демонстрирование фонда конкретного подразделения; - презентацию отдельных произведений печати, изофотофонодокументов. Выставка дает возможность раскрыть перед читателями книжные богатства библиотеки и обратить их внимание на книги, статьи, другие источники информации, в которых затронуты наиболее актуальные для них вопросы на момент экспонирования. Библиотека, работая в проектной технологии по выставочной деятельности, решает целый спектр задач: 1. Раскрывает фонд; 2. Рекламирует лучшие книги и попутно свою продукцию; 3. Интегрирует функциональные обязанности; 4. Расширяет пространство культуры, образования, информации; 5. Предоставляет образовательные услуги; 6. Создаёт привлекательный имидж библиотеки в педагогическом и библиотечном сообществе, начиная формировать свой бренд. Организация выставки всегда сопряжена с определенными практическими действиями, посредством которых замысел ее организаторов реализуется в конкретных образах, формах. Выставочная работа библиотек - это синтез искусства, науки и практической деятельности библиотекаря. Рассмотрим алгоритм оформления выставки, который предлагает Кузнецова Е.Б. на страницах небольшого пособия «Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах» библиотечки «Первого сентября», серии «Библиотека в школе». 1. Уточнение, согласование, выбор темы. Тема должна соответствовать двум требованиям: Во - первых, должна быть актуальной (проблемной) на сегодняшний день и интересной. Во - вторых, тему необходимо конкретизировать. Чем они будут уже, тем интереснее получится выставка, понятнее для читателей. 2. Целевое и читательское назначение. Признаки, оказывающие наибольшее влияние на содержание и характер восприятия представленного материала: возраст, пол, образование. В зависимости от них одна и та же тема предполагает различную структуру (разделы) выставки, оформление и отбор документов. Целевое назначение соответствует мотивам чтения. На сегодняшний день они таковы: деловые, самообразовательные, рекреационные. 3. Выявление и отбор документов. Используя библиографические и методические пособия, СБА (каталоги и картотеки), выявляем все документы, какие есть в библиотеке по данной теме – книги, статьи из периодики, аудио- и видео- материалы. Подбираем их в фонде, знакомимся, отбираем соответствующие цели и читательскому адресу. Предпочтение отдаём документам, содержащим новую информацию, имеющим привлекательный внешний вид. 4. Определение структуры выставки - определение заголовка, названий разделов, подбор цитат, иллюстраций, предметной среды. Главное требование здесь - структура должна способствовать раскрытию содержания темы и акцентировать внимание на наиболее важных проблемах. Руководствуясь логикой, идеей выставки, определяем количество разделов, книг, наличие цитат, пояснительных текстов. Желательно, чтобы один из разделов носил краеведческий характер. Самые разнообразные предметы и аксессуары можно использовать для оформления выставок, помимо художественных элементов (иллюстраций – портретов, плакатов, репродукций, фотографий и т.д.) 5. Группировка документов. На основании проработанных двух предыдущих пунктов, отобранные документы группируем согласно разделам выставки. 6.Оформление книжной выставки. Значение правильного оформления книжной выставки велико, особенно для читателей детской библиотеки. Необходимо как можно ярче и образнее раскрыть содержание книги, её ценность. Это позволит сделать восприятие книги юными читателями более понятным, эмоциональным, образным. 7. Реклама выставки. Рекламно-информационная поддержка книжной выставки - это создание рекламных сообщений и публикаций, причём, к сообщению предъявляются свои требования: - даётся новая информация, которая должна - убеждать в полезности рекламируемой выставки, - учитывая возрастные особенности аудитории, - отражая специфику выставки. Ещё одним средством распространения рекламы библиотечных выставок, ориентированным на читателей, является сайт библиотеки. 8. Анализ эффективности книжной выставки. Очень важный этап, помогает выявить интересы и потребности читателей, позволяет планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Традиционные виды книжных выставок: новых поступлений; выставки по актуальным темам и проблемам; персональные; жанровые; к знаменательным и памятным датам; в помощь учебному процессу. Большой популярностью пользуются в библиотеках тематические выставки. Их цель - привлечь внимание к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг по ним путём рекомендации лучших. Темы могут быть самые разнообразные: -экология - «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты», «Рудный – боль моя, судьба, надежда»; -космос – «На неведомых орбитах»; -краеведение – темы родины, – «Мой Казахстан...», «Город Рудный – город чудный…»; Очень важные темы для подростков: -первая любовь – «Что это такое – любовь?»,«Любовь - начало всех начал», «Научи своё сердце добру»; -этика и этикет - «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Сохрани в себе человека» Цель выставки новых поступлений - познакомить пользователей с новыми документами. Это могут быть книги, газеты. Журналы, аудио-, видео -, СD, изо - и др. Чаще всего, такие выставки универсальны по содержанию. Отсюда особенность организации - порядок расположения документов на них должен быть систематическим, то есть по таблицам ББК. Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком - то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. Творчество и фантазия библиотекарей безграничны и сейчас создано очень много видов выставок. Поэтому С.Г.Матлина посчитала возможным выделить следующие виды выставок: *Выставка –вопрос. *Выставка-конкурс. *Выставка-размышление. *Выставка-рекомендация и выставка-совет. *Выставка-чайнворд. *Выставка-настроение. *Озвученная выставка. *Выставка-тест. *Выставка одного портрета. *Выставка-отзыв. *Выставка-хобби. *Живая выставка. *Выставка-диспут. *Выставка-знакомство. *Выставка-презентация. *Выставка-бенефис. *Выставка-ребус. *Выставка-икебана. *Выставка, подготовленная читателем. *Выставка одного жанра. *Выставка-гербарий. *Выставка-кроссворд. *Выставка одной книги. *Выставка-диалог. *Выставка-викторина. *Выставка одного автора. *Выставка-экспозиция. *Выставка-календарь. *Выставка-вернисаж. *Выставка-дневник. *Выставки-имена. *Электронные выставки (виртуальные). Выставка цветных фотографий «Архитектура осени». Её сопровождали поздние цветы в напольных керамических вазах, ветки красной рябины и жёлтого клёна, которые гармонично взаимодействовали с фотоиллюстрациями. Рядом библиотекари разместили книжный ряд «Русской осени очарованье…». Здесь были представлены стихотворения поэтов о времени года, которое со времён А.С.Пушкина считают побудителем к литературному творчеству. (Опыт библиотек Белгородской области). Книжные выставки в библиотеках Казахстана обязательно оформляются на двух языках: государственном и русском. Сегодня, когда возрастает роль национального самосознания казахского народа, особую актуальность приобретает раскрытие понятия «духовный мир» коренного населения Казахстана. Поэтому целью многих оформляемых в библиотеках выставок является содействие духовно-нравственному развитию читателей, воспитание уважения к культурному наследию предков. Задачи: популяризация литературы на государственном языке, раскрывающей значение цветовой символики в повседневной жизни казахского народа, развитие эстетического вкуса молодых людей, привлечение их к чтению литературы За последние три года в библиотеке оформлялись самые разнообразные книжные выставки и тематические полки. Есть постоянно действующие выставки, к ним относятся выставки по ежегодному Посланию Президента к народу Казахстана, выставки, посвящённые политическим и культурным событиям в стране. Так, например, 2008 год был годом 10-летнего юбилея новой столицы – Астаны. К этой дате была оформлена книжная выставка «С любовью, Астана!»,в 2010 году в стране прошли саммит ОБСЕ и зимняя Азиада, к этим датам также были оформлены книжные выставки. В течение 2010-2011 учебного года действовали книжные выставки «Умей сказать «нет», «По тропинке здоровья», «Вредные привычки», где вниманию пользователей были предложены издания о вреде курения, алкоголя, наркотиков. В ходе непринужденной беседы, внимание читателей привлекалось к изданиям книжной выставки. Была организована книжная выставка «Как выбирать профессию?». Особенное внимание уделяется пропаганде и изучению казахского языка, программе «Культурное наследие». В течение шести лет действует выставка в помощь изучающим казахский язык «Мы изучаем казахский язык». Особое место в работе библиотеки занимает тема Малой Родины. Оформлялись книжные выставки «Творение чудо - поколения», выставка-панорама «Город Рудный – город чудный, город сбывшейся мечты», выставка-стенд «Рудный: пути развития». На выставке-панораме был представлен материал, начиная со дня основания города и заканчивая его современным развитием. Выставку украшали фотоматериалы, красочные альбомы. Наша библиотека также активно использует такую форму рекламы книжного фонда, как библиотечные выставки. Таким образом, книжная выставка – одна из наглядных форм рекомендации книги, широко распространенная и оперативная форма массовой работы. Выставка дает возможность раскрыть перед читателями книжные богатства библиотеки и обратить их внимание на книги, статьи, другие источники информации, в которых затронуты наиболее актуальные для них вопросы на момент экспонирования. Список использованной литературы: 1. Анализ работы государственных библиотек Костанайской области.-Костанай.-2011.-28 с. 2. Вяткина В. В. Организация книжных выставок – это наука и искусство // Школьная библиотека. – 2003. – № 7. – С. 37–44. 3. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек. – М.: Профессия, 2004. – 224 с. – (Библиотека). 4. Зыков О. П. Выставочная работа публичных библиотек: опыт практического пособия. – Л., 1990. – 55 с. 5. Книжная выставка / сост. Т. А. Силенкова.-М:МУК.-2010 6. Кузнецова Е. Б. Выставочная работа библиотек в вопросах и ответах. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе). 7. Липина, Е. Эти занимательные экспозиции [Текст]: примеры организации выставок. // Библиотполе. – 2004. – № 5. – С. 18-19. 8. Массовая работа библиотек: методический сборник для начинающего библиотекаря. Вып.5 /сост. Шакарова Д.М..- Костанай: ОУНБ им. Л.Н.Толстого.-2009.-58 с. 9. Матлина С.Г. Книжные выставки – обычные и необычные. – М.: Чистые пруды, 2008. – 27 с. (Б-чка «Первого сентября». Библиотека в школе). 10. Мезрина Е. Н. Книжная выставка в ракурсе фирменного стиля библиотеки // Библиотека XXI века : библ. обслуживание : сб. мат. науч.-практ. конференции. – М., 2003. – С. 215–217. 11. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек. – М.: Либерея, 2006. – 120 с. 12. Пальгуева Г. «Душа обязана трудиться…» //Библиотека. – 2007. - № 7. – С. 10-14. 13. Тимофеева, С. А. Мы все спешим за чудесами [Текст]: оригинальные варианты кн. выставок // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 2. – С. 68-73. | |
Просмотров: 5568 | Комментарии: 1 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|