Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Журнал "Учитель Алматы", № 1, 2008 г.
Е. В. Чаусова, учитель музыки и МХК многопрофильной гимназии № 56 – Здравствуйте! Я очень рада видеть среди вас знакомые лица, а незнакомые меня очень заинтересовали и вызывают желание познакомиться поближе. Ответьте, пожалуйста, на один вопрос: считаете ли вы себя культурными людьми? Какими качествами должен обладать культурный человек? Давайте все вместе поразмышляем над этими вопросами… Примерно так я начинаю свой самый первый урок по МХК – урок Мировой Художественной Культуры – с выяснения самого фундаментального, на мой взгляд, и самого многозначного понятия: что же такое культура? Вы, безусловно, знаете, что на сегодняшний день существует несколько десятков определений культуры. И тем не менее, чуть ли не каждый день появляются всё новые и новые толкования термина «культура» с самыми разными оттенками и гранями смыслов. Я хочу вам предложить поразмыслить над несколько парадоксальным определением французского политика Эдуарда Эррио: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто». Что подразумевается здесь под «оставшимся», а что – под «забытым»? И вообще, можно ли относиться серьёзно к этому парадоксу? Итак, почему же нас так волнует вопрос о культуре? Почему мы вновь и вновь вступаем в дискуссии: можно ли то или иное событие, произведение искусства считать явлением культуры? Культурен этот человек или нет? Эти вопросы актуальны не только для наших учеников, но, в большей степени, для нас, педагогов. Культурен ли педагог, годами не повышающий свой уровень, своё педагогическое мастерство, свою квалификацию? Врач, не повышающий свой профессиональный уровень 5 лет – это уже явление, опасное для здоровья его пациентов. А зачем повышать свою квалификацию педагогу МХК или музыки? Ведь объект изучения – музыка или произведения искусства ХIХ, ХVIII веков, а тем более, Древних Греции или Рима, – остались неизменными? Однако в системе образования произошла целая революция: поменялся сам объект образования – ученик. Дети начала ХХI века кардинально отличаются от детей конца ХХ века – в этом, я думаю, многие со мной согласятся. Поэтому не случайно сейчас возникают трудности и сложности в процессе обучения. Наши учащиеся прекрасно ориентируются в новом, высокотехнологичном и предельно информатизированном мире начала ХХI века в отличие от многих педагогов. Многие дети просто отказываются учиться «по старинке». И здесь уже перед педагогом во весь рост возникает гигантская задача: встать вровень со своими учениками, «войти в ритм » информатизированного общества. В выполнении этой задачи педагогу в первую очередь поможет курсовая переподготовка, помноженная на безостановочную работу над своей личностью. Что же дают курсы повышения квалификации? Во-первых, на курсах мы знакомимся с новыми фактами: археологическими, культурологическими и, что более важно, с новым осмыслением фактов старых, широко известных. Во-вторых, на курсах своим опытом делятся педагоги-новаторы, в совершенстве владеющие новой методической информацией, новыми инновационными технологиями, которые практически невозможно изобрести самому, поскольку слишком трудоёмко. В-третьих, на курсах происходит общение единомышленников, когда в процессе постижения, обсуждения, овладения новой информацией происходит качественный скачок в накопленных знаниях и опыте в некое новое культурологическое качество. Суммарный результат становится больше, чем слагающие его компоненты.. И наконец, в четвертых, курсы зажигают огонь в душе слушателя, окрыляют, выталкивают в безмерное пространство творческого полета и вдохновения. И безусловно, ведущую роль творческого катализатора выполняет руководитель курсов – И. Г. Любимова. Важной заслугой руководителя является великолепный подбор лекторов – мастеров своего дела и интереснейших личностей. Итак, чему же мы научились на курсах Института Повышения Квалификации только за последние несколько лет, с какими инновационными технологиями познакомились и научились ими пользоваться? • Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, когда полная и всеобщая активность учащегося на уроке обеспечивается использованием динамического стереотипа: опорных конспектов и наглядных схем, где закодирован учебный материал. • Технология многоуровневой дифференциации, где работа с разными по количеству группами учащихся предполагает особую систему оценивания знаний. • Технология групповой деятельности и модели коллективного творческого решения проблем: метод «мозгового штурма» (или «мозговой атаки»), когда происходят поиск и получение новых идей путем творческого сотрудничества отдельных членов организованной группы. • Международная технология критического мышления, которая предполагает развитие высокого уровня восприятия понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю. • Технология мастерских, где главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Эта очень трудная задача полностью зависит от ведущего Мастера, который должен создать атмосферу открытости и доброжелательности, включить эмоциональную сферу ребенка. • Проблемное обучение: использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций. Особый акцент на курсах всегда делался на психологической проблемной ситуации, наиболее актуальной для уроков искусства (метод музыкально-художественной драматургии урока). • Технология проектного обучения, суть которого состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. • Интерактивные технологии: обучение, основанное на активном взаимодействии объекта обучения (учащегося) с субъектом (учителем), с двусторонним обменом информации между ними. • Технология обучения одаренных детей, в которую входит создание профильных классов, т.е. классов со специализацией учебных программ и отобранным составом учащихся. Ускоренное и углубленное изучение гуманитарных дисциплин привело к необходимости создания адаптированных программ учителями, работающими в профильных классах. (Так, в прошлом году я приняла участие в конкурсе на создание Программы по МХК для 10 класса с профильным гуманитарным обучением). Однако, все эти технологии важны не сами по себе, а тем, что помогают формировать личность ребенка, что особенно активно происходит на уроках искусства. На уроках МХК и музыки учитель совместно с детьми учится восхищаться огромным и величественным Храмом Культуры человечества. У Аркадия и Бориса Стругацких в романе «Град обреченный» есть прекрасное размышление о Храме Культуры: «Всё лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, всё главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм»; «каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и о нем, идеи о целях и противоречиях его существования». На уроках искусства педагог и ученики вбирают, впитывают в себя весь этот культурный опыт человечества. И мы с вами выполняем двоякую задачу. Воспитываем Потребителя культуры – в самом высоком смысле слова Потребителя, поскольку без него существование Храма Культуры бессмысленно. И, при удаче, помогаем формированию личности создателя культуры: настоящего и будущего Творца, вкладывающего в грандиозный Храм Культуры человечества свою песчинку или свой кирпичик. В этом контексте мне хочется вернуться к парадоксу Эдуарда Эррио: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забыто». Действительно, что из уроков искусства ученик запомнит, а что забудет? Это зависит только от нас с вами, от учителей. Человек, соприкоснувшийся с чудом Красоты, почувствовавший всю притягательность собственного, индивидуального творчества (или сотворчества), уже никогда не сможет этого забыть, никогда не сможет жить без этого. И парадокс Эррио в том, что все эти явления культуры должны быть не забыты, они должны войти в плоть и кровь, стать стержнем души и личности детей. Общечеловеческие культурные достижения на определённом этапе развития начинают восприниматься уже не как выученные, а как исконно своё, выстраданное, личное и глубинное. И эта задача ассимиляции себя с культурой актуальна не только для учащихся, но и для педагогов, может быть, в первую очередь – для педагогов. Каждый наш урок – это вклад в культуру. Герой Стругацких говорит слова, которые можно отнести ко всем нам: «…я знаю совершенно точно: что храм строится, что ничего серьёзного, кроме этого, не происходит, что в жизни у меня только одна задача – храм этот оберегать и богатство его приумножать. Я, конечно, не Гомер и не Пушкин – кирпич в стену мне не заложить. Но я – [это я]! И храм этот – во мне, а значит, и я – часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличился ещё на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть даже я ни крошки не вложу в стену… Хотя я, конечно, постараюсь вложить». | |
Просмотров: 4282 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|