Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Методы и механизмы развития духовно-нравственного воспитания
Методы и механизмы развития духовно-нравственного воспитания.

Азбарова Ш. А. преподаватель казахского языка и литературы высшей категории ПЛ № 11 города Рудного Костанайской области

Величие личности не созданы природой,
а самостоятельно сделали себя тем,
чем они были, и остались верными этому
своему стремлению до конца жизни.
Гегель

Сегодня целью образования стала «напичкать» знаниями учащихся об основных науках Главной, первостепенной задачей стало считаться достижения высокого процента успеваемости. Однако человек – это не только плоть, но и душа, у которой есть большие потребности. Современное образование должно не только давать знания, готовить к профессиональной жизни, но и духовно-нравственно просвещать, воспитывать характер, формировать человеческую личность.
«Я рассматриваю жизнь – как выражение духовного деяния, проявляющего себя всесторонне – в науке, искусстве, частной жизни», - писал
К. Маркс. «Береги платье снову, а честь смолоду», так гласит народная мудрость, которая связала два понятия новый и молодой. Именно в юные годы снову, сначала закладываются основополагающие качества личности, и определяется отношение к жизни. Во-первых, сегодня многие юноши и девушки слабо осведомленные не только о будущей профессии, но и возможностях человека вообще. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшать свои личные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Мешает работать над собой, совершенствовать свои личные качества и излишняя самоуверенность, когда человек не считает нужным заниматься самосовершенствованием, ошибочно полагая, что он и так достойнее других; мешает удовлетворенность материальным благополучием или погоня за нею в ущерб духовным ценностям. Во-вторых, многие юноши и девушки не знают, как работать над собой, как достичь высокого уровня в развитии воли, характера, внимания, памяти, мышления, воображения. Каждый человек владеет множеством в среднем равноценных возможностей хранящихся в его организме в виде задатков. Бесталанных людей нет, а есть люди, занимающиеся не своим делом. Неисчерпаемые потенциальные возможности человека, которые раскрываются со всей полнотой у тех, кто верит в них, желает их развить и делает это путем систематического упорного труда. Для полного раскрытия своих творческих возможностей человеку необходимо, по крайней мере, три условия:
1. Человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях личности.
2. Человек должен развивать эти возможности и способности.
3. Человек обладать стойким характером и достаточно волевыми качествами, необходимыми для претворения в жизнь своих жизненных планов.
Недаром говорят в молодые голы, человек обретает или не обретает свои главные качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости он на них опирается или страдает, не имея нравственной опоры. Человек может многое, если захочет, бывает велик или мал в зависимости от своей воли.
Воля – залог счастья и успеха в жизни, ибо воля дает человеку возможность преодолевать трудности на пути к цели. А цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Человек без цели – самоубийца. Человеку свойственна устремленность в будущее.
Как найти, поставить и достичь цель, какие нужны механизмы закалки воли?
1. Прежде всего самовоспитание. Самовоспитание в умении властвовать над собой: сдерживать себя, поддерживать хорошее,
бодрое настроение, использовать само приказ и самовнушение. Здесь полезную роль может сыграть идеал волевого человека,
образ которого – своего рода путеводная звезда в самовоспитании. Такие идеалы в воспитании воли становятся образы великого
русского полководца Суворова, Рахметова из романа Чернышевского «Что делать» представился перед нами как человек
выдержанный, неустрашимый, самоотверженный, закалялся в борьбе с трудностями, подчинил свою личную жизнь интересам
великого дела рабочего класса . Бесстрашный подвиг отважных лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова совершившие
беспосадочный подвиг в Америку через Северный полюс. У каждого человека свой идеал, соответствующий его природе: «Хочу
быть как». Однако правильный выбор идеала не решает еще самосовершенствования воли и характера. Важно воспитывать в
себе чуткость, внимательность воображение и оптимизм.
2. Самоободрение– обращение к самому себе для укрепления веры в себя.
3. Самоубеждение - убеждение себя в чем – либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов.
4. Само приказ – приказ самому себе – действенный приказ для выработки самообладания и умения управлять собой.
5. Аутогенная тренировка. Твердое убеждение в успехе начинания. Вера на внутренний резерв сил.
«Воля наша, как и наши мускулы крепнут только от постоянно усиливающийся деятельности», - считал К.Д. Ушинский.
Постоянно самосовершенствоваться значит помнить, что труд только тогда дает наибольшее удовлетворение, когда он будет для нас не только и не столько источником вашего материального благополучия, а станет потребностью, удовлетворения физических и интеллектуальных сил. У учащихся должны развиться внутренняя потребность в самосовершенствовании, та самая потребность, которая не дает им успокоиться, бездействовать.
Самосовершенствование предполагает синтез разума, чувства, воли, действия. Жизнь пишется сразу набело. Каждый наш поступок остаётся не только не незамеченным, но и порой ранит душу окружающих нас людей. Следует помнить также и том, что многие поступки имеют необратимый характер, как по воздействию на формирование нашей нравственности так и по последствиям, касающихся тех, кого они затрагивают . Вот почему с точки зрения самовоспитания лучших нравственных качеств мы должны быть абсолютно честными по отношению к самим себе. Каждый из нас по себе знает, как нелегко иногда бывает следовать голосу совести. Если мы поступаем вопреки совести, естественно, мы проявляем слабоволие, но всегда при этом лукавим с собой – стремимся оправдать любой свой неблаговидный характер, придумывая самые разные доводы. Ф. Ларошфуко писал: «Люди не могут утешиться, - когда их обманут враги или изменят друзья, но когда они обманывают, сами себя они порой бывают довольны». Но это удовлетворение собой длится не вечно. Важно научиться смотреть в глаза своей совести. А для этого надо развить свою волю. Хорошо развитая воля не позволяет быть малодушным и беспринципным. Иногда удается уговорить свою совесть – поступить плохо всего один разочек. Но такое послабление влечет за собой другое, повторение дурного поступка приводит к образованию дурной привычки.
«Хорошая привычка, - писал К. Д. Ушинский, это нравственный капитал, которой будучи положен человеком в нервную систему, растет беспрестанно и с которого люди, обладающие им, пользуются всю жизнь. Дурные же привычки – это, наоборот, невыплаченный нравственный заем, который в состоянии заморить человека беспрестанно нарастающими процессами». Правонарушения у подростка начинаются не с неожиданного преступления закона. Труд – превосходное средство воспитания воли и характера. Воля и характер требуют постоянного укрепления. Главным условием плодотворного труда является его непрерывность. Все великое в мире достигнуто благодаря настойчивости и терпению. Очень важно выработать у себя привычку к самоконтролю. Самоконтроль воспитывает важное качество характера, как самостоятельность. С целью накопления нравственного опыта по формированию характера у учащихся предлагаю:
 Владеть своими чувствами в плане выдержки во время конфликтных ситуаций.
 Дать установку на сдержанность, достойное, и продуманное поведение.
 К своим недостаткам относиться жестче, чем к недостаткам других.
 Отдавать себе само приказ вести себя обдуманно, повелевать своими чувствами, не поддаваться необузданным эмоциям.
 Проявлять доброту и благожелательность.
 Совершать добрые дела.
Нравственность как одна из форм общего сознания выражает внутренний мир учащихся, а в знаниях объясняется объективный мир, раскрывается истина. Поэтому нравственные знания не сумма сведений, а глубоко личное достояние, внутреннее убеждение. На своих уроках использую следующие методы установки для учащихся:
− Подавляй свои плохие желания, привычки и чувства. Сознательно выполняй дисциплину, умей обуздать желание разговаривать на уроках. Не получай не одного замечания.
− Подавляй желания отвлечься, поиграть, всегда выполняй домашнее задание, даже если оно не интересно.
− Быть принципиальным до конца, перебороть плохую привычку подсказывать на уроке.
− Не обижайся на товарища, если он говорит неприятную правду.
− Выполняй поставленную задачу.
− Ставь себя в положение своего товарища, чтобы понять его и почувствовать переживания, быть с ним тактичным и внимательным.
Такие понятия честь, достоинство, совесть, доброта, справедливость, порядочность, честность – благородные качества личности, воспитанные и обретенные в юности, становятся надёжным и прочным её нравственным фундаментом. Нравственность – не сухое назидание, а отношение к жизни, отношение разумное, требовательное, действенное, честное.
Чем больше в человеке нравственности, тем больше он человек. Именно развитие духовно – нравственного воспитания должно стать главной задачей системы образования. Духовно-нравственное воспитание должно стать неотъемлемой частью любого предмета. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом уроке.
«Величие и ценность человека измеряются его образованностью и духовной культурой. Даже алчный и пустой человек всегда может разбогатеть, но золото не заменит ему чести».

Используемая литература:
С.И. Хохлов, «Как воспитать волю и характер» М., 1974;
Г.Л. Горбунов «Учитесь управлять собой», М., 1976;
В.Г. Кущенко «Пути самосовершенствования личности», Л., 1979;
В. Пекелис «Твои возможности, человек», М., 1984
Категория: Воспитание души | Добавил: Азбарова (2012-11-10) | Автор: Азбарова Шолпан E
Просмотров: 1121 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru