Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Методы и механизмы развития духовно-нравственного воспитания. Азбарова Ш. А. преподаватель казахского языка и литературы высшей категории ПЛ № 11 города Рудного Костанайской области Величие личности не созданы природой, а самостоятельно сделали себя тем, чем они были, и остались верными этому своему стремлению до конца жизни. Гегель Сегодня целью образования стала «напичкать» знаниями учащихся об основных науках Главной, первостепенной задачей стало считаться достижения высокого процента успеваемости. Однако человек – это не только плоть, но и душа, у которой есть большие потребности. Современное образование должно не только давать знания, готовить к профессиональной жизни, но и духовно-нравственно просвещать, воспитывать характер, формировать человеческую личность. «Я рассматриваю жизнь – как выражение духовного деяния, проявляющего себя всесторонне – в науке, искусстве, частной жизни», - писал К. Маркс. «Береги платье снову, а честь смолоду», так гласит народная мудрость, которая связала два понятия новый и молодой. Именно в юные годы снову, сначала закладываются основополагающие качества личности, и определяется отношение к жизни. Во-первых, сегодня многие юноши и девушки слабо осведомленные не только о будущей профессии, но и возможностях человека вообще. Это сказывается на осуществлении стремлений и попыток улучшать свои личные качества, развивать способности, воспитывать волю и характер. Мешает работать над собой, совершенствовать свои личные качества и излишняя самоуверенность, когда человек не считает нужным заниматься самосовершенствованием, ошибочно полагая, что он и так достойнее других; мешает удовлетворенность материальным благополучием или погоня за нею в ущерб духовным ценностям. Во-вторых, многие юноши и девушки не знают, как работать над собой, как достичь высокого уровня в развитии воли, характера, внимания, памяти, мышления, воображения. Каждый человек владеет множеством в среднем равноценных возможностей хранящихся в его организме в виде задатков. Бесталанных людей нет, а есть люди, занимающиеся не своим делом. Неисчерпаемые потенциальные возможности человека, которые раскрываются со всей полнотой у тех, кто верит в них, желает их развить и делает это путем систематического упорного труда. Для полного раскрытия своих творческих возможностей человеку необходимо, по крайней мере, три условия: 1. Человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях личности. 2. Человек должен развивать эти возможности и способности. 3. Человек обладать стойким характером и достаточно волевыми качествами, необходимыми для претворения в жизнь своих жизненных планов. Недаром говорят в молодые голы, человек обретает или не обретает свои главные качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости он на них опирается или страдает, не имея нравственной опоры. Человек может многое, если захочет, бывает велик или мал в зависимости от своей воли. Воля – залог счастья и успеха в жизни, ибо воля дает человеку возможность преодолевать трудности на пути к цели. А цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Человек без цели – самоубийца. Человеку свойственна устремленность в будущее. Как найти, поставить и достичь цель, какие нужны механизмы закалки воли? 1. Прежде всего самовоспитание. Самовоспитание в умении властвовать над собой: сдерживать себя, поддерживать хорошее, бодрое настроение, использовать само приказ и самовнушение. Здесь полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого – своего рода путеводная звезда в самовоспитании. Такие идеалы в воспитании воли становятся образы великого русского полководца Суворова, Рахметова из романа Чернышевского «Что делать» представился перед нами как человек выдержанный, неустрашимый, самоотверженный, закалялся в борьбе с трудностями, подчинил свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса . Бесстрашный подвиг отважных лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова совершившие беспосадочный подвиг в Америку через Северный полюс. У каждого человека свой идеал, соответствующий его природе: «Хочу быть как». Однако правильный выбор идеала не решает еще самосовершенствования воли и характера. Важно воспитывать в себе чуткость, внимательность воображение и оптимизм. 2. Самоободрение– обращение к самому себе для укрепления веры в себя. 3. Самоубеждение - убеждение себя в чем – либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов. 4. Само приказ – приказ самому себе – действенный приказ для выработки самообладания и умения управлять собой. 5. Аутогенная тренировка. Твердое убеждение в успехе начинания. Вера на внутренний резерв сил. «Воля наша, как и наши мускулы крепнут только от постоянно усиливающийся деятельности», - считал К.Д. Ушинский. Постоянно самосовершенствоваться значит помнить, что труд только тогда дает наибольшее удовлетворение, когда он будет для нас не только и не столько источником вашего материального благополучия, а станет потребностью, удовлетворения физических и интеллектуальных сил. У учащихся должны развиться внутренняя потребность в самосовершенствовании, та самая потребность, которая не дает им успокоиться, бездействовать. Самосовершенствование предполагает синтез разума, чувства, воли, действия. Жизнь пишется сразу набело. Каждый наш поступок остаётся не только не незамеченным, но и порой ранит душу окружающих нас людей. Следует помнить также и том, что многие поступки имеют необратимый характер, как по воздействию на формирование нашей нравственности так и по последствиям, касающихся тех, кого они затрагивают . Вот почему с точки зрения самовоспитания лучших нравственных качеств мы должны быть абсолютно честными по отношению к самим себе. Каждый из нас по себе знает, как нелегко иногда бывает следовать голосу совести. Если мы поступаем вопреки совести, естественно, мы проявляем слабоволие, но всегда при этом лукавим с собой – стремимся оправдать любой свой неблаговидный характер, придумывая самые разные доводы. Ф. Ларошфуко писал: «Люди не могут утешиться, - когда их обманут враги или изменят друзья, но когда они обманывают, сами себя они порой бывают довольны». Но это удовлетворение собой длится не вечно. Важно научиться смотреть в глаза своей совести. А для этого надо развить свою волю. Хорошо развитая воля не позволяет быть малодушным и беспринципным. Иногда удается уговорить свою совесть – поступить плохо всего один разочек. Но такое послабление влечет за собой другое, повторение дурного поступка приводит к образованию дурной привычки. «Хорошая привычка, - писал К. Д. Ушинский, это нравственный капитал, которой будучи положен человеком в нервную систему, растет беспрестанно и с которого люди, обладающие им, пользуются всю жизнь. Дурные же привычки – это, наоборот, невыплаченный нравственный заем, который в состоянии заморить человека беспрестанно нарастающими процессами». Правонарушения у подростка начинаются не с неожиданного преступления закона. Труд – превосходное средство воспитания воли и характера. Воля и характер требуют постоянного укрепления. Главным условием плодотворного труда является его непрерывность. Все великое в мире достигнуто благодаря настойчивости и терпению. Очень важно выработать у себя привычку к самоконтролю. Самоконтроль воспитывает важное качество характера, как самостоятельность. С целью накопления нравственного опыта по формированию характера у учащихся предлагаю: Владеть своими чувствами в плане выдержки во время конфликтных ситуаций. Дать установку на сдержанность, достойное, и продуманное поведение. К своим недостаткам относиться жестче, чем к недостаткам других. Отдавать себе само приказ вести себя обдуманно, повелевать своими чувствами, не поддаваться необузданным эмоциям. Проявлять доброту и благожелательность. Совершать добрые дела. Нравственность как одна из форм общего сознания выражает внутренний мир учащихся, а в знаниях объясняется объективный мир, раскрывается истина. Поэтому нравственные знания не сумма сведений, а глубоко личное достояние, внутреннее убеждение. На своих уроках использую следующие методы установки для учащихся: − Подавляй свои плохие желания, привычки и чувства. Сознательно выполняй дисциплину, умей обуздать желание разговаривать на уроках. Не получай не одного замечания. − Подавляй желания отвлечься, поиграть, всегда выполняй домашнее задание, даже если оно не интересно. − Быть принципиальным до конца, перебороть плохую привычку подсказывать на уроке. − Не обижайся на товарища, если он говорит неприятную правду. − Выполняй поставленную задачу. − Ставь себя в положение своего товарища, чтобы понять его и почувствовать переживания, быть с ним тактичным и внимательным. Такие понятия честь, достоинство, совесть, доброта, справедливость, порядочность, честность – благородные качества личности, воспитанные и обретенные в юности, становятся надёжным и прочным её нравственным фундаментом. Нравственность – не сухое назидание, а отношение к жизни, отношение разумное, требовательное, действенное, честное. Чем больше в человеке нравственности, тем больше он человек. Именно развитие духовно – нравственного воспитания должно стать главной задачей системы образования. Духовно-нравственное воспитание должно стать неотъемлемой частью любого предмета. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом уроке. «Величие и ценность человека измеряются его образованностью и духовной культурой. Даже алчный и пустой человек всегда может разбогатеть, но золото не заменит ему чести». Используемая литература: С.И. Хохлов, «Как воспитать волю и характер» М., 1974; Г.Л. Горбунов «Учитесь управлять собой», М., 1976; В.Г. Кущенко «Пути самосовершенствования личности», Л., 1979; В. Пекелис «Твои возможности, человек», М., 1984 | |
Просмотров: 1121 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|