Конструктивное взаимодействие педагога с семьей по повышения педагогической компетентности родителей ДОО.
Никакая книга, никакой врач не заменят
собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения…
Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли
о воспитании, это все равно,
что поручить чужой женщине родить твое дитя.
Януш Корчак
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности, но ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых и, в первую очередь, от родителей.
В Законе «Об образовании» РК говорится:
«1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных заведений».
К сожалению, данная позиция остается, в большинстве своем, только на бумаге.
Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у родителей приводит к повышенной раздражительности, стрессам, а ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от их настроения и эмоционального состояния. Кроме того, современные дети гораздо сложнее по своему физическому, интеллектуальному развитию, чем их сверстники 5-10 лет назад: по данным Минздрава Казахстана почти 40% новорожденных страдают различными заболеваниями, у 66% имеются различные психические расстройства в той или иной форме.
Гораздо сложнее стали и современные родители: все чаще мы говорим о «депривированном материнстве», то есть о маме со «спящим» инстинктом материнства; все больше становится семей, в которых один родитель воспитывает ребенка, либо родители не состоят в браке, поэтому не считают себя ответственными за все, что происходит в семье.
Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию на личность, что определяется следующими причинами:
1. Семейное окружение первично в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей; кровное родство.
2. Для ребенка в раннем и дошкольном возрасте максимально важно первичное общение со значимым взрослым, а потом потребность в общении со сверстниками.
3. Длительность и постоянство пребывания в семье, интимно-эмоциональная атмосфера семейных отношений. Семья – это институт эмоциональных отношений для ребенка, который неосознанно воспринимается им как своеобразный «эмоциональный тыл».
Мир постоянно информационно усложняется. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, досуговую, общественную, личную и др. Современная семья нуждается в разнообразном знании: медицинских, сексологических, педагогических, юридических, экономических, психологических… Решение семейных проблем требует от родителей зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Актуальность изучаемой темы можно проследить, основываясь на данные опроса воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей. 82% опрошенных отметили, что ожидают более внимательного отношения родителей к проблемам воспитания детей, поставив на второй план: ожидание материально-хозяйственной помощи от семьи (47%), добросовестное выполнение родителями режимных моментов (37%) и др.
Наши педагоги могут помочь родителям повысить их педагогическую компетентность, имея определенный опыт и знания. Педагоги и семья должны взаимодействовать друг с другом, чтобы воспитательный процесс проходил без «перегибов».
Исходя из выше сказанного и видя, как родители относятся ко всем предлагаемым нами мероприятиям, мы поставили перед собой цель сделать родителей своими союзниками, помочь им занять активную позицию в образовательно-воспитательном процессе своих детей, снизить уровень конфликтности и безответственности родителей путем осознания ими своих прав и обязанностей по отношению к своим детям.
Достичь конструктивного взаимодействия с семьей разовыми акциями невозможно, необходима целенаправленная длительная работа. Прежде всего, мы поставили перед собой следующие задачи:
– повышение педагогической компетентности родителей;
– установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей;
– создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий;
– помочь родителю осознать свою роль в процессе развития ребенка;
– привлечь внимание родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития;
– организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания.
Решение этих задач требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.
Для педагогического коллектива за основу мы взяли тот факт, что педагоги помогают детям от имени их родителей, потому что это дети своих Мам и Пап. Каждый ребенок любит своих родителей вне зависимости от того, какие они люди.
Поэтому самое главное для детского сада не вставать эмоциональной преградой между ребенком и его семьей. И еще – работа с родителями строиться с учетом особенностей детей и учетом интересов родителей.
Мы выбрали наиболее приемлемые для наших родителей и педагогов методы и формы работы. Обсуждая пути решения поставленных целей, пришли к выводу, что привычными формами собраний и консультаций мы не обеспечим изменения отношения наших родителей. Стать полноправным участником педпроцесса детского сада родитель может только будучи активно сам вовлеченным в этот процесс.
Прежде всего, у каждого родителя должно сложиться убежденное представление, что детский сад – это серьезная организационная структура и относиться ко всей работе ДОО нужно серьезно и ответственно. На наш взгляд, это отношение должно формироваться с первого момента посещения детского сада. Этому способствуют информационно-тематические стенды в коридорах, где отражается вся многогранная деятельность ДОО, грамоты и дипломы, которые отражают оценку качества работы данного заведения.
Мы обозначили следующие основные задачи для работы с родителями:
– ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса;
– подготовить ребенка к посещению детского сада;
– создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДС с семьей;
– оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДС;
– вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДС и семье;
– использовать новые организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с ДС;
– активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
– формировать у ребенка чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру;
– качественное обновление системы воспитания детей раннего возраста в детском саду и семье.
На этих мероприятиях к обсуждению проблем подключаем самих родителей – и тех, у кого первый ребенок, и тех, у кого уже есть опыт воспитания, а также специалистов: врачей, психолога и т.д. А в качестве методов активизации родителей предлагаем следующие: поисковые вопросы, примеры из жизни групп, просмотр видеофильмов из жизни ДС, прослушивание аудиозаписей с ответами или рассуждениями детей, практическое выполнение различных заданий, где родителям частенько приходится брать на себя роль своих детей, «мозговой штурм», «ассоциации», «коллективная запись», «запись на листах», «мини-эксперимент». Это поможет заинтересовать родителей, установить эмоциональный контакт, без которого невозможно реализовать принцип партнерства, взаимопонимания.
Большой отклик среди родителей нашла такая форма, как организация всевозможных выставок и поделок. Например, выставка поделок и рисунков «Здравствуй, Детский сад!», «Процветай, мой Казахстан!», «Дары осени», где дети и родители не только представили свои поделки из природного и бросового материала.
Чтобы привлечь родителей к познавательному материалу, преподносим его под необычными заголовками:
– «Педагогические рюкзачки» – это комплекты методических пособий по темам, касающихся самых разных направлений воспитания и обучения детей, охраны и укрепления их здоровья, организации праздников и досугов в семье (например: научить его правильно дышать, о профилактике ряда детских заболеваний и т.д.);
Конечно, нельзя оставлять без внимания совместные досуговые формы: это и музыкально-развлекательные праздники с участием родителей, и спортивно-развлекательные мероприятия в музыкальном зале, на улице, это и совместные походы.
Такая работа способствует формированию детско-взрослого сообщества, т.е. такого взаимоотношения взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности; формируется позитивное отношение родителей к работе ДС, что является неотъемлемым условием повышения качества воспитания и развития ребенка.
Родители имеют реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с детьми, включаясь в жизнь группы. Предоставляя родителям право наблюдать своего ребенка в игре и других видах деятельности, видеть заботу, внимание воспитателя к детям, доверие, стремление в дальнейшем к общению родителей с воспитателем.
Открытость детского сада для родителей может помочь в повышении их педагогической компетентности. Сотрудничество воспитателей и родителей должно основывается также на таких принципах как:
- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей ребенка в группе ДС и семье;
- сокращение единой линии в целях и задачах воспитания, развития и обучения детей в ДС и семье;
- уважения личности ребенка родителями и воспитателями;
- учет воспитателями условий семейного воспитания, а родителями – условий общественного.
Тезис «детский сад – открытая система воспитания» получает дополнительный смысл при демократическом семейно-общественном взаимодействии с родительской аудиторией на основе педагогического диалога. Входя в жизнь детского сада путем педагогического диалога, семья получает конкретные знания о воспитании ребенка, знакомиться с формами работы специалистов, овладевает мастерством воспитания в семье.
Работа с родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского сада и семьи. Поэтому необходимо конструктивное взаимодействие педагога с семьей по повышению их педагогической и психологической компетентности. Мы понимаем сотрудничество возможно, если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Воспитатель, вооруженный знанием педагогики дошкольного воспитания, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка. Этому способствует открытость детского сада для семьи:
- систематическое посещение родителями группы детского сада;
- организация совместных праздников;
- посещение педагогами семей своих воспитанников с последующим планированием сотрудничества с родителями;
- проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др.
Важно признание за родителями партнерства в общем деле воспитания. Семья требует к себе уважения как высшей духовной ценности человечества, основание которой – во многовековых традициях нации, ее культуре.
Итак, каковы же конструктивные направления в реализации качественной работы с родителями на современном этапе дошкольного образования?
Первое направление. Возрождение лучших традиций прошлого, можно сказать «классической системы» дошкольной педагогики и психологии. Исключение заорганизованности, диктата в работе с семьей, закрытости детского сада. Все лучшее, что было в прошлом, соединяем с современными технологиями и разработками в области дошкольного возраста.
Второе направление. Работа с родителями детей предусматривает знакомство с опытом семейного воспитания, таким образом идет сближение семейного и общественного воспитания. Лучшие образцы семейного воспитания необходимо использовать в условиях ДС, а достижения дошкольного заведения сделать достоянием семьи.
К новым формам взаимодействия можно отнести и организацию выставок педагогической литературы по вопросам воспитания дошкольников, информацию о достижениях современной науки в диагностике и коррекции развития, педагогический прогноз, психологическое тестирование и др.
Третье направление. Подготовка кадрового обеспечения на основе современных научных знаний в области педагогики и психологии дошкольного детства и лучших традиций народной педагогики. Этнокультурный, национальный компонент является одним из наиболее значимых факторов в организации развивающей среды в дошкольный период детства в условиях общественного воспитания. Лучшие народные традиции воспитания учтены в современных тенденциях педагогики дошкольного детства.
В заключении можно сказать:
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие.
Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Поэтому основные усилия педагогического коллектива детского сада, направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Источник: http://родительское собрание |