ЭКОЛОГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ
Учитель самопознания гимназии № 5
города Рудного Костанайской области,
заместитель директора по НМР
Хорошева И.В.
В настоящее время экология приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, о том, как жить человеку в собственном доме “Земля”. По мнению известного академика Д.С. Лихачева, “наш “дом”, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры (будем называть его условно культурой человека)... Поэтому экология... состоит из 2-х частей: части охранения природы и части охранения культуры” [1].
Таким образом, «экологический кризис - это не столько кризис в системе производства, сколько кризис культуры, оказавшейся не в состоянии обеспечить нравственное воспроизводство нашего мира. Это связано с очень многими факторами, как-то: неустроенность настоящего, отвержение идеалов прошлого и, вместе с тем, отсутствие способности создать новый идеал. Но единственное, что сдерживает (если сдерживает!) человека натворить бед в своем собственном “доме”- его собственное сознание, чувство ответственности, совесть...» [1].
Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит его отношение к окружающему миру, к природе в частности?
Казалось бы, связь между экологией и нравственностью понятна сама собой. Это так, но в то же время она нуждается в раскрытии и более детальном пояснении. Д.С.Лихачев так говорит об этом: “Человек - носитель самосознания Вселенной. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры”. [2]
Понятия “нравственное (моральное) сознание“ и “экологическое сознание“ не тождественны, но и неразделимы.
Моральное сознание - это понятие, определяющее, во-первых, мотивы, которыми руководствуется в своей жизнедеятельности человек, и, во-вторых, степень ответственности человека перед обществом и перед самим собой.
Экологическое сознание - способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой.
Моральное сознание, в равной степени как и экологическое сознание, являют собой триединство знаний, отношений (чувств) и действий.
Разрыв связей между структурными компонентами или деформация этих компонентов и приводят к аномалиям нравственного развития, что, естественно, сказывается и на отношении человека к природе и природоохранной деятельности.
Экологическое сознание (иногда его называют созологическим, т.е. природоохранным, сознанием) - это способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности.
Думается, что, несмотря на отсутствие разработок в области теории экологического сознания, можно провести некую аналогию в формировании экологического сознания и нравственного сознания.
Формирование нравственного сознания, нравственной личности и соответствующего стиля морального поведения опирается на ряд автономных предпосылок.
Оно предполагает, во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе.
Нравственность не приходит сразу, человек учится поступать нравственно всю жизнь. Он совершенствует моральное сознание, сила которого в категоричности и универсальности его постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, человек должен мыслить альтернативно: добро или зло, хорошо или плохо - третьего не дано. Человек, не усвоивший элементарных норм нравственности как безусловных, категоричных, едва ли станет нравственным.
Многие психологи и философы выделяют в развитии морального сознания три главных этапа:
1 доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений.
2 конвенционная мораль, ориентирующаяся на внешние нормы поведения.
3 автономная мораль, т.е. ориентация на внутреннюю автономную систему принципов.
Наиболее общая, охватывающая весь жизненный путь и подвергшаяся экспериментальной проверке во многих странах когнитивно - генетическая теория морального развития личности принадлежит американскому психологу Л.Колбергу. Развивая выдвинутую Ж.Пиаже идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Колберг выделяет в нем несколько фаз.
“Доморальному уровню” соответствуют стадии 1, когда ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и 2, когда ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения).
“Конвенционной морали” соответствуют стадии 3 - модель “хорошего ребенка”, движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и 4 - установка на поддержание установленного порядка и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам).
“Автономная мораль” переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5 - А, когда подросток осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логичного обоснования, усматривая таковое в принципе полезности. На стадии 5 - Б релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства. Лишь после этого (стадия 6) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.
Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. “Ничто - ни слова, ни мысли, ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя”, - говорил К.Д.Ушинский.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. ”Те высшие чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны человеку в готовом виде от рождения” (Запорожец А.В.) [3].
Воспитание чувств тесно связано с развитием эмоционального отношения к окружающему. Большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения, т.к. это основа доброжелательности, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
Надо отметить, что нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь, дает человеку способность переживать благородные и добрые чувства, способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях, ведь человеческие сокровища внутреннего мира начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.
Нетрудно передать человеку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение моральных правил. Гораздо труднее выработать определенное чувство, отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Нравственные убеждения являются сложным комплексным образованием, включающим в себя знания соответствующей нравственной нормы и эмоциональное отношение к ней. 4]
Таким образом, анализируя представленные теоретические посылки, можно сделать вывод о том, что уровень морального сознания и экологического сознания имеют существенные взаимозависимости. А именно, включают в себя некие общие психологические образования, связанные с развитием личности и её отношением к действительности.
Среди них привлекло внимание формирование таких личностных характеристик человека как способность к эмпатии и внутренний локус контроля, так как особый акцент приобретают эти качества в целостном духовно-ценностном отношении личности к природе: эмпатия как способность к децентрации и проникновению в эмоциональное состояние другого, одухотворение окружающего мира; “локус контроля” - как ответственное отношение ко всему, с чем сталкивается человек, как внутренний регулятор поведения.
Локус контроля (от лат. locus - место, местоположение и франц. controle - проверка) - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний Локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний Локус контроля). Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации [5]. Показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность и агрессивность. Экспериментально доказано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью (идеальному “Я” всегда приписывают внутренний локус контроля) .
Эмпатия (с греческого - сопереживание) - это постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. [6] Различают эмоциональную эмпатию, когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах, и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать реакции других в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта.
Психологи выделяют рациональную эмпатию (я вас понимаю), эмоциональную эмпатию (я вам сочувствую), действенную эмпатию (я вам помогу) и опережающую эмпатию (я могу вам помочь). Другими словами, эмпатия - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным. Эмпатия, развитая у человека, - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению.
“Глухой к другим людям - останется глухим к самому себе, ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков” [6]. Необходимо подчеркнуть, что эмоциональная оценка собственных поступков важна не только в анализе их с точки зрения нравственности, но и с точки зрения экологического следствия.
Таким образом, нравственные и экологические знания, мысли, чувства и убеждения, сформированные на их основе личностные образования, такие как эмпатия и «локус контроля», и основанные на них действия и поступки человека, могут стать базисом нравственного и экологического сознания человека, гармонично вписывающим его в системы: «Общество» и «Природа».
Данная идея легла в основу микроисследования, проведенного в 11-х классах гимназии № 5 города Рудного в период апрель-май 2012 года.
Цель исследования - определить зависимость уровня развития нравственного сознания, а также экологического сознания учащихся, от таких его характеристик как способность к эмпатии и интернальности.
Задачи исследования:
1 Исследование способности к эмпатии и «локус контроля» как личностных свойств учащихся 11-х классов.
2 Определение уровня развития нравственного сознания гимназистов.
3 Исследование уровня развития экологического сознания учащихся.
4 Анализ взаимосвязи и взаимовлияния уровня нравственного сознания и экологического сознания от способности личности к эмпатии и «локуса контроля».
Гипотеза исследования содержит следующие тезисы: чем выше способность к эмпатии и больше интернальный контроль, тем более развит человек в нравственном плане, что непременно сказывается на его отношении к природе и природоохранной деятельности.
Определение “локуса контроля” проводилось по тесту-опроснику “Субъективная локализация контроля (С Л К )” С.Р.Пантелеева и В.В.Столина [7]. Опросник содержит 32 пункта (26 работающих и 6 маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля.
Для исследования уровня эмпатийности использовалась методика И.М.Юсупова “Способность к эмпатии”, в которой определяется умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.[7]
В ходе исследования использовалась “Краткая графическая запись состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике” А.К.Макаровой [6]. Опросник содержит 17 пунктов, построенных по принципу выбора одного из двух утверждений, на основании данных самооценки мы делали вывод о степени развитости нравственных знаний, убеждений, поведения, а также воспитуемости учащихся.
Для изучения экологического сознания были предложены вопросы и задания, определяющие уровень экологических знаний, отношение к проблемам экологии и природоохранное поведение.
Возраст испытуемых в среднем - 16,8 лет, количество - 52 человека. Данная возрастная категория относится к 5-6 стадиям формирования морального сознания по классификации Колберга.
Данное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: уровень морального сознания и нравственного развития, а также экологического сознания действительно зависят от эмпатии и “Локус контроля”. Высокая эмпатийность позволяет лучше понимать людей, их чувства и мысли, а развитый интернальный контроль способствует поиску личностных ресурсов при решении различных вопросов. В то же время, человек, высоко оценивающий себя нравственно, не всегда является таковым, т.к. личность постоянно должна находиться в развитии, и нравственно развитый человек все время видит свои недостатки и пути их преодоления.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1 Высокая эмпатийность соотносится с высокой степенью воспитуемости, т.е. восприимчивости к воспитательным, формирующим воздействиям социума, а высокий внутренний “локус контроля” (интернальность) - с невысокой восприимчивостью к воспитанию, что очевидно связано с переносом нравственного решения “внутрь” личности.
2 Самооценка уровня нравственного развития старшеклассников не согласуется с их реальным нравственным обликом (возрастные особенности, эффект неадекватности). Так, обладатели низких самооценок нравственного уровня (знаний, поведения и убеждений) имеют высокие значения по показателям эмпатийности, воспитуемости и “локуса контроля”, и, наоборот, обладатели высоких самооценок нравственного развития - низкие значения аналогичных параметров.
3 Высокий уровень экологического сознания согласуется с высокой эмпатийностью и интернальностью (внутренним контролем).
Т.о. существует взаимосвязь между нравственным и экологическим сознанием, причем одним из связующих звеньев являются характеристики способности к эмпатии и интернальности.
Настоящее исследование приводит к выводу, что укрепление и развитие нравственной атмосферы общества - реальная возможность для изменения экологического мышления и сознания человечества. Это задача и семьи, и школы, в целом - государства. Бесспорно, воспитание нравственной личности не должно обходиться без воспитания ценностно-духовного восприятия мира, природы в частности. Все содержание школьной жизни должно предоставлять школьнику возможности духовного совершенствования. Нельзя рассчитывать на совершенствование духовной культуры школьника без специальной организации актов коллективного раздумья о вечных вопросах жизни, о связи человека с природой. Именно эту цель преследует предмет «Самопознание», введенный в государственную программу среднего образования. Трудно переоценить его значение в плане воспитания нравственных чувств, формирования знаний и убеждений нравственного и экологического сознания. Данная работа поможет представить этот процесс как единый и неразрывный, направленный на формирование важных личностных образований, таких как эмпатия и интернальность, методически и психологически грамотно выстраивать архитектуру уроков самопознания.
В заключение вновь напомню слова академика Лихачева, который прямо указывал на связь экологии и нравственности человека: “Человек - часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы “самосознание Вселенной”, лишает смысла существования не только человека, но и все сущее, все мироздание” [2].
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы:
1. В.Епишин. Новая экологическая политика// Человек и природа,№4,1989 г.
2. Д.С.Лихачев. Экология - проблема нравственная, //Наше наследие, №1,1991
3. Д. А.Сидоркин “Диалог о воспитании”, //Народное образование, № 203 от 12 окт. 1990г.
4. Психологические проблемы нравственных убеждений, Ленинград 1987г.
5. Психологический словарь, Москва, Изд-во полит. Литературы, 1990 г.
6. А.К.Макарова. Психология труда учителя. Москва, Просвещение, 1993г.
7. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога. Москва, Владос, 1995г.
Источник: http://авторская статья Хорошевой И.В. |