Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Экология и нравственность
ЭКОЛОГИЯ И НРАВСТВЕННОСТЬ Учитель самопознания гимназии № 5 города Рудного Костанайской области, заместитель директора по НМР Хорошева И.В. В настоящее время экология приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, о том, как жить человеку в собственном доме “Земля”. По мнению известного академика Д.С. Лихачева, “наш “дом”, в котором живет человечество, состоит не только из природного комплекса (в который входит и человек как часть природы), но и из комплекса культуры (будем называть его условно культурой человека)... Поэтому экология... состоит из 2-х частей: части охранения природы и части охранения культуры” [1]. Таким образом, «экологический кризис - это не столько кризис в системе производства, сколько кризис культуры, оказавшейся не в состоянии обеспечить нравственное воспроизводство нашего мира. Это связано с очень многими факторами, как-то: неустроенность настоящего, отвержение идеалов прошлого и, вместе с тем, отсутствие способности создать новый идеал. Но единственное, что сдерживает (если сдерживает!) человека натворить бед в своем собственном “доме”- его собственное сознание, чувство ответственности, совесть...» [1]. Не означает ли это, что только от нравственности человечества зависит его отношение к окружающему миру, к природе в частности? Казалось бы, связь между экологией и нравственностью понятна сама собой. Это так, но в то же время она нуждается в раскрытии и более детальном пояснении. Д.С.Лихачев так говорит об этом: “Человек - носитель самосознания Вселенной. И отношение к природе, и отношение к культуре требуют общих правил нравственности, общего осознания человеком себя как части природы и части культуры”. [2] Понятия “нравственное (моральное) сознание“ и “экологическое сознание“ не тождественны, но и неразделимы. Моральное сознание - это понятие, определяющее, во-первых, мотивы, которыми руководствуется в своей жизнедеятельности человек, и, во-вторых, степень ответственности человека перед обществом и перед самим собой. Экологическое сознание - способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой. Моральное сознание, в равной степени как и экологическое сознание, являют собой триединство знаний, отношений (чувств) и действий. Разрыв связей между структурными компонентами или деформация этих компонентов и приводят к аномалиям нравственного развития, что, естественно, сказывается и на отношении человека к природе и природоохранной деятельности. Экологическое сознание (иногда его называют созологическим, т.е. природоохранным, сознанием) - это способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности. Думается, что, несмотря на отсутствие разработок в области теории экологического сознания, можно провести некую аналогию в формировании экологического сознания и нравственного сознания. Формирование нравственного сознания, нравственной личности и соответствующего стиля морального поведения опирается на ряд автономных предпосылок. Оно предполагает, во-первых, определенный уровень умственного развития, способность воспринимать, применять и оценивать соответствующие нормы и поступки; во-вторых, эмоциональное развитие, включая способность к сопереживанию; в-третьих, накопление личного опыта более или менее самостоятельных моральных поступков и последующей их самооценки; в-четвертых, влияние социальной среды, дающей ребенку конкретные примеры нравственного и безнравственного поведения, поощряющей его поступать так или иначе. Нравственность не приходит сразу, человек учится поступать нравственно всю жизнь. Он совершенствует моральное сознание, сила которого в категоричности и универсальности его постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, человек должен мыслить альтернативно: добро или зло, хорошо или плохо - третьего не дано. Человек, не усвоивший элементарных норм нравственности как безусловных, категоричных, едва ли станет нравственным. Многие психологи и философы выделяют в развитии морального сознания три главных этапа: 1 доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических соображений. 2 конвенционная мораль, ориентирующаяся на внешние нормы поведения. 3 автономная мораль, т.е. ориентация на внутреннюю автономную систему принципов. Наиболее общая, охватывающая весь жизненный путь и подвергшаяся экспериментальной проверке во многих странах когнитивно - генетическая теория морального развития личности принадлежит американскому психологу Л.Колбергу. Развивая выдвинутую Ж.Пиаже идею, что развитие морального сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Колберг выделяет в нем несколько фаз. “Доморальному уровню” соответствуют стадии 1, когда ребенок слушается, чтобы избежать наказания, и 2, когда ребенок руководствуется эгоистическими соображениями взаимной выгоды (послушание в обмен на какие-то конкретные блага и поощрения). “Конвенционной морали” соответствуют стадии 3 - модель “хорошего ребенка”, движимого желанием одобрения со стороны значимых других и стыдом перед их осуждением, и 4 - установка на поддержание установленного порядка и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам). “Автономная мораль” переносит моральное решение внутрь личности. Она открывается стадией 5 - А, когда подросток осознает относительность и условность нравственных правил и требует их логичного обоснования, усматривая таковое в принципе полезности. На стадии 5 - Б релятивизм сменяется признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства. Лишь после этого (стадия 6) формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. “Ничто - ни слова, ни мысли, ни поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и её строя”, - говорил К.Д.Ушинский. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. ”Те высшие чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны человеку в готовом виде от рождения” (Запорожец А.В.) [3]. Воспитание чувств тесно связано с развитием эмоционального отношения к окружающему. Большое значение имеет воспитание эмоционально-положительного отношения, т.к. это основа доброжелательности, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения. Надо отметить, что нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь, дает человеку способность переживать благородные и добрые чувства, способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях, ведь человеческие сокровища внутреннего мира начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств. Нетрудно передать человеку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение моральных правил. Гораздо труднее выработать определенное чувство, отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Нравственные убеждения являются сложным комплексным образованием, включающим в себя знания соответствующей нравственной нормы и эмоциональное отношение к ней. 4] Таким образом, анализируя представленные теоретические посылки, можно сделать вывод о том, что уровень морального сознания и экологического сознания имеют существенные взаимозависимости. А именно, включают в себя некие общие психологические образования, связанные с развитием личности и её отношением к действительности. Среди них привлекло внимание формирование таких личностных характеристик человека как способность к эмпатии и внутренний локус контроля, так как особый акцент приобретают эти качества в целостном духовно-ценностном отношении личности к природе: эмпатия как способность к децентрации и проникновению в эмоциональное состояние другого, одухотворение окружающего мира; “локус контроля” - как ответственное отношение ко всему, с чем сталкивается человек, как внутренний регулятор поведения. Локус контроля (от лат. locus - место, местоположение и франц. controle - проверка) - это качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний Локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний Локус контроля). Локус контроля является устойчивым свойством индивида, формирующимся в процессе его социализации [5]. Показано, что люди, обладающие внутренним локусом контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительны, доброжелательны и независимы. Склонность к внешнему локусу контроля, напротив, проявляется наряду с такими чертами, как неуверенность в своих способностях, неуравновешенность, стремление отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожность, подозрительность и агрессивность. Экспериментально доказано, что внутренний локус контроля является социально одобряемой ценностью (идеальному “Я” всегда приписывают внутренний локус контроля) . Эмпатия (с греческого - сопереживание) - это постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. [6] Различают эмоциональную эмпатию, когнитивную, базирующуюся на интеллектуальных процессах, и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать реакции других в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Психологи выделяют рациональную эмпатию (я вас понимаю), эмоциональную эмпатию (я вам сочувствую), действенную эмпатию (я вам помогу) и опережающую эмпатию (я могу вам помочь). Другими словами, эмпатия - это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, она делает поведение человека социально обусловленным. Эмпатия, развитая у человека, - ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению. “Глухой к другим людям - останется глухим к самому себе, ему будет недоступно самое главное в самовоспитании - эмоциональная оценка собственных поступков” [6]. Необходимо подчеркнуть, что эмоциональная оценка собственных поступков важна не только в анализе их с точки зрения нравственности, но и с точки зрения экологического следствия. Таким образом, нравственные и экологические знания, мысли, чувства и убеждения, сформированные на их основе личностные образования, такие как эмпатия и «локус контроля», и основанные на них действия и поступки человека, могут стать базисом нравственного и экологического сознания человека, гармонично вписывающим его в системы: «Общество» и «Природа». Данная идея легла в основу микроисследования, проведенного в 11-х классах гимназии № 5 города Рудного в период апрель-май 2012 года. Цель исследования - определить зависимость уровня развития нравственного сознания, а также экологического сознания учащихся, от таких его характеристик как способность к эмпатии и интернальности. Задачи исследования: 1 Исследование способности к эмпатии и «локус контроля» как личностных свойств учащихся 11-х классов. 2 Определение уровня развития нравственного сознания гимназистов. 3 Исследование уровня развития экологического сознания учащихся. 4 Анализ взаимосвязи и взаимовлияния уровня нравственного сознания и экологического сознания от способности личности к эмпатии и «локуса контроля». Гипотеза исследования содержит следующие тезисы: чем выше способность к эмпатии и больше интернальный контроль, тем более развит человек в нравственном плане, что непременно сказывается на его отношении к природе и природоохранной деятельности. Определение “локуса контроля” проводилось по тесту-опроснику “Субъективная локализация контроля (С Л К )” С.Р.Пантелеева и В.В.Столина [7]. Опросник содержит 32 пункта (26 работающих и 6 маскировочных), построенных по принципу вынужденного выбора одного из двух утверждений, и образует одномерную шкалу, дающую обобщенный показатель локуса контроля. Для исследования уровня эмпатийности использовалась методика И.М.Юсупова “Способность к эмпатии”, в которой определяется умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.[7] В ходе исследования использовалась “Краткая графическая запись состояния воспитанности и воспитуемости конкретного ученика, применимая при фронтальной экспресс-диагностике” А.К.Макаровой [6]. Опросник содержит 17 пунктов, построенных по принципу выбора одного из двух утверждений, на основании данных самооценки мы делали вывод о степени развитости нравственных знаний, убеждений, поведения, а также воспитуемости учащихся. Для изучения экологического сознания были предложены вопросы и задания, определяющие уровень экологических знаний, отношение к проблемам экологии и природоохранное поведение. Возраст испытуемых в среднем - 16,8 лет, количество - 52 человека. Данная возрастная категория относится к 5-6 стадиям формирования морального сознания по классификации Колберга. Данное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: уровень морального сознания и нравственного развития, а также экологического сознания действительно зависят от эмпатии и “Локус контроля”. Высокая эмпатийность позволяет лучше понимать людей, их чувства и мысли, а развитый интернальный контроль способствует поиску личностных ресурсов при решении различных вопросов. В то же время, человек, высоко оценивающий себя нравственно, не всегда является таковым, т.к. личность постоянно должна находиться в развитии, и нравственно развитый человек все время видит свои недостатки и пути их преодоления. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: 1 Высокая эмпатийность соотносится с высокой степенью воспитуемости, т.е. восприимчивости к воспитательным, формирующим воздействиям социума, а высокий внутренний “локус контроля” (интернальность) - с невысокой восприимчивостью к воспитанию, что очевидно связано с переносом нравственного решения “внутрь” личности. 2 Самооценка уровня нравственного развития старшеклассников не согласуется с их реальным нравственным обликом (возрастные особенности, эффект неадекватности). Так, обладатели низких самооценок нравственного уровня (знаний, поведения и убеждений) имеют высокие значения по показателям эмпатийности, воспитуемости и “локуса контроля”, и, наоборот, обладатели высоких самооценок нравственного развития - низкие значения аналогичных параметров. 3 Высокий уровень экологического сознания согласуется с высокой эмпатийностью и интернальностью (внутренним контролем). Т.о. существует взаимосвязь между нравственным и экологическим сознанием, причем одним из связующих звеньев являются характеристики способности к эмпатии и интернальности. Настоящее исследование приводит к выводу, что укрепление и развитие нравственной атмосферы общества - реальная возможность для изменения экологического мышления и сознания человечества. Это задача и семьи, и школы, в целом - государства. Бесспорно, воспитание нравственной личности не должно обходиться без воспитания ценностно-духовного восприятия мира, природы в частности. Все содержание школьной жизни должно предоставлять школьнику возможности духовного совершенствования. Нельзя рассчитывать на совершенствование духовной культуры школьника без специальной организации актов коллективного раздумья о вечных вопросах жизни, о связи человека с природой. Именно эту цель преследует предмет «Самопознание», введенный в государственную программу среднего образования. Трудно переоценить его значение в плане воспитания нравственных чувств, формирования знаний и убеждений нравственного и экологического сознания. Данная работа поможет представить этот процесс как единый и неразрывный, направленный на формирование важных личностных образований, таких как эмпатия и интернальность, методически и психологически грамотно выстраивать архитектуру уроков самопознания. В заключение вновь напомню слова академика Лихачева, который прямо указывал на связь экологии и нравственности человека: “Человек - часть природы, и отсутствие в природе духовного человека, представляющего как бы “самосознание Вселенной”, лишает смысла существования не только человека, но и все сущее, все мироздание” [2]. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы: 1. В.Епишин. Новая экологическая политика// Человек и природа,№4,1989 г. 2. Д.С.Лихачев. Экология - проблема нравственная, //Наше наследие, №1,1991 3. Д. А.Сидоркин “Диалог о воспитании”, //Народное образование, № 203 от 12 окт. 1990г. 4. Психологические проблемы нравственных убеждений, Ленинград 1987г. 5. Психологический словарь, Москва, Изд-во полит. Литературы, 1990 г. 6. А.К.Макарова. Психология труда учителя. Москва, Просвещение, 1993г. 7. Е.И.Рогов. Настольная книга практического психолога. Москва, Владос, 1995г.

Источник: http://авторская статья Хорошевой И.В.
Категория: Воспитание души | Добавил: horosheva (2013-01-25) | Автор: Хорошева Ирина Викторовна E W
Просмотров: 4068 | Теги: мораль, нравственность, сознание, экология | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 1:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru