Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

Мир искусства танца

Мир искусства танца, как одна из основ формирования и самореализации творческой  личности в современном обществе»
Н. Петрова,
педагог-хореограф  Многопрофильной гимназии искусств № 83 г.Алматы
 «Ребенок, испытавший радость творчества даже в   самой минимальной степени, становится другим,  чем     ребенок,  подражающий  актам других.                                                                                               Б. Асафьев

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы  то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему,  лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лyчшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство, а именно танец, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.        
Проблема, с которой сталкивается хореограф, это  помочь ребенку понять значимость танца для него самого и для жизни в целом. Если у ребенка нет влечения к танцу, на то есть причины.
ГИПОТЕЗА, которую я хочу озвучить, основана на идее  возможности танца в самосозидании, самовыражении, самосотворении,  в высвобождении творческого потенциала личности, КОТОРАЯ ЗАЛОЖЕНА ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКЕ.
Пользуясь своими наблюдениями я выделила несколько важных и интересных моментов.   
1. Я заметила, что  интерес к танцу пропадает, если ребенок не слышит музыку. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала занятий хореографией.
Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки  и умения  пойдут на пользу музыкальному  развитию.
После маршировки задаем детям  различные упражнения, связанные с отсчетом ритма. Например, даем такт, состоящий из четырех четвертей, – дети каждые три четверти отбивают его в ладоши, а четвертую четверть ждут, чтобы получалась пауза. Затем отбивается тот же ритм ногой. Потом те же дви­жения повторяются, но с измененными ритмическими акцентами.
Среди любимых детьми упраж­нений  – «круг единства».  Дети встают в круг и один за другим на определенный музыкальный счет подают друг другу руки. Это упражнение несет не только формальный, технический смысл, оно выражает и вы­сокое чувство товарищества, коллективизма – то, что надо заложить в ребенке. И при этом  снова  дети усваивают  счет.
Музыка в области хореографическо­го преподавания занимает одно из центральных мест. И чтобы это получилось, я стараюсь подбирать  очень красивую, богатую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах композиторского творчества.
 К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении.
2. Также, наблюдая за детьми, я заметила,  что постоянные схемы, шаблоны ребенка утомляют, только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую  жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду с изучением танца, со слушанием музыки уделять значительное место импровизации, драматизации.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие танца – одна из самых активных  форм приобщения к хореографии, потому что при этом активизируются внутренний, духовный  мир  учащuxся,  их чувства и мысли.
- т.е. ПРИВНЕСЕНИЕ СЕБЯ В ТАНЕЦ  оживляет любого ребенка.
Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению  интереса к урокам хореографии. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки, танца в рисунках, стихах, рассказах.
Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми – не в умении создавать хореографические конструкции, а в потребности, готовности к выражению дyшевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при начале импровизирования как творческого процесса можно  предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу танцевальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное «взращивание» своей мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме.
В связи с этим и возникает проблема «внешнего» и «внутреннего» в искусстве ведения урока хореографии. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых музыкальных впечатлений детей. Другое дело,  если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема «внешнего» и «внутреннего» на уроках танца есть  по сути реальное взаимоотношение хореографии как искусства и  искусства проведения  урока танца.
На своем опыте могу сказать, что по-настоящему чувствуешь удовлетворение от уроков только тогда, когда в качестве «материала» берешь саму себя, свои мысли, чувства, опыт. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство.  Я считаю, что для урока искусства, а именно танца, психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к ypоку еще и эмоционально.
Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства педагога хореографии умение найти верный тон урока. Термин  «задать тон» беседе,  исполнению - издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал   бы и  был своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач при моей подготовке к занятиям.
Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями. Глубже осмысливая метод К. Станиславского и применяя егo в своем мастерстве, как учитель хореографии, я посчитала этот метод очень полезным.
Хочется привести несколько мыслей из книги С. Волконского «Выразительный человек», которые, на мой взгляд,  сопричастны с нашей профессией: «в актерском искусстве, как во всяком другом, не довольно внутреннего побуждения, а нужно умение этому побуждению повиноваться, не довольно чувствовать, а надо уметь воплотить, не довольно испытать, надо уметь испытанное показать.  «Тело – инструмент, актер – инструменталист».                        
Занятия импровизацией  могут преследовать три взаимосвязанные цели:
–  ­выработку музыкального слуxa,
– развитие творческой фантазии,
– определение любимого стиля исполнения, приносящего свободу в выражении личности через танец.
Можно предложить ребятам «зерно­ движения», и они по очереди «выращивают» из маленького «зернышка» законченную композицию, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальном движении. Я предлагаю  детям  сначала внимательно послу­шать, как звучит целое произведение. А потом по очереди на каждую музыкальную фразу каждый участник этюда выбегает на середину класса и под музы­ку показывает придуманную им самим позу.
3атем мы решаем, кто нашел самую красивую по­зу, кто «художник». Должна сказать, что среди наив­ных ребячьих импровизаций, к которым дети отно­сятся, как к занимательной игре, встречаются иногда удивительно интересные, своеобразные положения, стимулирующие фантазию педагога и постановщика танцев. В процессе этой игры замечаешь, что показывает ребенок,  даже угадываешь, что он хотел бы показать, но еще не умеет пластически выразить. Ведь поза в таком этюде – это уже творчество маленького человека. А нет ничего важнее, чем развить в детях творческое, созидательное начало.
В такие минуты видишь и развитие  творческих способностей детей и то, что они имеют в своих маленьких, но очень открытых и любящих сердцах.
В моем третьем классе есть Кирилл, который не то что  не любил танец, но как-то очень редко я наблюдала у него удовольствие от занятий классикой. Но после задания, данного для проявления самотворчества,  я просто не узнала своего ученика! Его глаза сияли восторгом! Идеи, рожденные, в его душе, заинтересовали и других детей, и меня. На следующий урок он пришел самый первый и с запасом реквизита для воплощения замысла, рожденного дома!
По сути, хореогpафическая культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира.
 Важно, чтобы в творческом порыве ребенок «выплескивал» свое состояние, объективно «проживал» свое настроение в танце, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, хореогpафические навыки, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.     
Через такие моменты импровизации вытекает еще один момент, который я хотела бы выделить, наблюдая за детьми.     
 3. Также целью и задачей хореографа должно стать искусство общения в танце и через танец. Сотворчество. Соавторство.  Мудрое построение взаимоотношений – основа успеха педагога, т. е. наряду с  умением слышать важная цель воспитания и обучения –   искусство  общаться и строить отношения.
Преодолеть барьер «зажима»,   наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, –  все должно помогать постепенному решению  этой «сверхзадачи».
Уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация необходима в обращении с детьми. Не любя их любовью разумной и целеустремленной, не ощущая интереса к ребячьим (и неизменно для них серьезным) радостям и огорче­ниям, сложностям детской психологии, работать с детьми нет смысла, это невозможно даже при высшей про­фессиональной квалификации.
Тут нужна квалификация человеческая, понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия, детских взаимоотношений, всего, что заключено в два слова - «мир детства». Важно  проникнуть в этот мир, за­жить его темами и идеями, способствовать выработке таких личностных качеств, как дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, коллективизм.
Наблюдая со стороны за молодыми преподавателями, я вижу, что самые большие трудности они испытывают именно в вопросе взаимоотношений. Не заладилось из-за пустя­ка – перебрал в строгости или дал послабление, где-то слово разошлось с делом, а когда-то был просто невежлив или неряшлив в замечаниях, самоуверен или растерян – и отношения подорваны. Руководитель  – всему голова, он задает тон, который делает «музыку».
... Совместная работа чрезвычайно затруднена. Контакт с людьми нарушен, и он может так и не возникнуть. 
Нельзя по­лагаться на «власть» и авторитет. И то, и другое – величины непостоянные. Успех многое сглаживает, но только до очередного  просчета. Иначе коллективы  не умирали бы и не разрушались из-за на­порченных отношений, уродливых репетиций.
Позитивное обращение плодотвор­нее негативного, с частицей «не» – не делай, не шуми, не балуй.
Для предмета «Хореография» общение – одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на занятиях хореографии можно определить как совместную  творческую деятельность ученика и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания танца, опыта нравственных отношений заложенного в ней. Большое внимание я уделяю слову о танце, т.к. значение словесного метода в хореографическом воспитании очень велико. Слово о танце, движении должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию  ребенка.  
Чтобы ребенок по-настоящему доверился нам, просто необходимо, чтобы между нами царила любовь.  Что есть корни творчества?
Творец у нас один. Мы, действительно,  венец  Его творенья, созданные по Его образу и подобию. Всякое творчество в любой области человеческого бытия от Бога. Но что же является основой творения? Конечно же, ЛЮБОВЬ!!!
Общаясь со многими танцовщиками и другими людьми искусства, могу подчеркнуть особое чувство духовного  переживания, возникающего, когда отдаешь все свое естество – тело, душу и дух.
Чтобы ребенок почувствовал нашу любовь, мы должны не только найти этот особенный путь к его сердцу, но и научиться проявлять свою любовь исходя из этого. Дети по-разному чувствуют любовь. Существует пять основных способов, которыми дети (и вообще все люди) выражают любовь. Вот они: прикосновение, слова поощрения, время, подарки и помощь.
Каким бы ни был родной язык  ребенка, важно говорить на этом языке, ничего не требуя взамен. Выставлять условия нельзя. Безусловная любовь — наша путеводная звезда.
Итак, что же такое безусловная любовь? Такую любовь ничто не в силах поколебать. Мы любим ребенка, даже если он некрасив и звезд с неба не хватает. Мы любим его, даже когда он не оправдывает наших надежд.
Не ведет ли это к вседозволенности? Нет. Просто во всем нужно быть последовательным. Так и здесь: сначала мы наполним сердце ребенка уверенностью в том, что мы любим его, что он нам очень нужен, и лишь потом будем заниматься его воспитанием и обучением. Ребенок, когда чувствует, что его любят, скорее прислушается к нам, и наши наставления не вызовут у него протеста.
 В задачу педагога входит помощь ребенку в правильной самооценке. Помочь ребенку, дать ему почувствовать собственную значимость — в нашей власти, и мы должны воспитать у него адекватную самооценку. Тогда он будет ощущать себя полноправным членом общества, сможет реализовать свои таланты и способности - весь заложенный в него  творческий потенциал.
Ребенку необходимо учиться строить отношения. Он должен уметь общаться с людьми на равных, завязывать дружбу, дарить любовь и быть благодарным за любовь. Иначе он рискует замкнуться в себе и на всю жизнь оказаться в изоляции. Человек, не усвоивший в детстве главнейших правил общения, может превратиться в чудовище, которое, чтобы достичь целей, манипулирует всеми вокруг.
Итак, ребенок чувствует любовь, столь необходимую ему в жизни. Но ошибкой было бы считать, что все проблемы остались в прошлом. К сожалению, размолвок не избежать. И все-таки любовь охраняет наши отношения. Ребенок — это цветок, а наша любовь питает его. Благодаря этой живительной влаге ребенок расцветает и радует мир своей красотой. Человек, лишенный любви, напоминает слабенький росток в пустыне, он молит о воде и не получает ее.
Стараясь научить ребенка способам выражения любви, правильным отношениям друг с другом мы обнаружим, что сами растем, что у нас меняются представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения.
"Учитель Алматы", № 4, 2009 г.

Категория: Воспитание души | Добавил: collegy (2009-04-13)
Просмотров: 3221 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru