Мир искусства танца, как одна из основ формирования и самореализации творческой личности в современном обществе» Н. Петрова, педагог-хореограф Многопрофильной гимназии искусств № 83 г.Алматы «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других. Б. Асафьев
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед, к лyчшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Вот такое творческое начало и воспитывает в человеке искусство, а именно танец, и в этой своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. Проблема, с которой сталкивается хореограф, это помочь ребенку понять значимость танца для него самого и для жизни в целом. Если у ребенка нет влечения к танцу, на то есть причины. ГИПОТЕЗА, которую я хочу озвучить, основана на идее возможности танца в самосозидании, самовыражении, самосотворении, в высвобождении творческого потенциала личности, КОТОРАЯ ЗАЛОЖЕНА ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКЕ. Пользуясь своими наблюдениями я выделила несколько важных и интересных моментов. 1. Я заметила, что интерес к танцу пропадает, если ребенок не слышит музыку. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала занятий хореографией. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию. После маршировки задаем детям различные упражнения, связанные с отсчетом ритма. Например, даем такт, состоящий из четырех четвертей, – дети каждые три четверти отбивают его в ладоши, а четвертую четверть ждут, чтобы получалась пауза. Затем отбивается тот же ритм ногой. Потом те же движения повторяются, но с измененными ритмическими акцентами. Среди любимых детьми упражнений – «круг единства». Дети встают в круг и один за другим на определенный музыкальный счет подают друг другу руки. Это упражнение несет не только формальный, технический смысл, оно выражает и высокое чувство товарищества, коллективизма – то, что надо заложить в ребенке. И при этом снова дети усваивают счет. Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. И чтобы это получилось, я стараюсь подбирать очень красивую, богатую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах композиторского творчества. К творчеству композитора и к творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя! Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. 2. Также, наблюдая за детьми, я заметила, что постоянные схемы, шаблоны ребенка утомляют, только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь наряду с изучением танца, со слушанием музыки уделять значительное место импровизации, драматизации. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие танца – одна из самых активных форм приобщения к хореографии, потому что при этом активизируются внутренний, духовный мир учащuxся, их чувства и мысли. - т.е. ПРИВНЕСЕНИЕ СЕБЯ В ТАНЕЦ оживляет любого ребенка. Также я даю возможность проявить себя в творческой работе не только на уроке, но и дома. Домашние задания способствуют появлению интереса к урокам хореографии. Дети очень любят выражать свои впечатления от музыки, танца в рисунках, стихах, рассказах. Ценность импровизации как методического приема в работе с детьми – не в умении создавать хореографические конструкции, а в потребности, готовности к выражению дyшевного состояния, важной мысли, впечатления. Только при начале импровизирования как творческого процесса можно предсказать появление не теоретически запрограммированной, завершенной на основе правил, сделанной по образцу танцевальной формы, а пусть робкое и наивное, но самостоятельное «взращивание» своей мысли, которая может выразиться подчас в непредвиденной форме. В связи с этим и возникает проблема «внешнего» и «внутреннего» в искусстве ведения урока хореографии. Одно дело, если урок - лишь привнесение неких новых музыкальных впечатлений детей. Другое дело, если это - особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема «внешнего» и «внутреннего» на уроках танца есть по сути реальное взаимоотношение хореографии как искусства и искусства проведения урока танца. На своем опыте могу сказать, что по-настоящему чувствуешь удовлетворение от уроков только тогда, когда в качестве «материала» берешь саму себя, свои мысли, чувства, опыт. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство. Я считаю, что для урока искусства, а именно танца, психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к ypоку еще и эмоционально. Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства педагога хореографии умение найти верный тон урока. Термин «задать тон» беседе, исполнению - издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был своеобразным в каждом уроке, - одна из сложнейших задач при моей подготовке к занятиям. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями. Глубже осмысливая метод К. Станиславского и применяя егo в своем мастерстве, как учитель хореографии, я посчитала этот метод очень полезным. Хочется привести несколько мыслей из книги С. Волконского «Выразительный человек», которые, на мой взгляд, сопричастны с нашей профессией: «в актерском искусстве, как во всяком другом, не довольно внутреннего побуждения, а нужно умение этому побуждению повиноваться, не довольно чувствовать, а надо уметь воплотить, не довольно испытать, надо уметь испытанное показать. «Тело – инструмент, актер – инструменталист». Занятия импровизацией могут преследовать три взаимосвязанные цели: – выработку музыкального слуxa, – развитие творческой фантазии, – определение любимого стиля исполнения, приносящего свободу в выражении личности через танец. Можно предложить ребятам «зерно движения», и они по очереди «выращивают» из маленького «зернышка» законченную композицию, стараясь при этом выдержать характер, заложенный в начальном движении. Я предлагаю детям сначала внимательно послушать, как звучит целое произведение. А потом по очереди на каждую музыкальную фразу каждый участник этюда выбегает на середину класса и под музыку показывает придуманную им самим позу. 3атем мы решаем, кто нашел самую красивую позу, кто «художник». Должна сказать, что среди наивных ребячьих импровизаций, к которым дети относятся, как к занимательной игре, встречаются иногда удивительно интересные, своеобразные положения, стимулирующие фантазию педагога и постановщика танцев. В процессе этой игры замечаешь, что показывает ребенок, даже угадываешь, что он хотел бы показать, но еще не умеет пластически выразить. Ведь поза в таком этюде – это уже творчество маленького человека. А нет ничего важнее, чем развить в детях творческое, созидательное начало. В такие минуты видишь и развитие творческих способностей детей и то, что они имеют в своих маленьких, но очень открытых и любящих сердцах. В моем третьем классе есть Кирилл, который не то что не любил танец, но как-то очень редко я наблюдала у него удовольствие от занятий классикой. Но после задания, данного для проявления самотворчества, я просто не узнала своего ученика! Его глаза сияли восторгом! Идеи, рожденные, в его душе, заинтересовали и других детей, и меня. На следующий урок он пришел самый первый и с запасом реквизита для воплощения замысла, рожденного дома! По сути, хореогpафическая культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира. Важно, чтобы в творческом порыве ребенок «выплескивал» свое состояние, объективно «проживал» свое настроение в танце, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, хореогpафические навыки, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. Через такие моменты импровизации вытекает еще один момент, который я хотела бы выделить, наблюдая за детьми. 3. Также целью и задачей хореографа должно стать искусство общения в танце и через танец. Сотворчество. Соавторство. Мудрое построение взаимоотношений – основа успеха педагога, т. е. наряду с умением слышать важная цель воспитания и обучения – искусство общаться и строить отношения. Преодолеть барьер «зажима», наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем, – все должно помогать постепенному решению этой «сверхзадачи». Уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация необходима в обращении с детьми. Не любя их любовью разумной и целеустремленной, не ощущая интереса к ребячьим (и неизменно для них серьезным) радостям и огорчениям, сложностям детской психологии, работать с детьми нет смысла, это невозможно даже при высшей профессиональной квалификации. Тут нужна квалификация человеческая, понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия, детских взаимоотношений, всего, что заключено в два слова - «мир детства». Важно проникнуть в этот мир, зажить его темами и идеями, способствовать выработке таких личностных качеств, как дисциплинированность, целеустремленность, ответственность, коллективизм. Наблюдая со стороны за молодыми преподавателями, я вижу, что самые большие трудности они испытывают именно в вопросе взаимоотношений. Не заладилось из-за пустяка – перебрал в строгости или дал послабление, где-то слово разошлось с делом, а когда-то был просто невежлив или неряшлив в замечаниях, самоуверен или растерян – и отношения подорваны. Руководитель – всему голова, он задает тон, который делает «музыку». ... Совместная работа чрезвычайно затруднена. Контакт с людьми нарушен, и он может так и не возникнуть. Нельзя полагаться на «власть» и авторитет. И то, и другое – величины непостоянные. Успех многое сглаживает, но только до очередного просчета. Иначе коллективы не умирали бы и не разрушались из-за напорченных отношений, уродливых репетиций. Позитивное обращение плодотворнее негативного, с частицей «не» – не делай, не шуми, не балуй. Для предмета «Хореография» общение – одно из центральных понятий. Это прежде всего взаимодействие учителя и учеников, имеющее особую эмоционально-содержательную окраску. Общение на занятиях хореографии можно определить как совместную творческую деятельность ученика и учителя, направленную на раскрытие жизненного содержания танца, опыта нравственных отношений заложенного в ней. Большое внимание я уделяю слову о танце, т.к. значение словесного метода в хореографическом воспитании очень велико. Слово о танце, движении должно быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую фантазию ребенка. Чтобы ребенок по-настоящему доверился нам, просто необходимо, чтобы между нами царила любовь. Что есть корни творчества? Творец у нас один. Мы, действительно, венец Его творенья, созданные по Его образу и подобию. Всякое творчество в любой области человеческого бытия от Бога. Но что же является основой творения? Конечно же, ЛЮБОВЬ!!! Общаясь со многими танцовщиками и другими людьми искусства, могу подчеркнуть особое чувство духовного переживания, возникающего, когда отдаешь все свое естество – тело, душу и дух. Чтобы ребенок почувствовал нашу любовь, мы должны не только найти этот особенный путь к его сердцу, но и научиться проявлять свою любовь исходя из этого. Дети по-разному чувствуют любовь. Существует пять основных способов, которыми дети (и вообще все люди) выражают любовь. Вот они: прикосновение, слова поощрения, время, подарки и помощь. Каким бы ни был родной язык ребенка, важно говорить на этом языке, ничего не требуя взамен. Выставлять условия нельзя. Безусловная любовь — наша путеводная звезда. Итак, что же такое безусловная любовь? Такую любовь ничто не в силах поколебать. Мы любим ребенка, даже если он некрасив и звезд с неба не хватает. Мы любим его, даже когда он не оправдывает наших надежд. Не ведет ли это к вседозволенности? Нет. Просто во всем нужно быть последовательным. Так и здесь: сначала мы наполним сердце ребенка уверенностью в том, что мы любим его, что он нам очень нужен, и лишь потом будем заниматься его воспитанием и обучением. Ребенок, когда чувствует, что его любят, скорее прислушается к нам, и наши наставления не вызовут у него протеста. В задачу педагога входит помощь ребенку в правильной самооценке. Помочь ребенку, дать ему почувствовать собственную значимость — в нашей власти, и мы должны воспитать у него адекватную самооценку. Тогда он будет ощущать себя полноправным членом общества, сможет реализовать свои таланты и способности - весь заложенный в него творческий потенциал. Ребенку необходимо учиться строить отношения. Он должен уметь общаться с людьми на равных, завязывать дружбу, дарить любовь и быть благодарным за любовь. Иначе он рискует замкнуться в себе и на всю жизнь оказаться в изоляции. Человек, не усвоивший в детстве главнейших правил общения, может превратиться в чудовище, которое, чтобы достичь целей, манипулирует всеми вокруг. Итак, ребенок чувствует любовь, столь необходимую ему в жизни. Но ошибкой было бы считать, что все проблемы остались в прошлом. К сожалению, размолвок не избежать. И все-таки любовь охраняет наши отношения. Ребенок — это цветок, а наша любовь питает его. Благодаря этой живительной влаге ребенок расцветает и радует мир своей красотой. Человек, лишенный любви, напоминает слабенький росток в пустыне, он молит о воде и не получает ее. Стараясь научить ребенка способам выражения любви, правильным отношениям друг с другом мы обнаружим, что сами растем, что у нас меняются представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения. "Учитель Алматы", № 4, 2009 г.
|