Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души

ДОКЛАД «Активизация работы по формированию чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств в организациях образования"
Омарова А.З.
зам. директора по воспитательной работе
КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»,
ВКО, г. Семей.

ДОКЛАД
«Активизация работы по формированию чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств в организациях образования интернатного типа»

Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Демократические преобразования в Казахстане за 20-лет привели к стремительному развитию патриотизма, что значительно актуализировало стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры; возросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей.
Одной из центральных задач современного образования продолжает оставаться патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества любого государства.
Актуальность темы продиктована еще и тем, что чем стремительней развивается страна, тем все острее она ощущает потребность в формировании молодого поколения, способного жить в гражданском обществе и вести ее по пути успешного экономического и социального развития. И осуществлять эту высокую задачу, в первую очередь, призвана образовательная система в целом, и в частности школа.
В нашем учреждении «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» города Семей, на данный момент, обучаются и воспитываются 113 детей.
Все стоят на учете в Центре Психического Здоровья города Семей и имеют диагноз «F-70», то есть «легкая умственная отсталость».
Если дать харектеристику ребенка с таким диагнозом, то это:
нарушение познавательной процессов - внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость); восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия); конкретность, некритичность мышления; малопродуктивность памяти);
общее системное недоразвитие речи;
нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)
- адаптивное поведение у таких детей всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения могут не иметь явного характера.
Поэтому в обучении и воспитании детей с ограниченными интелектуальными возможностями, используется специальная коррекционная педагогика (олигофренопедагогика).
Весь учебно-воспитательный процесс в коррекционных учреждениях строится таким образом, чтобы восполнить, проблемы предшествующего развития ребёнка, активизировать его познавательные возможности, прививать и развивать трудовые умения и навыки, а также формировать определенные личностные качества ребёнка, через воздествие на эмоционально-волевую сферу, которые в дальнейшем будут способствовать успешной их адаптации в обществе.
Нужно отметить что, у воспитанников впомогательной школы, довольно поздно и недостаточно глубоко формируются понятия морали, они с трудом разбираются в вопросах общественного устройства, основных законов развития современного общества.
Эти дети не всегда способны отстоять свои убеждения, использовать их в непривычной ситуации. Поэтому важно, чтобы процесс коррекционного воздействия был направлен не только на развитие основных форм психической деятельности, но и способствовал формированию основ правовых знаний и таких высоких нравственных качеств личности как, чувство патриотизма, гуманизма, интернационализма.
В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями реализация программы патриотического воспитания имеет свою, узко-специализированную особенность, она строится с учетом индивидуальных психо-физических особенностей воспитанника.
В процессе воздействия на ребенка с ООП (особыми образовательными потребностями) нужно применять такие приемы и методы, нужно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа (родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д.
Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Только тогда ребенок с отставанием в интелектульном развитии в полном объме будет воспринимать материал.
Основной задачей вспомогательной школы-интернат является подготовка детей с ОВР (ограниченными возможностями в развитии) к самостоятельной жизни в современных условиях, реабелитация и адаптация в современном обществе.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде и в быту.
Воспитывая в ребенке с ограниченными интелектуальными возможностями патриотические чувства, основное внимание должно уделяться тому, что бы дать ему знания о законах Республики Казахстан, основы государственного права; утверждить в их сознании и чувствах патриотические ценности, взгляды и убеждения, развивать уважения к культурному и историческому прошлому страны, к традициям; формировать у учащихся чувства принадлежности к человечеству, осознания себя частью единого целого – чувство «малой» и «большой» Родины — что является самым ценным в каждой культуре.
Для достижения цели, обеспечивающих оптимальные условия развития у детей с ООП чувства патриотизма и любви к Родине, в школе-интернате создана и действует эффективная система патриотического воспитания, основанная на научно-методических и практических материалах.
Основополагающими принципами в системе патриотического воспитания используемого в школе-интернате являются:
• приоритетность исторического, культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций;
• системность, преемственность и непрерывность в воздействии на развитие школьников с ОВР;
• многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
• направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуально-дифференцированного подхода;
• тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.
Реализация данных принципов в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями, осуществляется по следующим основным направлениям:
І. Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории казахского народа, в его борьбе за независимость и защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что нашим детям свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с ОВР с историей родной земли и патриотического воспитания.
Преодолеть эти трудности и на практике воплотить принцип историчности призван действующий в школе-интернате историко-познавательный центр «Наследие», созданый по инициативе директора школы-интерната Абылкасымова С.К.. Историко-познавательный центр «Наследие» решает задачи воспитания национального самосознания, уважения к традициям и обычаям казахского народа, развитию интереса к истории своей страны.
Собраные экспонаты сделаны руками самих воспитанников под руководством педагогов, на уроках труда и занятиях кружков, которые постоянно обновляются и реставрируются.
Не только уроки казахского языка, но и трудового обучения, родиноведения, культуры поведения, а также воспитательные мероприятия проходят с опорой на экспозиции школьного музея. Историко-познавательный центр «Наследие» обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и демонстрирует экспонаты связанные с историей и культурой казахского народа.
Ведь освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по их возрождению, сохранению и развитию происходит через изучение народных обычаев, традиций, ремесел.
Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными экскурсии, внеклассные мероприятия с опорой на экспонаты историко-познавательного центра, побуждают детей к творчеству (они рисуют иллюстрации о доблести казахсих батыров) и помогают осознать исторические этапы развития страны. Так же, в школе-интернате, коллективом воспитателей под руководством заместителя директора по ВР Омаровой А.З. разработана специальная программа по патриотическому воспитанию. Цель программы — воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности.

В программу входят 8 основных смысловых блоков:
- «Мы дети суверенного Казахстана», здесь представлены материалы о государственных символах (герб, флаг, гимн); о президенте страны, основные законы РК, уделено внимание современному пути развития Казахстана и основным значимым событиям происходящие в стране.
- «История моей страны» основные исторические события Казахстана от древних времен до наших дней, великие исторические личности.
- «Природа – золотая колыбель!» материалы о недрах и богатствах страны, ее прекрасная и разнообразная природа, отражена и карта Казахстана.
- «Любимый город мой – Семей!» история становления и развития города, как - культурного центра, городские достопримечательности и памятники, экскурсии по городу.
- «Устное слово, душа народа» сказания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки и сказки казахского народа.
- «Заветы предков» традиции и обычаи казахского народа, культурное наследие наших предков.
- «Вершины искусства» в этом разделе представлены все виды и жанры искусства и их представители.
- «Негаснущие звезды» знаменитые, великие люди Казахстана, внесшие вклад в историю развития страны (писатели и поэты, космонавты, просветители).
Для каждого класса разработано 30-35 занятий на весь учебный год – 1 раз в неделю (с учетом работы по циклограмме). Подобное тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе.
Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Казахстанцы герои ВОВ— в мае (перед Днем Победы) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Следует подчеркнуть, что для ребенка с интелектуальной недостаточностью характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности при проведении воспитательских мероприятий и в работе с опорой на экспонаты историко-познавательного центра «Наследие». Огромное значение в патриотическом направлении воспитательной работы придается значение приобщению детей к истории и культуре родного края. Для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет и ближайшее окружение. Поэтому, на переходе лестницы на второй этаж школы создана фотогаллерея «Семейім – туған қалам». Фотогаллерея «Родной город- Семей» создан с целью, показать ребенку чем родной город славен, дать возможность приобщиться к его истории, традициям, обратить более пристальное внимание на его достопримечательности, памятники, познакомиться с биографией знаменитых людей. Усвоить следующие сведения и понятия о родном городе:
• ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школа-интернат.
• внимание детей среднего звена нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека , рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
• диапазон объектов, с которыми знакомят старших школьников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.
Закрепить полученные знания помогут экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать частью той самой «малой» Родины.
ІІ. Духовно-нравственное направление — осознание ребенком с особыми образовательными потребностями, высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой идет формирование высоконравственных, этических норм поведения в обществе, чувство ответственности и коллективизма.
Особую роль в развитии духовно-нравственных качеств подростка играют окружающие люди, друзья, класс, коллектив школы. Найти свое место в обществе, почувствовать свою значимость и нужность молодому поколению помогают различные общественные объединения и организации. Особое значение, среди которых имеет вступление в детскую организацию, что влияет на развитие самосознания и осознания своей роли в развитии общества, но и способствует развитию личностных качеств каждого ребенка, направленных на формирование его ответственности и трудолюбия, раскрытие лидерских качеств; повышение гражданской активности и сознательности, как гражданина Республики Казахстан.
14-марта 2012 года, 30 наших воспитанников вступили в ряды Единной Республиканской Детской организации «Жас Ұлан».
Республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» - это, единая общественная организация детей и подростков Республики Казахстан, созданная по инициативе Главы государства Н.А. Назарбаева.
Организация «Жас Ұлан»призвана формировать подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма на основе высоких духовно-нравственных ценностей, принципов гуманизма, толерантности и демократизма. В своей деятельности «Жас Ұлан» руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законодательством и иными нормативно-правовыми актами и международными актами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Основная цель детской организации «Жас Ұлан»:
- формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к знаниям и самосовершенствованию; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана.
ІІІ. На современном этапе развития нашего государства значимым и важным является и политико-правовое воспитание — которая включает в себя знание государственных символов, формирование понимания конституционных, правовых основ государства, политических событий и процессов, происходящих в обществе и в государстве, места и роли страны в международном сообществе, знания о цели Вооруженных сил Казахстана.
Во вспомогательном школе-интернате, данное направление, включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина Казахстана, практическими основами которого являются:
- ознакомление с ежегодным Посланием Президента РК Н.А.Назабаева «О развитии страны до 2030 года».
- уголки, посвященные государственной символике в каждом классном помещении;
- создание патриотического уголка в фойе, служащего местом проведения торжественных мероприятий;
- открытие каждой новой рабочей недели торжественной линейкой с исполнением Гимна РК, всеми воспитанниками и педагогами школы-интерната;
- проведение ежегодной декады правового всеобуча для воспитанников старших классов и педагогов школы-интерната (тренинги, круглые столы, работа ИДН);
- оформление стенда «Я и мои права» и т.д.
ІҮ. Интернациональное воспитание это- воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего многонационального государства. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству и пропаганду идей интернационализма, толерантности.
Ведь быть гражданином, патриотом независимого Казахстана — это значит непременно быть интернационалистом. Поэтому, воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от его национальности и вероисповедания.
Воспитанию чувства интернационализма и толерантности у воспитанников школы-интерната, способствуют воспитательские мероприятия проводимые в рамках общешкольного плана методических объединений учителей и воспитателей. Примером могут служить такие государственные и национальные праздники как: День Единства Народа Казахстана; Наурыз; День языков, конкурс народные игры и т.д.
Во время проведния этих мероприятий дети учатся понимать что, нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Хорошо, когда подобные занятия включают в себя работы фольклорного плана (народные песни, разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также проведение традиционных праздников и обрядов, к примеру: рождественские балы, масленица и т.д.
Ү. Одно из важных направлений обучения и воспитания во вспомогательной школе-интернат является профессионально-деятельностное направление — которое служит, формированию добросовестного и ответственного отношения к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач, овладение профессиональными навыками труда для дальнейше успешной социализации.
Это направление включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, и в дальнейшем, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей (получить профессию и найти работу).
Как уже ранне говорилось раннее трудовое обучение и воспитание основной вид деятельности во вспомогательной школе. Трудовое воспитание в школе-интернате подразумевает не только привитие трудовых умений и навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в классе и в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм, но и воспитание необходимых качеств личности, среди которых немаловажное место занимает патриотическое воспитание. Осуществлять которое можно через выполнение работ из различных материалов и участие в городских, областных выставках.
ҮІ. Литературно-музыкальное направление способствует привитию художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучению произведений и творчества казахских писателей и поэтов, воспитанию музыкальной культуры и осуществляется через работу школьной библиотеки (тематические выставки книг, конкурсы чтецов, литературные вечера) и музыкальных (вокальной и хореографической) кружков.
Подводя итог, хочется отметить что, все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.
Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью.
Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей стало необходимостью. Особенностью современного этапа развития социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности.
Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов Казахстана.
Категория: Воспитание души | Добавил: Яло (2013-03-13)
Просмотров: 2451 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru