Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
Омарова А.З. зам. директора по воспитательной работе КГУ «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ВКО, г. Семей. ДОКЛАД «Активизация работы по формированию чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств в организациях образования интернатного типа» Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Демократические преобразования в Казахстане за 20-лет привели к стремительному развитию патриотизма, что значительно актуализировало стремление обратиться к духовным истокам своего народа, заново открыть для себя богатство его традиций, языка и культуры; возросла потребность в приобщении к этнокультурным ценностям других национальных общностей. Одной из центральных задач современного образования продолжает оставаться патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества любого государства. Актуальность темы продиктована еще и тем, что чем стремительней развивается страна, тем все острее она ощущает потребность в формировании молодого поколения, способного жить в гражданском обществе и вести ее по пути успешного экономического и социального развития. И осуществлять эту высокую задачу, в первую очередь, призвана образовательная система в целом, и в частности школа. В нашем учреждении «Вспомогательная школа-интернат №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» города Семей, на данный момент, обучаются и воспитываются 113 детей. Все стоят на учете в Центре Психического Здоровья города Семей и имеют диагноз «F-70», то есть «легкая умственная отсталость». Если дать харектеристику ребенка с таким диагнозом, то это: нарушение познавательной процессов - внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость); восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия); конкретность, некритичность мышления; малопродуктивность памяти); общее системное недоразвитие речи; нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность) - адаптивное поведение у таких детей всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения могут не иметь явного характера. Поэтому в обучении и воспитании детей с ограниченными интелектуальными возможностями, используется специальная коррекционная педагогика (олигофренопедагогика). Весь учебно-воспитательный процесс в коррекционных учреждениях строится таким образом, чтобы восполнить, проблемы предшествующего развития ребёнка, активизировать его познавательные возможности, прививать и развивать трудовые умения и навыки, а также формировать определенные личностные качества ребёнка, через воздествие на эмоционально-волевую сферу, которые в дальнейшем будут способствовать успешной их адаптации в обществе. Нужно отметить что, у воспитанников впомогательной школы, довольно поздно и недостаточно глубоко формируются понятия морали, они с трудом разбираются в вопросах общественного устройства, основных законов развития современного общества. Эти дети не всегда способны отстоять свои убеждения, использовать их в непривычной ситуации. Поэтому важно, чтобы процесс коррекционного воздействия был направлен не только на развитие основных форм психической деятельности, но и способствовал формированию основ правовых знаний и таких высоких нравственных качеств личности как, чувство патриотизма, гуманизма, интернационализма. В школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями реализация программы патриотического воспитания имеет свою, узко-специализированную особенность, она строится с учетом индивидуальных психо-физических особенностей воспитанника. В процессе воздействия на ребенка с ООП (особыми образовательными потребностями) нужно применять такие приемы и методы, нужно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа (родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Только тогда ребенок с отставанием в интелектульном развитии в полном объме будет воспринимать материал. Основной задачей вспомогательной школы-интернат является подготовка детей с ОВР (ограниченными возможностями в развитии) к самостоятельной жизни в современных условиях, реабелитация и адаптация в современном обществе. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде и в быту. Воспитывая в ребенке с ограниченными интелектуальными возможностями патриотические чувства, основное внимание должно уделяться тому, что бы дать ему знания о законах Республики Казахстан, основы государственного права; утверждить в их сознании и чувствах патриотические ценности, взгляды и убеждения, развивать уважения к культурному и историческому прошлому страны, к традициям; формировать у учащихся чувства принадлежности к человечеству, осознания себя частью единого целого – чувство «малой» и «большой» Родины — что является самым ценным в каждой культуре. Для достижения цели, обеспечивающих оптимальные условия развития у детей с ООП чувства патриотизма и любви к Родине, в школе-интернате создана и действует эффективная система патриотического воспитания, основанная на научно-методических и практических материалах. Основополагающими принципами в системе патриотического воспитания используемого в школе-интернате являются: • приоритетность исторического, культурного наследия страны, ее духовных ценностей и традиций; • системность, преемственность и непрерывность в воздействии на развитие школьников с ОВР; • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; • направленность воспитания на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуально-дифференцированного подхода; • тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Реализация данных принципов в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями, осуществляется по следующим основным направлениям: І. Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории казахского народа, в его борьбе за независимость и защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что нашим детям свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей с ОВР с историей родной земли и патриотического воспитания. Преодолеть эти трудности и на практике воплотить принцип историчности призван действующий в школе-интернате историко-познавательный центр «Наследие», созданый по инициативе директора школы-интерната Абылкасымова С.К.. Историко-познавательный центр «Наследие» решает задачи воспитания национального самосознания, уважения к традициям и обычаям казахского народа, развитию интереса к истории своей страны. Собраные экспонаты сделаны руками самих воспитанников под руководством педагогов, на уроках труда и занятиях кружков, которые постоянно обновляются и реставрируются. Не только уроки казахского языка, но и трудового обучения, родиноведения, культуры поведения, а также воспитательные мероприятия проходят с опорой на экспозиции школьного музея. Историко-познавательный центр «Наследие» обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как сохраняет и демонстрирует экспонаты связанные с историей и культурой казахского народа. Ведь освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по их возрождению, сохранению и развитию происходит через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными экскурсии, внеклассные мероприятия с опорой на экспонаты историко-познавательного центра, побуждают детей к творчеству (они рисуют иллюстрации о доблести казахсих батыров) и помогают осознать исторические этапы развития страны. Так же, в школе-интернате, коллективом воспитателей под руководством заместителя директора по ВР Омаровой А.З. разработана специальная программа по патриотическому воспитанию. Цель программы — воспитание гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, высокой ответственности и дисциплинированности. В программу входят 8 основных смысловых блоков: - «Мы дети суверенного Казахстана», здесь представлены материалы о государственных символах (герб, флаг, гимн); о президенте страны, основные законы РК, уделено внимание современному пути развития Казахстана и основным значимым событиям происходящие в стране. - «История моей страны» основные исторические события Казахстана от древних времен до наших дней, великие исторические личности. - «Природа – золотая колыбель!» материалы о недрах и богатствах страны, ее прекрасная и разнообразная природа, отражена и карта Казахстана. - «Любимый город мой – Семей!» история становления и развития города, как - культурного центра, городские достопримечательности и памятники, экскурсии по городу. - «Устное слово, душа народа» сказания и легенды, пословицы и поговорки, загадки, скороговорки и сказки казахского народа. - «Заветы предков» традиции и обычаи казахского народа, культурное наследие наших предков. - «Вершины искусства» в этом разделе представлены все виды и жанры искусства и их представители. - «Негаснущие звезды» знаменитые, великие люди Казахстана, внесшие вклад в историю развития страны (писатели и поэты, космонавты, просветители). Для каждого класса разработано 30-35 занятий на весь учебный год – 1 раз в неделю (с учетом работы по циклограмме). Подобное тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Казахстанцы герои ВОВ— в мае (перед Днем Победы) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Следует подчеркнуть, что для ребенка с интелектуальной недостаточностью характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, быстрая утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности при проведении воспитательских мероприятий и в работе с опорой на экспонаты историко-познавательного центра «Наследие». Огромное значение в патриотическом направлении воспитательной работы придается значение приобщению детей к истории и культуре родного края. Для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет и ближайшее окружение. Поэтому, на переходе лестницы на второй этаж школы создана фотогаллерея «Семейім – туған қалам». Фотогаллерея «Родной город- Семей» создан с целью, показать ребенку чем родной город славен, дать возможность приобщиться к его истории, традициям, обратить более пристальное внимание на его достопримечательности, памятники, познакомиться с биографией знаменитых людей. Усвоить следующие сведения и понятия о родном городе: • ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится школа-интернат. • внимание детей среднего звена нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека , рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. • диапазон объектов, с которыми знакомят старших школьников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Закрепить полученные знания помогут экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать частью той самой «малой» Родины. ІІ. Духовно-нравственное направление — осознание ребенком с особыми образовательными потребностями, высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой идет формирование высоконравственных, этических норм поведения в обществе, чувство ответственности и коллективизма. Особую роль в развитии духовно-нравственных качеств подростка играют окружающие люди, друзья, класс, коллектив школы. Найти свое место в обществе, почувствовать свою значимость и нужность молодому поколению помогают различные общественные объединения и организации. Особое значение, среди которых имеет вступление в детскую организацию, что влияет на развитие самосознания и осознания своей роли в развитии общества, но и способствует развитию личностных качеств каждого ребенка, направленных на формирование его ответственности и трудолюбия, раскрытие лидерских качеств; повышение гражданской активности и сознательности, как гражданина Республики Казахстан. 14-марта 2012 года, 30 наших воспитанников вступили в ряды Единной Республиканской Детской организации «Жас Ұлан». Республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» - это, единая общественная организация детей и подростков Республики Казахстан, созданная по инициативе Главы государства Н.А. Назарбаева. Организация «Жас Ұлан»призвана формировать подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма на основе высоких духовно-нравственных ценностей, принципов гуманизма, толерантности и демократизма. В своей деятельности «Жас Ұлан» руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законодательством и иными нормативно-правовыми актами и международными актами, ратифицированными Республикой Казахстан. Основная цель детской организации «Жас Ұлан»: - формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, стремления к знаниям и самосовершенствованию; ответственного отношения к делу; сопричастности к истории страны, к настоящему и будущему Независимого Казахстана. ІІІ. На современном этапе развития нашего государства значимым и важным является и политико-правовое воспитание — которая включает в себя знание государственных символов, формирование понимания конституционных, правовых основ государства, политических событий и процессов, происходящих в обществе и в государстве, места и роли страны в международном сообществе, знания о цели Вооруженных сил Казахстана. Во вспомогательном школе-интернате, данное направление, включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина Казахстана, практическими основами которого являются: - ознакомление с ежегодным Посланием Президента РК Н.А.Назабаева «О развитии страны до 2030 года». - уголки, посвященные государственной символике в каждом классном помещении; - создание патриотического уголка в фойе, служащего местом проведения торжественных мероприятий; - открытие каждой новой рабочей недели торжественной линейкой с исполнением Гимна РК, всеми воспитанниками и педагогами школы-интерната; - проведение ежегодной декады правового всеобуча для воспитанников старших классов и педагогов школы-интерната (тренинги, круглые столы, работа ИДН); - оформление стенда «Я и мои права» и т.д. ІҮ. Интернациональное воспитание это- воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего многонационального государства. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству и пропаганду идей интернационализма, толерантности. Ведь быть гражданином, патриотом независимого Казахстана — это значит непременно быть интернационалистом. Поэтому, воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от его национальности и вероисповедания. Воспитанию чувства интернационализма и толерантности у воспитанников школы-интерната, способствуют воспитательские мероприятия проводимые в рамках общешкольного плана методических объединений учителей и воспитателей. Примером могут служить такие государственные и национальные праздники как: День Единства Народа Казахстана; Наурыз; День языков, конкурс народные игры и т.д. Во время проведния этих мероприятий дети учатся понимать что, нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат своими умельцами, музыкантами, художниками и т.д. Хорошо, когда подобные занятия включают в себя работы фольклорного плана (народные песни, разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также проведение традиционных праздников и обрядов, к примеру: рождественские балы, масленица и т.д. Ү. Одно из важных направлений обучения и воспитания во вспомогательной школе-интернат является профессионально-деятельностное направление — которое служит, формированию добросовестного и ответственного отношения к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач, овладение профессиональными навыками труда для дальнейше успешной социализации. Это направление включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, и в дальнейшем, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей (получить профессию и найти работу). Как уже ранне говорилось раннее трудовое обучение и воспитание основной вид деятельности во вспомогательной школе. Трудовое воспитание в школе-интернате подразумевает не только привитие трудовых умений и навыков каждому ребенку, воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядке в классе и в школе, привитие принятых в обществе трудовых норм, но и воспитание необходимых качеств личности, среди которых немаловажное место занимает патриотическое воспитание. Осуществлять которое можно через выполнение работ из различных материалов и участие в городских, областных выставках. ҮІ. Литературно-музыкальное направление способствует привитию художественного вкуса, потребности в общении с искусством, изучению произведений и творчества казахских писателей и поэтов, воспитанию музыкальной культуры и осуществляется через работу школьной библиотеки (тематические выставки книг, конкурсы чтецов, литературные вечера) и музыкальных (вокальной и хореографической) кружков. Подводя итог, хочется отметить что, все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания. Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью. Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы. Формирование духовного мира, гражданско-патриотического воспитания детей стало необходимостью. Особенностью современного этапа развития социума является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение ряда проблем в стране во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов Казахстана. | |
Просмотров: 2451 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|