Главная » Статьи » В помощь учителю » Воспитание души |
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически» Фридрих Шиллер В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно». Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям. В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в следующем: Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. В настоящее время становится иной современная стратегия развития школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная, духовная и этнокультурная. Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках обучающиеся могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знания не повлияли на саму личность, не изменили ее, остались «мертвым капиталом»? Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности? Учитель не должен передавать готовый опыт, он должен обогатить нравственный опыт учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий, таких как: системно-деятельный подход и личностно-ориентированный. Учитель должен помнить, что встречаясь даже с очень одаренным учеником, он готовит из него не математика или художника, а прежде всего всесторонне развитую личность, и эту работу он выполняет в тесном единстве с учителями других учебных предметов. Чтобы увидеть ученика в процессе образования, его надо повернуть к себе, включить в совместную деятельность. Любой человек включается в деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения. Существуют различные способы развития мотивации: 1. Организация образовательного процесса, новизна, практическая значимость подаваемого материала; чередование видов деятельности; 2. Использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, использование разных средств искусства, выпуск газет, коллективных работ, другие. 3. Проблемные ситуации. 4. Культура общения. 5. Чувство юмора. 6. Ситуация успеха, как эффективный стимул познавательной деятельности. Создавая благоприятные условия для самореализации личности учащегося в условиях современного образования, приходится воздействовать и на его эмоциональную сферу. В первую очередь, этому способствуют предметы художественно-эстетического цикла. Эмоциональное развитие школьников является ведущим направлением в педагогической системе Б.М.Неменского. Искусство – важнейшее средство приобщения личности учащегося к духовным ценностям через собственный внутренний опыт. Через личное эмоциональное переживание. Искусство способно вводить ребенка в мир природы, в мир характеров окружающих его людей, в историю, в мир красоты и нравственности. Художественные дисциплины направлены на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Отбирая произведения искусства для уроков, учитель опирается на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незаменимое назначение. Благодаря взаимодействию чувственного восприятия и слова, эстетическое переживание учащихся обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у обучающихся внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к прекрасному, духовному. Очень важно в старших классах обогатить обучающихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которае используются в литературе, музыке, изобразительном искусстве. В связи с важностью духовно-нравственного воспитания, развития у обучающихся художественных представлений, большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства. Вот почему на уроках изобразительного искусства необходимо использовать произведения литературы и музыка, и наоборот. Системно-деятельный подход предполагает использование на уроках приема пяти ролей: «художник», «критик», «историк», «дизайнер», «ремесленник». Роль «историка» позволяет взглянуть на объект обсуждения с точки зрения культурного наследия. Здесь невозможно обойтись без опоры на интеллектуальную сферу учащихся. В процессе изучения исторического или библейского жанра обучающиеся усваивают моральные нормы поведения через искусственно созданные проблемные ситуации. Знакомясь с народными промыслами, приобретают новые знания: о жизни, о труде людей, о ценностях народа, о понимании красоты. Ознакомление обучающихся с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет их увлечь национальным изобразительным искусством. Благодаря созданию личностно-развивающих ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их непосредственно, ежедневно, а также ту, что предстает перед ними опосредованно – в книгах, картинах, музыкальных произведениях. Дети любят подражать взрослым. Поэтому большое значение в приобщении школьников к народной культуре имеют народные праздники и традиции. Проигрывая со школьниками элементы казахских народных праздников, можно познакомить их со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. Благодаря обыгрыванию взаимоотношений наших предков во время обрядовых праздников происходит ранняя социализация обучающихся. Обязательным элементом на уроке является обращение к личному опыту обучающихся через моделирование жизненных ситуаций. При изучении темы «Пейзаж», каждый может рассказать и изобразить где он был, что видел. Иное дело – восприятие архитектуры. Архитектура не только зрима, но и слышима. Большое значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в процессе обучения имеют экскурсии в музей народной культуры, краеведческий музей, по району, городу, осмотр памятников истории и культуры. Продуктивными в плане воспитания подрастающего поколения являются тематические экскурсии в города Казахстана. Итог учебной деятельности формулируется учителем в конце четверти в виде задания, выполнение которого требует использование полученных на уроках знаний. Там, где это целесообразно, обучающимся предлагается организовать практические дела, и помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться. Можно провести интересную проектную (исследовательскую) деятельность для внеклассного мероприятия или полезную общественную работу (в виде акций, выставок рисунков). На современном этапе развития необходимо обучать Искусству «как средству межкультурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными и человечеством в целом…». Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. | |
Просмотров: 5183 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|