Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Ашимова Ирина Утегеновна, учитель биологии высшей категории ШГ №1 г. Щучинска Бурабайского района Акмолинской области Тлемисова Шуга Омирзаковна, учитель химии высшей категории ШГ №1 г. Щучинска Бурабайского района Акмолинской области Исследование по теме «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся с использованием подхода Lesson Study Введение Традиционно, оптимальным способом совершенствования преподавательской практики принято считать посещение соответствующих семинаров, теоретически объясняющих действия учителя в целях изменения его учебных подходов. Подобный способ не является эффективным и вероятность того, что он будет обеспечивать устойчивые изменения в практике преподавания и обучения, не значительна. И это я ощутила на собственном опыте. Полученные знания учителей при посещении семинаров применялись на практике, но это не вошло в систему, так как эти формы и методы обучения не давали желаемых результатов. Так как, многие учителя нашей школы знакомы с технологией группового обучения после посещения различных семинаров и курсов повышения квалификации, но считают ее неприемлемой для применения на уроках. Но, тем не менее, они обеспокоены, что большинство учеников перестало думать, а об умении высказывать свою точку зрения вообще и речи не может быть. Курсы по Программе повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан позолили по другому посмотреть на методику преподавания,помогли освоить теоретические и практические знания по внедрению идей семи модулей в процесс обучения при работе в группах. А затем все эти знания применить на практике, на базе своей школы через уроки. Поэтому целью нашей работы стало показать, как посредством применения приёмов группового обучения можно активизировать деятельность учащихся на уроке. Исследование проводилось в 6 «б» классе, школы-гимназии №1 города Щучинска Исследование по теме «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся в 6 «Б» классе» с использованием подхода Lesson Study Беседа с классным руководителем и анкетирование учащихся 6 «б» класса показали, что интерес некоторых учащихся к учебе снизился: сильные ученики заскучали, так как любой материал ими хорошо усваивается, а слабые – не успевая за темпом урока, теряют интерес. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всём классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Поэтому мы решили поменять подход в преподавании от традиционного к интерактивному. Цель нашего исследования: - применяя приёмы группового обучения, учителя активизируют деятельность учащихся на уроках -вызвать интерес учащихся к предметам; - повысить уровень знаний учащихся. Таким образом, фокус группа выдвинула гипотезу: - Если объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговаривая роль каждого ученика группы в выполнении данного им задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Были определены задачи: - расширять круг знаний учащихся; воспитывать чувство ответственности за работу; научить детей работать вместе, дружно; подтянуть отстающих детей, привлечь их внимание к работе и заинтересовать, научить детей самооцениванию и взаимооцениванию; Ожидаемый результат: -подтвердить, что групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках; -воспитывается сотрудничество; -формируется адекватная самооценка ученика; - повышается мотивация в учении. Методы сбора данных: 1. Наблюдение за учащимися 6 «Б» класса. 2. Беседа с классным руководителем. 3. Анкетирование учащихся 4. Интервьюирование учащихся 5. Фото и видеосъемка деятельности учащихся на уроке. 6. Эссе «Мнения учащихся об использовании групповой работы на уроках». В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие: планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документирование своих выводов. Совместное детальное планирование дает учителям возможность построения урока с применением новых стратегий обучения, применение форм познавательной деятельности, обсуждение критериев успеха исследуемых учащихся.Определились трёх исследуемых учеников А,В,С. Ученик А – всесторонне развитый ученик с высокой успеваемостью по всем предметам. Имеет устойчивые познавательные способности, уровень учебных интересов высокий. Критерии успешности: развить у ученика лидерские качества Ученик В имеет хорошую успеваемость по всем предметам, но чаще всего она старается сама вы полнить задание, не проявляет активность в обсуждении урока. Проявляетсреднийуровеньразвитияобщихинтеллектуальныхспособностей. Критерии успешности: научить не только самой проявлять активность, когда спрашивает учитель, но и проявлять коммуникативные навыки Ученик С имеет средние учебные способности, уровень познавательных интересов средний, не проявляет особого интереса к учёбе. При ответах на вопросы учителя проявляет скованность, стесняется отвечать на вопросы. Критерии успешности: вовлечь в процесс совместного выполнения задания, данного учителем. Проведение и применение подхода Lesson study позволило учителям применить 7 модулей программы. Ведь, если мы научим учащихся критически мыслить, то они научатся тому, как учиться и будут постоянно расширять и углублять знания, раскроется потенциал талантливых и одаренных учеников. Если учителя будут дифференцировать задания с учетом возрастных особенностей учеников и использовать активные формы совместной работы в группах, то появится сотрудничество обучаемых через диалогическое обучение и можно будет реализовать оценивание для обучения, которые не возможны без управления и лидерства обучения, а также будет формироваться саморегуляция у обучаемых. На всех уроках учли групповую форму работы, диалогическое обучение с использованием инструментов критического мышления. Так как при групповой форме работы учащиеся активно взаимодействуют друг с другом, каждый вовлечен в учебный процесс, а при диалогическом обучении, они совместно приобретали знания, научились друг другу задавать вопросы, отвечали на них, производили взаимопроверку. Такие формы работы помогали ученикам раскрыться, самореализоваться. Главной задачей учителей является поддержание активности, интереса и инерции движения на всех этапах урока. Именно подход Lesson Study позволил выявить, что учащиеся выражают новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Также происходит живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой кругозор. Роль учителя состоит в том, что он: • направляет усилия учеников в определенное русло; • сталкивает различные суждения; • создаёт условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; • даёт учащимся возможность самостоятельно делать выводы; • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих Организация начала урока Музыкальная разминка Деление на группы с использованием приема «Любимый цвет» Наблюдение за учеником «С» Наблюдение за учеником «В» Наблюдение за учеником «А» Оказание поддержки учителем Рефлексия. Учащиеся отзываются об уроке. Работа в группе. Учащиеся самостоятельно изучают задание Выполнение лабораторной работы Составление презентации Проведение опроса исследуемых учащихся и совместное обсуждение фокус группы, представление результатов использования LS позволяет видеть учителям, как нужно построить урок, какие приёмы и методы обучения применить, чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках. Интервью с учеником «С» Интервью с ученицей «В» Интервью с ученицей «А» Обсуждение после урока Например, ученица А, научилась организовывать работу в группе, обсуждать и оказывать помощь ребятам. На уроке русского языка ученица В предпочитает работать самостоятельно, индивидуально. Ранее не имея навыков работы в группе, стала активно участвовать в обсуждении практической работы, правильно указала признаки класса двудольных растений: строение семени, жилкование листьев. Активно задавала вопросы участникам группы. Это показывает, что ее рост в социальном аспекте. Наблюдая за учеником С на уроке русского языка, учителю были даны рекомендации: определить роль для ученика, что поможет ему готовится тщательно к урокам и на уроке, так как он несет ответственность за работу группы. Итоги обсуждения уроков вносили в таблицу. Запись обсуждения по итогам урока LS 1 Вопросы Исследуемый ученик А Исследуемый ученик B Исследуемый ученик C Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? Активно работает на уроке, показала отличные знания, хорошая школьная мотивация Обладает хорошими знаниями по предмету, речь грамотная, но предпочитает работать самостоятельно Имея низкую мотивацию, время от времени вступает в сотрудничество Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах? Не все ученики проявили активность при работе в группе, выполняли задания по алгоритму. Работа в группе не слаженная, не было диалога между членами группы, каждый выполнял задание самостоятельно В групповой форме взаимодействия не участвует, (со стороны кажется, что игнорирует их членов группы). Ученики работают, не обращая на него внимание Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно, то и другое)? Организация парной работы и в группе помогает стать инициатором выполнения заданий Применение групповой формы работы помогло выявить, какие приемы нужно применить для активного участия группы для развития таких качеств как сопереживание задругих и понимание, что успех группы зависит от каждого При защите результатов работы в группе, учителю вовлекать в диалог и интересоваться его мнением, для того, чтобы он задумался над ответом и тем самым почувствовал, что необходимо быть внимательным на уроке, чтобы усвоить новый материал Какие были неожиданности? Предполагалось, что она будет помогать другим и распределять нагрузку в работе на всех членов группы, но делала задания в основном сама Результат работы в группе помог осознать членам группы, что работать в группе надо в диалоге Занимается своими делами, группа на него внимания не обращала, он никому не мешал Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся. Научить правильно распределять роли в группе, вовлекая в процесс обучения всех членов группы Включить в содержание урока индивидуальные, дифференцированные задания Определить обязательную роль в группе. Запись обсуждения по итогам урока LS 2. Вопросы Исследуемый ученик А Исследуемый ученик B Исследуемый ученик C Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? Работает в полную силу, проявляя творческие способности, к его мнению прислушиваются Ученик стал более активным, внимательно следил за ответами своих одноклассников, При работе в группе уроке был таймменеджером, хорошо и ответственно справился с этой работой Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах? Стал активно помогать одноклассникам, поддерживать их, инициативу работы в группе берет на себя Прослеживается совместная работа в группах, ученик обменивается идеями, вступает в диалог при обсуждении проблемы Члены группы обращаются к ученику, так как он участвует в группе как таймменеджер, но он стал уже сам проявлять интерес к изучаемому материалу, работал с текстом при выполнении практической работы Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно, то и другое)? Является лидером и инициатором распределения ролей в группе. Оказывает поддержку своим участникам группы Групповая работа помогает лучше усвоить материал темы, понимает, что за него некому выполнить задание Какие были неожиданности? На этапе оценивания все участники группы были оценены на отлично На этапе оценивания все участники группы были оценены на отлично Урок его заинтересовал. Активно включается в учебный процесс Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся. Обратить внимание учащихся на объективность оценивания членов группы. Обратить внимание учащихся на объективность оценивания членов группы. Обратить внимание учащихся на объективность оценивания членов группы. Наряду с выполнением заданий в группе включить индивидуальные задания Запись обсуждения по итогам урока LS 3. Вопросы Исследуемый ученик А Исследуемый ученик B Исследуемый ученик C Какого прогресса достиг каждый из учащихся? Был ли он оптимальным? Работает активно в сотрудничестве с членами группы, старается объяснить выполнение задания, утвердились лидерские способности Наблюдается уверенность в себе, помогает участникам в группе, контролирует работу в группе, проявились лидерские и организаторские способности Работа в группе предполагает всем участникам выполнять роль спикера. Подготовил самостоятельно схему-конспект, но испытывая трудность в озвучивании его, обращается за помощью к другу. Какие результаты показывают другие учащиеся в представляемых ими группах? Каждый участник группы чувствует себя комфортно, выполняя свою роль и задания в группе, участвует в обсуждении, чувствует ответственность за себя, и за других Под лидерством ученика работа в группе была слаженной, каждый выдвигал идеи группе, проявлял уважение к идеям других ленов в группе При возникновении трудности в выполнении роли спикера, члены группы пришли на помощь, при защите его схемы-конспекта, так как у него возникли трудность грамотного изложения схемы. Как помогал или мешал внедряемый метод (возможно, то и другое)? Работа в паре и в группе показали эффективность применения на уроках Проявляет инициативу в выполнении задания, распределении ролей в группе Групповая работа помогает ученику укрепить уверенность в себе. Старался Какие были неожиданности? Удачная совместная работа в группе Осознает, что самооценка собственных знаний и взаимооценкаребят в группе должна быть объективной; Очень дружелюбен, видно, что в группе нравится работать, при оценивании не обижается, что его баллы ниже, чем у других, т.е. адекватно оценивает свои способности Какой аспект(-ы) метода обучения нуждается в последующем корректировании для повышения результатов каждого из учащихся. Обратить внимание на дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса В работу группы включать разноуровневые задания В связи с тем, что ученик не владеет грамотной речью, постоянно вовлекать его в диалог. В эссе ребята отметили, что «Работа в группе хороша тем, что мы в трудную минуту помогали друг другу и объясняли»; «Работа в группах – это возможность сблизится с одноклассниками в общении и улучшить отношения, помогая друг другу. Она учит не бояться задавать вопросы друг другу. Итоговое анкетирование учащихся показало, что по окончании проведенного нами исследования у ребят уже наблюдается прогресс в следующих аспектах: у ученика-А: социальные: обсуждает, когда и как, выполнять задания, может решать социальные проблемы с ровесниками; эмоциональные: может беседовать о собственном поведении и последствиях и о поведении и последствиях других; когнитивные: можетрассказать о том, как они сделали что-то или чему они научились; может обоснованно принимать решения и делать выбор; мотивационные: признает, что решение проблем легче, если есть с кем их обсудить; - у ученика-В: эмоциональные:контролирует внимание, сопротивляться отвлекающим моментам социальные:понимает чувства других, помогает и подбадривает; обсуждает когда и как выполнять задания; когнитивные:может рассказать о том, как они сделали что-то или чему они научились, осознает, что самооценка собственных знаний должна быть объективной; мотивационные:становится инициатором заданий; - у ученика-С: эмоциональный:контролирует прогресс, может самостоятельно выступать в роли спикера от группы; социальный:может решать социальные проблемы с ровесниками; понимает свою роль в группе; мотивационные:стойко переносит трудности; когнитивный:знает собственные возможности. Обучение в сотрудничестве развивает детей, так как они знакомятся с разными точками зрения других учеников, учатся высказывать свое мнение, приводить аргументы, защищать свои идеи и идеи группы. Создание коллаборативной среды способствовало лучшему усвоению информации, активному участию в процессе обучения всех детей, позитивно повлияло как на уровень мотивации к изучению предмета, так и школьной мотивации. На этом основании можно сделать вывод, что нашими учениками сделаны первые шаги к саморегулируемому обучению. С целью обмена опытом работы по результатам проведенного исследования мы провели районный семинар-практикум по теме «Совершенствование методики преподавания через Lesson study» на базе школы-гимназии №1, целью которого было знакомство учителей с методикой проведения подхода Lesson study. Цель проведения семинара - познакомить учителей с методикой проведения подхода Lesson study, направленного на учении учеников. Актуальность проведения семинара. Проведение семинара по теме «Совершенствование методики преподавания через Lesson Study» является завершающим звеном исследования по теме: «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся в 6 «Б» классе». Тематика семинара выбрана с целью знакомства учителей с данным педагогическим подходом, не прошедших уровневые курсы. реализовывать подход в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы • использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике. • увидеть процесс обучения в мельчайших деталях • увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали • выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными • планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества Ключевые идеи: Lesson Study – педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в практике учителя. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие: планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документирование своих выводов. Ход проведения семинара 1. Приветствие участников семинара, разделение на группы по цветовой гамме программы. 2. Тема Lesson Study по биологии в 6 б классе: «Бактерии» 3 Создание доброжелательной атмосферы. Круг радости 4. Работа в группах. Создание постера « Ваше видение урока» Участники Lesson Study тоже создают постер. 5. Презентация Lesson Study. 6.Из опыта работы творческой группы. 7. Физминутка 8. Составление таблицы: Сравнение Lesson Study и стандартного урока. Метод мозгового штурма. Каждая группа высказывает свои мнения. 8. Рефлексия. Отзывы участников семинара. Определение школ с целью исследования Lesson Study. Учителям был представлен урок биологии по теме «Бактерии». Методическое обоснование темы урока Данная тема изучается в начале третьей четверти и является с одной стороны первым уроком по изучению нового царства «Бактерии», а с другой - является завершающим звеном в исследовании с использованием подхода Lesson Study по теме: «Как групповая работа влияет на повышение активности учащихся в 6 «Б» классе». У учащихся не сформированы знания о бактериях, имеются только разрозненные знания о бактериях из жизненных ситуаций, как о вредных живых организмах. Поэтому разработка и проведение такого урока с одной стороны, вызывает много трудностей, так очень объемный материал, много новых терминов, но с другой стороны интересна обучающимся. План урока биологии по теме «Бактерии» Дата 17 апреля 2014г. Класс 6. Цели: к концу урока учащиеся: должны знать: особенности строения, размножения, питания, дыхания бактерий, их роль в природе и в жизничеловека. должны уметь: составлять морфологическое описание бактерий по форме, классифицировать бактерии по способу питания, дыхания; сопоставлять строение частей бактерии с выполняемой ими функцией, аргументировать принадлежность Бактерий.к отдельному царству; оценивать и взаимооценивать друг друга при работе в группе. Формировать УУД: Личностные УУД: проявлять познавательный интерес к изучению бактерий; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы. Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе. Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки представляемой информации; выбирать основания для сравнения роли бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов; создавать модель бактериальной клетки; представлять информацию в виде схем. Тип урока: КУ Уровень усвоения: творческий. Вид урока: Презентация в Microsoft Power Point. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Ресурсы: интерактивная доска, презентация, микроскоп, раздаточный материал для выполнения практической работы: микропрепараты бактерий, разноуровневые карточки с заданиями; лист само и-взаимооценки, магниты, индивидуальный рабочий лист учащегося, схемы (разрезанные карточки) Основные понятия: цитология, микробиология, бактериология. Планируемые результаты обучения: Критерии успеха для данного ученика А. Знает особенности строения, размножения, питания, дыхания бактерий, их роль в природе. составляет морфологическое описание молочнокислых бактерий; сопоставляет строение частей бактерии с выполняемой ими функцией; обосновывает принадлежность бактерий по изученным признакам в отдельное царство. оценивает и взаимооценивает друг друга при работе в группе; Критерии успеха для данного ученика В. знаетособенности строения, размножения, питания, дыхания бактерий, их роль в природе. составляет морфологическое описание молочнокислых бактерий; сопоставляет строение частей бактерии с выполняемой ими функцией; оценивает и взаимооценивает друг друга при работе в группе; Критерии успеха для ученика С. знаетособенности строения, размножения, питания, дыхания бактерий, их роль в природе; составляет морфологическое описание молочнокислых бактерий; оценивает и взаимооценивает друг друга при работе в группе. Структура урока: 1. Организационный момент. (1 мин.) 2. Проверка знаний. Дифференцированные задания, само- взаимопроверка. Работа в группах (5 мин.) 3. Усвоение новых знаний. o «Думай\в паре\обсуди» o Целеполагание через проблемную ситуацию(2 мин.) o Формулировка темы урока.(1 мин) o Работа в группах. (22 мин.) 4. Закрепление. Лабораторная работа (5 мин.) 5. Рефлексия. (6 мин.) Подведение итогов урока. (мин.) Домашнее задание.(1 мин) Ход урока. I. Организационный момент, готовность класса к уроку, мотивация учащихся: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с удивительным миром организмов. Деление на группы с использованием приема «Любимый цвет»: синий, красный, зеленый, желтый, оранжевый II. Проверка знаний. Работа в группах У каждой группы на парте лежат карточки с заданиями разного уровня сложности (цвета заимствованы из передачи «Умники и умницы»). Красная карточка - повышенного уровня сложности “Найди ошибки в тексте”. Зеленая карточка “Какие утверждения верны” – пять заданий. Критерии оценки указаны на карточках. Группа должна выполнить задания двух карточек и получить10 баллов (за все правильно выполненные задания), если они выполнены полностью. Время выполнения – 5 минут. Самопроверка Сейчас я попрошу вас провести проверку результатов. На доске предложены ответы на задания зеленой карточки «Выберите верные суждения», красной карточки «Найди ошибки в тексте». Зеленая карточка «Вирусы». «Какие утверждения верны?» Напротив каждого утверждения поставьте «+» или «-». За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов за задание – 5 1 . Сверху вирусы покрыты оболочкой из жира. 2. Неклеточные формы жизни изучает наука вирусология. 3. Свойство сопротивляемости и невосприимчивости организма к действию возбудителей заболеваний называется прививка 4. Вирусы относятся к царству микроорганизмов 5. По способу питания вирусы – это паразиты Группа должна выполнить задания всех карточек и получить 10 баллов (за все правильно выполненные задания), если они выполнены полностью. Время выполнения – 5 минут. Критерии оценки: 5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4» 3 балла – оценка «3» 2 балла – оценка «2 Красная карточка Ответ Пети Шалопайкина на вопрос «Что такое вирусы?» Найдите в тексте 5 ошибок, подчеркните их и исправьте. Вирус в переводе с латинского означает яд . Впервые вирус был обнаружен русским ученым Д.И. Ивановским. Это был вирус гриппа. Он может воспроизводиться как внутри живых клеток организма, так и вне живой природы. Вирусы широко распространены в природе, поражают животных, растения и другие микроорганизмы. В клетке вируса содержатся обе нуклеиновые кислоты и ДНК и РНК. Вирусы устойчивы к высоким температурам до 100С°. К вирусным заболеваниям относятся грипп, СПИД, гепатит. Бактерии, пожирающие вирусы, называют бактериофагами. Вирусы вызывают заболевания: СПИД, гепатит, грипп. Критерии оценки: 5 баллов – оценка «5» 4 балла – оценка «4» 3 балла – оценка «3» 2 балла – оценка «2» III.Изучение нового материала 1. Целеполагание через проблемную ситуацию а) Стимулирование интереса учащихся к изучению темы «Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий» Человек заболел ангиной. Скисло молоко, которое мы забыли поставить в холодильник. Листва, опавшая осенью с деревьев, к следующей весне превратилась в плодородный перегной. Чем вызывается болезнь, скисание молока, превращение листьев в перегной? Оказывается, все дело в живых организмах, существующих рядом с нами, но невидимых из-за маленьких размеров. У нас на партах находится материал о них. Что это за организмы? Как они устроены? Как у них протекают процессы жизнедеятельности? Какова их роль в природе и жизни человека? Чтобы разобраться в сути поставленных вами вопросов, необходимо извлечь нужную информацию из учебника. Поэтому сегодня на уроке продолжим работу по формированию умения находить и выделять необходимую информацию, работать с рисунками, структурировать знания, делать обобщения, сравнения и выводы. Формулируем цели урока. должны знать: особенности строения, размножения, питания, дыхания бактерий, их роль в природе и в жизничеловека. должны уметь: составлять морфологическое описание бактерий по форме, классифицировать бактерии по способу питания, дыхания; сопоставлять строение частей бактерии с выполняемой ими функцией, аргументировать принадлежность Бактерий к отдельному царству; оценивать и взаимооценивать друг друга при работе в группе. 2. Актуализация знаний. Введение в тему. Терминологическая работа.(слайд4) Цитология - наука, изучающая клетку живого организма. Микробиология – наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов. Бактериология – наука, изучающая бактерий. Царство прокариот на основе важных особенностей жизнедеятельности подразделяют на три подцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Все бактерии имеют клеточное строение, но не имеют ядра. 3. Мозговой штурм (подбор ассоциаций) «Думай\в паре\обсуди». Какие ассоциации у вас возникают со словом бактерии? Составляют схему индивидуально, обсуждают в паре, затем в группе. Каждая группа представляет схему. 4. Работа в группах. Инструкция Общая часть для всех групп. 1. Выберите лидера группы. 2. Прочитайте текст. 3. Составьте презентацию: план-конспект, схему текста на постере. 4. Выберите спикера группы, который будет защищать презентацию. Задания группам 1 группа. Задание. 1. Изучите клеточное строение бактерий. 2. Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения клетки. Бактерии (от греч.бактерион- означает палочка) – это микроскопические одноклеточные организмы, не имеющие ядра. Наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельность микроорганизмов, называется микробиология Цитоплазма ДНК Жгутик Клеточная стенка Плазматическая мембрана Клетка бактерии состоит из клеточной мембраны, прочной клеточной стенки и цитоплазмы, и кольцевой молекулы ДНК. Клеточная стенка придает бактерии определенную форму, а также выполняет опорную и защитную функцию. В цитоплазме находится наследственный материал, представленный нуклеиновой кислотой ДНК кольцевидной формы. Жгутик служит для передвижения. 2 группа. 1. Изучите разнообразные формы бактерий. 2. Пользуясь описанием разнообразных форм бактерий, предложите схему их классификации. Форма бактерий достаточно разнообразна. По форме бактерии делят на 3 группы: шаровидные, палочковидные и извитые. Шаровидные бактерии называются-кокки Палочковидные бактерии называются - бациллы Спиралевидные бактерии – спириллы. Изогнутые в виде запятой бактерии называются - вибрионы 3 группа. Типы питания бактерий. 1. Изучите способы питания бактерий 2. Пользуясь описанием способов питания бактерий, предложите схему классификации. Все микроорганизмы питаются, подобно растениям, поглощая питательные вещества всей поверхностью тела из окружающей среды и делятся на две группы — автотрофы и гетеротрофы. Автотрофы (лат. autos — сам, trophe — питание). Гетеротрофы (лат. heteros — другой, «питающийся за счет других»). В свою очередь к автотрофам относятся сине-зеленые водоросли, которые способны осуществлять фотосинтез, т. е питаются как растения, способные использовать солнечную энергию и производить самостоятельно органические вещества, которыми они затем и питаются. Большинство бактерий являются гетеротрофами. Гетеротрофы в свою очередь подразделяются на две группы: сапрофиты и паразиты. Сапрофиты используют для питания мертвые организмы. Паразиты питаются органическими веществами живых организмов. 4 группа. Типы дыхания бактерий. 1. Изучите типы дыхания бактерий. 2. Пользуясь описанием типов дыхания бактерий, предложите схему классификации. Дыхание бактерий похоже на дыхание растений и животных. Они поглощают кислород из воздуха и выделяют углекислый газ и энергию. Однако Л. Пастером было доказано существование таких бактерий, для которых наличие свободного кислорода является губительным, энергия, необходимая для жизнедеятельности, получается ими в процессе брожения. Поэтому бактерии можно поделить на две группы: - группа - бактерии, нуждающиеся в свободном кислороде, называются аэробными - группа - бактерии, которые могут без кислорода называются анаэробными. Французский ученый Пастер установил и доказал, что микроорганизмы являются причиной инфекционных заболеваний человека и порчи пищевых продуктов. Пастер предложил практические меры, способные предохранить продукты от порчи, прежде всего молочные. Прогревание их при 60—70°С убивало микробов, не портило вкуса и предохраняло от скисания. Этот метод, получивший название пастеризации, широко используется в пищевой промышленности и в настоящее время. 5 группа. Размножение бактерий. Задание. 1. Изучите статью «Размножение бактерий» 2. Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий. 3. Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? В благоприятных условиях бактерии размножаются очень быстро – путем прямого деления пополам на две клетки примерно каждые 40–60 мин. Некоторые бактерии размножаются каждые 20 мин. Из материнской клетки образуются две дочерние клетки, абсолютно похожие на материнскую клетку, так как наследственные признаки передает молекула ДНК. Перед делением молекула ДНК удваивается. . Если бы такому делению ничто не мешало, то одна бактерия за 5 суток размножилась бы так, что ее потомство заняло бы все моря и океаны нашей планеты Этого не происходит: • из-за недостатка пищи, • гибели от неблагоприятных условий, • поедания бактерий другими организмами. При наступлении неблагоприятных условий многие бактерии образуют споры путём формирования плотной оболочки вокруг молекулы ДНК с участком цитоплазмы. Споры обладают большой устойчивостью, сохраняя жизнеспособность в течении длительного времени. В состоянии споры они выдерживают длительное высыхание, нагревание свыше 100 °С и охлаждение почти до абсолютного нуля. IV. Закрепление. Лабораторная работа. Тема: Рассмотрение под микроскопом кисломолочной бактерии Цель: рассмотреть под микроскопом кисломолочные бактерии; уметь составлять описательную характеристику бактерий на примере кисломолочной бактерии Особенности функционирования и условия жизни кисломолочной бактерии Изучаемые признаки Кисломолочные бактерии Форма бактерии Шаровидная (кокки) Питание Сапрофитные бактерии, питаются мертвой органикой. Отношение к кислороду Аэроб Размножение Размножаются делением пополам каждые 20 минут Спорообразование Спор не образует Движение Неподвижна, так не имеет жгутиков Просмотр видеоролика «Молочнокислые бактерии» Физкультминутка V. Рефлексия. Обращаемся к схеме на доске «Подбор ассоциаций». 1. Составление кластера. Выполнение задания «Схемы рассыпались» Цель: структуировать схему в виде кластера (на столах у ребят разбросанные схемы, которые необходимо собрать правильно). 1 группа. Соберите схему «Строение бактерии» Цитоплазма ДНК Жгутик Плазматическая мембрана Клеточная стенка 2 группа. Соберите схему «Классификация бактерий». 3 группа. Соберите схему «Способы питания бактерий» 4 группа. Соберите схему «Типы дыхания бактерий». 5 группа. Соберите схему «Размножение бактерий». 2.Обращение к целям урока. Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Учитель: Ребята, достигли ли мы цели нашего урока? Давайте вернемся к цели нашего урока. Предлагаю вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Как оцените свою работу? Учащиеся: Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. 3. Заполняют лист самооценки и взаимооценки работы в группе. Карточка оценки, самооценки и взаимооценки учащегося Список учащихся Взаимооценка работы в группе Самооценка Оценка итоговая (учителя) 1задание (домашнее задание, работа по карточкам) 2 задание Изучение новой темы «Составьте схему» 3 задание Собери схему 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 4. «Черный глобус». Напишите на стикерах, что вам сегодня особенно удалось на уроке. 5. Домашнее задание. Обязательная часть – изучить §3 учебника Задание на выбор: Подготовить сообщение о бактериях гниения, болезнетворных бактериях. Рефлексия урока План учебного занятия удалось полностью реализовать. Цели, сформулированные учениками самостоятельно, достигнуты. Ученики очень хорошо усвоили новый материал. Критерии успешности для учеников А, В, С выполнены. Время рационально распределено на всех этапах урока. На уроке организованы различные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах. При распределении на группы использовался прием «Мой любимый цвет». Группы сформированы с разным уровнем обученности. Учащиеся имеют хорошие навыки работы в группе: самостоятельно определяют роли в группе, обсуждают поставленную перед ними проблему правильно, имеют навыки само и взаимооценивания, обращаясь при этом к критериям оценивания. Все ребята активны в течение всего урока, в группах сильный ученик помогает слабому. Рационально использованы избранные приемы и методы обучения. Учтена работа с талантливыми и одаренными детьми. На этапе проверки знаний использовались разноуровневые карточки: (зеленая) ученического, (красная) эвристического уровня. Лидеры быстро распределили карточки между членами группы: учащиеся с низкой мотивацией задания зеленой карточки, а с высокой мотивацией – красной. На этапе актуализации знаний хорощо использован прием «Думай\в паре\обсуди». Что дало возможность каждому члену группы обратиться к долгосрочной памяти и выбрать все, что касается понятия «бактерия». Обсуждение своего списка с соседом помогло собрать еще большее количество слов и идей, при обсуждении в группе более четко отработан окончательный список. На этапе изучения нового материала организовано самостоятельное изучение материала, составление схемы-презентации к изучаемому материалу. Ребята очень слажено и активно работали во всех группах: у каждого из них была своя роль: ученик С работал во 2 группе, выступил в роли спикера при защите презентации от группы «Классификация бактерий». С целью его поддержки от группы выступали два спикера. Ученик А – лидер 3 группы, правильно распределил роли. Сам активно предлагал, как можно схематически правильно изобразить «Способы питания бактерий». Внимательно выслушивал предложения других членов. Ученик В работал в 4 группе, изучая задание «Типы дыхания бактерий» выступил от группы в роли спикера. С целью проверки сформированности знаний и умений у учащихся на этапе закрепления была организована лабораторная работа исследовательского характера. Отвечая на вопросы эвристической беседы, ученики, рассматривая кисломолочную бактерию под микроскопом, научились составлять ее описательную характеристику. С целью снятия напряжения у учащихся выполнена музыкальная динамическая пауза. При подведении итога урока учащиеся составляли кластер. Выполняли в группе задание «Схемы рассыпались, целью которого было структуировать полученные знания. Все группы очень хорошо справились с заданием. В рефлексии учащиеся отметили, что цели достигли. Высказали свое отношение к уроку, отметив понравившиеся эпизоды урока на стикерах, которыми украсили «черный глобус». Домашнее задание носит дифференцированный характер. «Зарисовки с урока» Деление на группы с использованием приема «Любимый цвет» Работа по разноуровневым карточкам Выполнение исследовательской лабораторной работы Составление презентации Самостоятельное изучение новой темы Защита презентаций Наблюдение за учеником А Наблюдение за учеником С Заполнение листа оценки Музыкальная пауза Наблюдение за учеником В Работа над заданием «Схемы рассыпались». Составление кластера Рефлексия. «Черный глобус» расцвел от наших глубоких познаний. Для создания доброжелательных и доверительных отношений, сплоченности между участниками для успешной и плодотворной работы на основе взаимодействия и сотрудничества был проведён «Круг радости», где учителя делали друг другу комплименты. Этот прием, так он мне дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, и в этом мне помогли такие навыки коуча как открытость, доброжелательность, честность и искренность. Была организована работа в группе, где участники составляли и защищали постеры «Мое видение урока». «Зарисовки с семинара» Круг радости Организация работы семинара Работа в группе Работа в группе над созданием постера «Мое видение урока» Защита презентациий групп участников семинара «Мое видение урока» Защита презентациий фокус-группы Сравнительная таблица «Мое видение урока» В отзывах участники отметили на стикерах свое позитивное отношение и добрые пожелания организаторам семинара. Участники пожелали сотрудничать и продолжить работу в рамках сетевого сообщества. Рефлексия семинара Таким образом, групповая работа способствует созданию доброжелательных и доверительных отношений, сплоченности между участниками для успешной и плодотворной работы на основе взаимодействия и сотрудничества. Отзыв участника семинара Куценко Натальи Юрьевны, учителя химии, биологии СШ№2 г.Щучинска. В первую очередь семинар стал для меня путеводной звездой. Я непременно применю полученные знания в своей педагогической деятельности. Семинар прошел в очень доброжелательной атмосфере, много полезной и интересной информации, ценных советов. Входе семинара был дан урок биологии, урок прошел интересно и непринужденно, так как методика позволяет оценить не учителя, а деятельность учащихся. После урока учителя Тлемисова Ш.О., Ашимова И.У. поделились своим опытом работы: как групповая работа влияет на повышение активности учащихся. Я думаю, что темы, освещенные на семинаре, будут очень полезны педагогам в работе. В очень короткое время я получила то главное, что открывает мне дверь в «свободное плавание». Теперь я обязательно буду применять данную методику в своей работе. От семинара осталось очень хорошее впечатление! Хочется пожелать творчества и удачи учителям, применяющим новые подходы в школьной практике! Заключение Стране нужен не только знающий, но и мыслящий человек, имеющий свою точку зрения и умеющий ее отстоять, ярко проявляющий свою индивидуальность, а не являющийся частью “серой массы” способен адаптироваться и стать успешным человеком в современном мире. Ключевыми вопросами в области образования являются: «Что подлежит изучению учащимися в 21 веке? и «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?» («Руководство для учителя. Первый уровень/ Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», 2012, стр. 101). Одним из новых подходов Lesson Study, использование которого помогает учителям: • увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно; • увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить вовремя обучения детей, и тем, что происходит в реальности; • понять, как планировать обучение, что бы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся; • реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы • использовать возможности Lesson Study в своей учительской практике. • увидеть процесс обучения в мельчайших деталях • увидеть, действительно ли процесс обучения проходит так, как планировали • выяснить, какие способы планирования являются наиболее эффективными • планировать и осуществлять процесс обучения совместно с коллегами в обстановке сотрудничества Список литературы 1. Пит Дадли. Руководство. 2. «Руководство для учителя /Обоснование необходимости изменений подходов в преподавании и обучении», 2012, стр. 101. 3. Жизнь растений, том.1,под ред. А.Л. Тахтаджяна, М.: «Просвещение»,1980. 4. Атлас по цитологии. М.: «Мир»,1974. 5. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1984. 6. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе.— М.: Просвещение, 1985. 7. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения. М.: Дрофа, 2005. 8. Интернет источники. | |
Просмотров: 10808 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|