Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Площадка педагогических идей: «Особенности внедрения новых подходов в учебный процесс школы» Тема инновационного опыта: «Системно - деятельностный подход в обучении математики». Цель мастер-класса: Показать использование деятельностного подхода в обучении через методические приемы. Задачи мастер-класса: 1. Знакомство педагогов с приемами внедрения новых подходов в обучении учащихся. 2. Создание условий для профессионального общения и стимулирование роста творческого потенциала педагогов. Форма представления опыта: мастер - класс Категории участников: сертифицированные учителя. План 1.Вступительное слово 2.Практическая часть: 2.1. деление на группы; 2.2. прием "удивляй"; 2.3.прием "толстый и тонкий"; 2.4.прием "диктант значений"; 3.Рефлексия. 4.Заключение. 1. Вступительное слово В настоящее время школьный учитель должен освоить технологии, обеспечивающие достижение новых результатов образования. Достижение этих результатов, а также необходимого развивающего эффекта обучения возможно на базе реализации деятельностного подхода, способствующего интенсификации учебного процесса. Этот подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний. Главной идеей является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Обновление образования, естественно, предполагает изменения в деятельности и самого педагога, у которого возникает закономерный вопрос: с чего начать? Понятно, что прежде чем включаться в сложный инновационный процесс, необходимо приобрести теоретические знания. Работа по данной системе выявила, что организуемая учителем деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов и приемов. Методических приемов СДП очень много, главное найти каждому приему свое место в предмете и теме урока. Умение применять различные приемы позволяют учителю быть интересным ученику в той части общения с ним, которая лежит в русле самого ученика. Многолетний опыт педагогов-экспериментаторов показал, что даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти прием, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность. Девизом мастер - класса я беру слова Л. Боровикова «Учителю необходимо постоянно учиться,учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом». Целью мастер - класса я выражу изречениями из китайской мудрости: "Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь". 2. Практическая часть 2.1. Деление на группы. Работа в группах (группы сформировались с помощью геометрических фигур), обмен мнениями по проблеме (процесс обучения – содержание – формы и средства обучения), презентация. 2.2. Прием «Удивляй». Универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Формирует: умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Задание для участников мастер-класса. Упражнение «Дом» Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения. Время: 10 минут. Ресурсы: ватман, маркеры Ход упражнения - Тренер дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый участник команды должен выбрать, кем он будет в этом доме –дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой». Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. 2.3. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Этот прием из технологии развития критического мышления. Вопрос используется для организации взаимоопроса или дополнительных для отвечающего. Стратегия позволяет формировать: умение формулировать вопросы; умение соотносить понятия. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Задание для участников мастер-класса: придумайте «тонкий» и « толстый» вопрос к задаче предыдущего приема. Например: 1. Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? 2.Почему Вы выбрали именно эту роль? В заключении я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным! 2.4. Прием «Диктант значений». Прием экстраактивного обучения. Интересный способ диктанта. Преподаватель диктует не слова, а их значения (определения). Обучающиеся по значениям должны определить слова и записать их. Задание для участников мастер-класса. Определите по значениям слова: Позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной деятельности…(деятельностный подход). Словарь иностранных слов определяет это понятие как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание… (рефлексия). Тип обучения, обеспечивающий творческое усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. (Проблемно-диалогическое обучение) Этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. (Постановка проблемы) Тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. (традиционное обучение). Готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. (Информационная компетентность) Целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. (Компетентность разрешения проблемы) 3. Рефлексия. Листок обратной связи «___» ____________2014г. Ф.И.О.____________________________________________________________________________ Район, школа _____________________________________________________________________ 1. Я извлёк для себя много пользы 5 4 3 2 1 Я не извлёк для себя большой пользы из мастер-класса 2. Я полностью удовлетворён своей работой 5 4 3 2 1 Не удовлетворён своей работой 3.Что на мастер-классе было для меня: Самым полезным_____________________________________________________________ Самым приятным_____________________________________________________________ Чтобы не уйти с мастер-класса с пустыми руками, я дарю вам перечень рекомендаций по управлению успехом на уроке. Благодарю вас за желание работать, общаться, делиться опытом. 4. Заключение Хотя учитель – это массовая профессия… по существу, учительский труд является творческим трудом. Он не поддается никаким правилам или ограничениям своей сути, но вместе с тем учителя, как и большие художники, наряду с творчеством, и хорошие ремесленники. Нужно владеть основами ремесла, чтобы затем становиться большими художниками. В.В.Давыдов. | |
Просмотров: 3467 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|