Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Иванченко Светлана Васильевна КГКП «ДШИ п. Топар» Публичное выступление. Проблемы и пути решения. Публичное выступление часто бывает проблематичным. В этой работе мне хотелось бы поговорить о том, как подготовить ученика к выступлению на публике. Обязательным требованием, предъявляемым к ученикам музыкальных школ являются выступления на всевозможных концертах, зачетах, контрольных уроках, конкурсах. Таким образом публичное выступление - это обязательное завершение работы над музыкальным произведением. Публичное выступление для педагога – это возможность показать результаты своей ра-боты, свой профессионализм, отчет о проделанной работе. А как же наши ученики? Что испытывают они? Прежде всего - это волнение, страх. Хорошо выученные пьесы, звучащие ярко и музыкально в классе на уроке, на концерте пре-вращаются в тусклые, неинтересные, с множеством текстовых ошибок, а иногда случается и полный провал! Сценическому страху подвержены все ученики: младшие, средние, старшие. По медицинскому определению стресс (от англ. Stress - напряжение) - это совокупность общих, неспецифических физиологических, биохимических психических реакций на воздействие чрезвычайно сильного раздражителя (агента) - СТРЕССОРА. Стресс делят на три стадии. Первая стадия - реакция тревоги - характеризуется уменьшением размеров тимуса (находится в грудной полости на передней стенки трахеи), селезенки, лимфатических узлов, что связано с активацией коры надпочечников и выбросом в кровь гормона глюкокортикоида. Во второй стадии - стадия резистентности (устойчивость организма к воздействию повреждающего, фактора) - развивается гипертрофия (увели¬чение) коры надпочечников с повышением образования гормона коры надпо¬чечников кортикостероидов. Они увеличива-ют количество циркулирующей крови, увеличивают частоту сердечных сокращений, повы-шают артериальное давление, усиливают синтез глюкозы в организме. В этой стадии повы-шается устойчивость организма к действию раздражителя. Если действие такого раздражи-теля (агента) прекращается или оно незначительно по своей силе, изменения вызванные им, постепенно нормализуются. Однако, если влияние данного раздражителя (агента) оказывает-ся чрезмерно сильным или длительным, развивается истощение функции коры надпочечни-ков и наступает третья стадия - стадия истощения. Когда мы говорим о стрессе во время пуб¬личного выступления, то заключительной стадией является здесь стадия ре¬зистентности, то есть вторая. Как же помочь нашим ученика преодолеть напряжение, связанное с публичным высту-плением, сделать его менее болезненным? В первую очередь нужно сказать о подборе ре-пертуара. Часто преподаватели завышают сложность исполняемых учеником произведений. Многие педагоги избегают легкого репертуара, пусть даже соответствующего классу. А ведь среди «Жизненных правил для музыканта» Роберта Шумана есть одно замечательное прави-ло: «Старайся играть легкие пьесы красиво и хо¬рошо. Это лучше, чем посредственно испол-нять трудные.». Что можно возра¬зить против этого? Пьеса, которая сложна для данного уче-ника, будет разучиваться с трудом, она не будет получаться технически, ребенок будет бо-яться сделать ошибки, а тут уж не до образа. Приложив неимоверный труд и одолев текст, ученик все равно будет бояться ее играть. Будет ли этот титанический труд эффективным, принесет ли он пользу ученику? Думаю, что нет! Необходимо очень ответственно подходить к репертуару ученика. Проанализировав способности и возможности ребенка нужно взять для выступления на публике такое произведение, которое будет совершенно по силам! Это позволит нашим ученика обрести уверенность в своих силах, они будут более раскованы, артистичны, музыкальны. Утвердит в них формулу «Я могу!». Работа в таком ракурсе, наверняка, будет эффективной, а результат успешным. Исходя из того, что временные рамки для разучивания произведения весьма жестко огра-ничены, ,мы, преподаватели, стремимся разобрать и выучить произведение наизусть, как можно быстрее. А могут ли наши ученики выучить пьесу основательно и уверенно? Далеко не все! Быстрое разучивние и запоминание, скорее всего, исключение и Это, скорее всего, исключение, чем правило, причем редкое исключение. Нельзя форсировать сроки подготов-ки произведения для исполнения на публике! Исходя из личного опыта работы в ДМШ, могу сказать, что для детей со средними му-зыкальными способностями, не планирующих дальнейшее обучение, золотое правило «Ти-ше едешь – дальше будешь!» - самое подходящее правило! Когда ученику предлагается взять в работу то, или иное произведение, ученик должен хорошо представлять, каков будет ко-нечный результат. То есть он должен услышать это произведение в исполнении педагога или в записи. Только после этого мы приступаем к разбору и разучиванию нотного текста. Но даже на этом этапе мы стараемся уделять внимание, по мере возможности, динамике, интонации. Очень стараемся делать как можно меньше ошибок! Очень большое значение при разучивании произведения имеет темп. Все мы прекрасно понимаем, что количество ошибок напрямую зависит от выбранного темпа. На уроке мы обязательно нахо¬дим для каждого произведения комфортный темп, в котором получается все без напряжения, легко и естественно. Разучиваемое произведение должно «вырасти и расцвести, созреть». Недопустимо подгонять, искусственно ускорять время работы над произведением. После того, как текст хорошо усвоен, мы делим его. Умению начинать играть не только сначала, но и с середины мы уделяем серьезное внимание. Очень полезно переставлять куски пьесы, менять их местами. Это позволяет добиться определенной свободы, быстро собраться и продолжить исполнение, если вдруг случился срыв. Этот навык может очень пригодиться при выступлении! Уже выученное наизусть произведение необходимо играть по нотам в среднем и даже медленном темпе, при этом тщательно проверяем текст, обращаем внимание на фразировку, проверяем все детали темпа, интонации. Это помогает «не затереть» пьесу, «освежать» ее восприятие, не забывать «мелочи», которые делают исполнение музыкальным, интересным. Важное значение имеют репетиции. Когда условия привычные, в классе или дома, дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Привыкают к определенному инструменту, приспосабливаются к нему. Стоит поменять помещение и инструмент, хорошо выученное произведение перестает звучать, исполнение становится тусклым, неинтересным, иногда ребенок теряется от незнакомой, непривычной обстановки и вообще не может играть. Необходимо над такими неприятными моментами работать. Предупредить об них, поддержать, подбодрить, и, уж конечно, не ругать! При соответствующей психологической поддержке негативный опыт, как ни странно это звучит, очень полезен. Он может мобилизовать ученика, научить его быстро принимать решения, выходить из сложных ситуаций, не теряться. Главное, чтобы ученик не боялся сыграть неудачно, не боялся, что преподаватель будет имР недоволен, будет ругать его. Ну а «лечатся» все эти неприятности очень просто. Количество всегда переходит в качество. Репетиций должно быть много! Проигрываний на репетиции должно быть много, пять, шесть раз. Хорошо, если есть возможность провести несколько занятий, используя инструмент, на котором будет выступление. Многократное проигрывание программы позволит преподавателю услышать исполнение со стороны, выбрать наиболее выгодный порядок пьес. Неизмеримо полезными будут выступления на любых «маленьких» концертах. Зрите-лями могут быть кто угодно: родители, бабушки с дедушками, друзья, случайные люди. Та-кие концерты легко можно организовать дома, в школе, в детских садах, домах культуры. Эффективность таких выступлений для воспитания исполнительской воли и преодолению сценического волнения трудно переоценить. Ну и, конечно же, беседы с детьми! Обычно дети очень боятся выступать потому, что: - получу плохую оценку, меня будут ругать; - если я плохо сыграю, другие дети будут смеяться: - преподаватель будет не доволен и т. д. Я стараюсь избавлять учеников, по мере возможности, от этих страхов. Боязнь получить плохую оценку и то, что с этим событием будет связано, пожалуй, самый большой страх! Как показывает многолетнее наблюдение, самые удачные выступления бывают на концертах без оценок! Неверно если таких выступлений будет больше, то и обычный оценочный академический концерт будет даваться легче. Положительный опыт, который появляется от удачного выступления нужно очень бережно хранить и постоянно вспоминать, обращаться к нему перед любым другим выступлением. Считаю очень важным перед выступлением настраивать ученика на удачу. Ребенок должен хотеть выступать! По-тому, что его похвалят, потому, что его услышат другие и будут аплодировать, потому, что он будет выступать на сцене красивый и нарядный! И, конечно же, потому, что ему выпала честь познакомить слушателей с прекрасной музыкой, доставить им удовольствие! Литература: 1. Алексеев А.Д. Методика преподавания фортепиано.; М.: Государственное музыкаль-ное издательство, 1961. 2. Новицкий В.В., Патофизиология. Учебное пособие: Томск: ТМЛ-Пресс, 2003. 3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие; М.: Советский компо-зитор, 1989. 4. Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие; Новоси-бирск: 1998. | |
Просмотров: 976 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|