Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Новые подходы в преподавании и обучении Очень часто на уроках можно наблюдать, как ученик не может выразить свои мысли. И это очень «тормозит» процесс обучения. Мы, учителя начинаем говорить о том, что у наших учеников неразвитая речь. Но при этом сами не задумываемся, а что мы сделали, чтобы ее развить? Мы говорим о том, что наши ученики все меньше и меньше читают, что они всё больше времени проводят за компьютером. Да, мы проводим уроки по развитию речи, работаем над развитием речи и на уроках русского языка, литературы, и на многих других. Но получается какой-то замкнутый круг, чем больше мы, учителя, стараемся, тем все меньше и меньше говорят наши ученики. Почему же не работают наши уроки, почему же наши ученики с каждым годом все хуже и хуже умеют выражать свои мысли? После знакомства с Программой, я узнала из утверждения Барнса (1971), что то, каким образом речь используется в классе, оказывает большое влияние на обучение учеников [4,с.144]. По идее Мерсера и Литлтона (2007), диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении [4,с.144]. Утверждение Л.Выготского о центральной роли речи в обучении было поддержано эмпирическим исследованием. Размышляя над данными идеями, я пришла к выводу, что проблема в моей методике преподавания, которая основана на трансляции готовых знаний. Анализ исследований показывает, что обычный стиль разговора в классе, когда учитель контролирует беседу, задает важные вопросы, повторяет ответы учеников и высказывает похвалу, не повышает уровень мышления учеников и не развивает их речевые навыки [4,с.145]. Как организовать беседу, скажем на уроке литературы, мне понятно. Но как поострить урок русского языка, используя беседу? Для меня это стало вопросом. Ведь традиционно свои уроки русского языка я строила по принципу «задаю вопрос - получаю ответ». И очень часто не понимала, почему мои ученики после только что изученной темы, допускают ошибки, не умея использовать полученные знания на практике. Традиционно я начинала свои уроки русского языка с приветствия, пожелания удачной, плодотворной работы. И считала, что моя миссия по созданию благоприятной обстановки в классе на этом выполнена. Теперь, познакомившись с пирамидой мотивации по Абрахаму Маслоу, в основании которой находятся физиологические потребности, а на вершине - самореализация. И переход на более высокий уровень возможен только в случае удовлетворения потребностей более низкого уровня, я поняла насколько важно создание и поддержание в классе коллаборативной среды, позволяющей личности себя чувствовать свободно и безопасно в процессе обучения, чтобы мои ученики смогли раскрыться, самореализоваться на уроках. Для этого я решила включить в свои уроки стратегии «Комплименты», «Узнаем новое», «Поздороваемся локтями», «Пожелание классу». Л. Выготский характеризует детей младшего возраста, как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия [4, с.144], поэтому при проведении серии последовательных уроков я использовала работу в группах, в парах. После каждого урока я проводила рефлексию своей деятельности, для того чтобы понять что мне нужно улучшить. Я принимаю во внимание идею Барнса и Мерсера (2000), в которой они утверждают, что исследовательская беседа, является тем типом беседы, который необходимо развивать учителям [4,с.146]. Но пока у меня не получилось использовать данный вид беседы, равно как и беседу – дебаты. Но над этим я буду работать. На своих традиционных уроках при постановке вопросов я использовала форму «инициатива-ответ-последующее действие». Но, познакомившись с мнением Мерсера, я узнала, что эта модель постановки вопросов, при которой учитель является тем, кто инициирует и контролирует беседу. А при таких условиях ученикам не предоставляется возможность диалогической беседы, которая способствует обучению. Но узнав, что постановка вопросов, является ключевым навыком, так как, при удачной формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, улучшать и расширять обучение учеников [4,с.146], я постаралась изменить свое отношение к вопросам. Но это оказалось не так просто. Анализируя свои уроки, я пришла к выводу, что мне нужно еще учиться задавать вопросы высокого порядка, так как больше я использую в своей практике тонкие вопросы. Конечно, я пыталась составлять и толстые вопросы, но для себя сделала выводы, что мне нужно тщательнее их продумывать: Что мы будем изучать на уроке? Для чего нам это надо? Вы согласны с моими предложениями? Почему? А как будет правильно, как вы думаете? Как будет звучать тема нашего урока? Какие цели мы поставим перед собой, чему нам нужно научиться сегодня на уроке? Зачем нужно узнать о правописании частицы не с глаголом? А зачем нам нужно правильно писать? Зачем быть отличником? Зачем быть хорошим? Зачем помогать другим, объяснять им то, что они не поняли? Почему стена? Почему взяли глагол «хвастаться»? Какой вывод мы сделаем, посмотрев данную сказку? Почему частица Не не соглашалась на дружбу с глаголом? Почему частица Не взяла конфету у глагола? Какие качества вам понадобятся на уроке русского языка? Надо признать, что на тонкие вопросы ученики легко и быстро отвечали, а при ответе на толстые вопросы возникали трудности. Анализируя данную ситуацию, я поняла что дело в том, что мои ученики просто не привыкли к данным вопросам. Но с каждым уроком ситуация изменялась. И что просто замечательно, при последующей работе, когда я познакомила ребят с понятием «тонкие и толстые» вопросы, они стали с удовольствием отвечать более подробно, рассуждать, анализировать. На уроках я использовала различные техники постановки вопросов для всесторонней поддержки обучения учеников. Например, при постановке темы и целей урока, я использовала вопросы - побуждение. Также на всех уроках использовала апробирование и переориентацию. Апробирование я использовала для понимания, насколько ученик понимает то, о чем говорит: «Приведи примеры глаголов прошедшего времени женского рода…». Переориентацию я использовала, чтобы оказать помощь ученику, когда видела, что он не справляется с вопросом: «Кто может помочь… Вспомни, когда мы изучали…». Постановка данных вопросов помогла мне понять уровень понимания учениками пройденной темы. Чтобы понять, как построить обучение тому, как учиться, нам необходимо понимать, как ученик мыслит, учится, все это контролировать, отслеживать и оценивать. Одной из ключевых компетентностей, которое нужно сформировать у учащихся это саморегуляция. Это способность выбирать направление, определять цели и задачи для решения проблемы, пути, стратегии для их достижений. Как мы это можем сделать? Для этого я думаю ученику нужно давать возможность проявлять себя, слышать голос ученика. Работа в парах, групповая работа, организованная с учетом правил, инструкций, времени, тоже дает возможность учащимся формировать в себе самостоятельность, почувствовать опыт - собственные достижения, смоделировать – «Косвенный опыт». Саморегулирование осуществляется на основе метапознания - «Познание познания». Определение метапознания как важного аспекта изучения и развития научных взглядов в 1970-х годах предположительно принадлежит американскому психологу Джон Флэвелл. Обучение обучению – процесс обдумывания самостоятельного обучения и сознательного применения результатов обдумывания в результате последующего обучения. Учитель помогает обучающемуся разобраться в требованиях, которые предъявляет образовательная задача. Строит «подмостки» по мере необходимости в Зоне ближайшего развития ученика. Помогает выбирать стратегии, наиболее походящие для конкретной задачи. А преподавателю, в свою очередь, нужно сосредоточиться не на собственном преподавании, а на развитии у учащихся умения обучаться. Для того чтобы образовательный процесс имел успех учитель должен стать восприимчивым к знаниям, навыкам, подходам и убеждениям, исходящих от самих учеников. Для начала можно использовать различные диагностические средства, чтобы установи имеющиеся знания учеников. Отправной точкой в получении новых знаний будут знания, которые учащиеся знали до начала рассматриваемой темы. Учащиеся должны активно участвовать во всех аспекта учебного процесса: постановка целей и задач урока, выдвижение гипотез, составление алгоритма, плана решения поставленной проблемы, задачи. Оказание помощи однокласснику, консультирование более слабого ученика. Прослеживать полученный результат, рефлексировать, строить планы по исправлению ошибок - всё это неотъемлемая часть обучения тому, как учиться. Задача учителя создать такие условия, чтобы у учеников появилась «внутренняя мотивация» (Райан и Деки). Учитель вовлекает каждого учащегося, делает обучение инклюзивным. Учащиеся принимают активное участие во всём, что происходит в классе. Таким образом, материал прочно усваивается посредством учебного процесса, в центре которого стоит ученик. Не стоит бояться давать возможность учащимся взаимообучаться. Самыми эффективными будут те учащиеся, кто по мере преодоления новых этапов овладели способностью сокращать зависимость от посторонних. Литература 1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков 2004 год. 2. Задания для выполнения в период практики. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г. 3.Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г. 4. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г. Источник: http://Литература 1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков 2004 год. 2. Задания для выпо | |
Просмотров: 1912 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|