Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Целеполагание -основная функция управления
Материалы к семинару по теме:
«Целеполагание – основная функция управления»

Темиржанова Л.С., методист
Хусаинова Л.З., учитель русского языка и литературы, ГУ «СОШ № 10»
Фадеева В.А., учитель начальных классов, ГУ «СОШ № 10»

Тема. Целеполагание - основная функция управления.
Цель. Обозначение проблемной области, связанной со способностью
к постановке цели своей деятельности, целеполаганию.
Задачи.
1. Показать некоторые способы активизации и организации процесса целеполагания.
2. Оказать помощь в определении стратегических, тактических целей в работе.
3. Развивать у слушателей семинара умения ставить и осознавать цели своей деятельности.
4. Формировать навыки целеполагания.

Ставить цель и вести к результату.

Содержание и структура семинара.
I. Организационный этап.
1. Приветствие участников семинара.
2. Актуализация.
3. Создание поисковой ситуации.
 Диагностика «Какой у Вас тип восприятия».
4. Обозначение проблемной области, связанной со способностью к постановке цели своей деятельности, целеполаганию.
 Терминокарта.
 Практическое задание «Определение проблемного состояния».
 Обработка результатов практического задания.
5. Реализуемые установки:
- целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности, стабилизации этого процесса, диагностики результатов и т.д.;
- умение проводить целеполагание позволяет планировать деятельность видеть ее перспективы и варианты совершенствования.
II. Основной этап.
1. Целеполагание - основная функция управления. Презентация.
 Актуализация. Функции управления.

Для повышения эффективности управленческой деятельности необходимо, прежде всего, чётко определить цели и функции управления.

По мнению Г. К. Селевко, управленческие функции подразделяются: на диагностические, целеполагающие, планово-прогностические, организационно-деятельностные, законодательные, информационные, экспертно-контролирующие, корректирующие.
Диагностические функции выражаются в выявлении состояния:
а) учебного заведения: функционирования или развития;
б) педаго¬гического коллектива: психологического климата, ценностных ус¬тановок, готовности к инновационной и экспериментальной дея¬тельности.
Указанные функции реализуются в таких организаци¬онных формах, как анкетирование, беседа, коллективное обсуж¬дение проблемных вопросов профессиональной деятельности, ин¬тервьюирование и тестирование.
Целеполагающие функции реализуются в осознании и выборе стратегии развития учебного заведения, обсуждении перспектив развития школы, концептуальных идей деятельности, определении приоритета в применении педагогических технологий, разработке модели по реализации программы.
Планово-прогностические функции включают в себя реализа¬цию различных аспектов планирования деятельности коллектива.
Организационно-деятельностные функции предусматривают: выработку ориентировочных основ запланированной деятельности ученического и педагогического коллектива по реализации про¬граммы развития учебного заведения.
Законодательные функции выражаются в коллективных реше¬ниях, принимаемых педагогическим коллективом и обязательных к ис¬полнению каждым учащимся и работником образовательного уч¬реждения.
Информационные функции реализуются в снабжении руководства школы и педагогического коллектива информацией, необходимой для обеспечения режима развития учебного заведения, повышения статусов школы, учителя, ученика.
Экспертно-контролирующие функции включают в себя работу по анализу текущих результатов работы школы. Они могут реали¬зовываться в процессе подведения итогов опытно-эксперимен¬тальной работы, социальных, психологических и медицинских обследований учащихся, заслушивания отчетов, заключений о ре¬зультатах деятельности педагогических и руководящих работни¬ков, о выполнении учителями и учащимися устава школы, ее про¬граммы развития, а также в ходе других мероприятий отчетного характера.
Корректирующие функции предполагают внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государст¬венной политики, социального заказа, получением результатов, которые по тем или иным причинам не удовлетворяют руководство школы.

В методических функциях можно вы¬делить информационное, обобщающе-аналитическое, кадровое, мотивационное направления деятельности, которые предполагают:
1) информационное - сообщение о достижениях педагогиче¬ской и психологической наук, состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, лучших образцах педаго¬гического опыта;
2) обобщающе-аналитическое - анализ состояния учебно-воспита¬тельного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта;
3) кадровое - развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий;
4) мотивационное - активизация усилий учителей, рабочих групп педагогов, всего педагогического коллектива в целях дости¬жения наивысшего качества образовательного процесса.
Воспитательные функции направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, профессио¬нальных убеждений учителей, согласование их позиций по различ¬ным проблемам функционирования и развития школы, учебного и воспитательного процессов.
Социально-педагогические функции состоят в информирова¬нии участников образовательного процесса и общественности о результатах деятельности педагогического коллектива: в координации и интеграции усилий всех субъектов образовательного про¬странства: школы, семьи, общественности - для достижения целей школы.
Делегированные функции представляют собой завершенный управленческий цикл, то есть такой состав действий, который не¬обходим для управления инновационным процессом. Она включает в себя разработку планов, органи¬зацию их выполнения, контроль и анализ результатов исполнения принятых решений.

Ведущий семинара предлагает педагогам отве¬тить на вопросы:
• Какие функции педагогических советов, проводимых в на¬шей школе, вы замечаете чаще всего? Поможет ли вам глубже по¬нять цель педагогического совета акцентирование ведущим вни¬мания на его функциях? Свой ответ аргументируйте.
• Как бы вы предложили сформулировать функции настоящего теоретического семинара?

Ос¬новные характеристики функций целеполагания. Их роль и влияние на достижение эффективности результатов работы.
Определимся с понятиями. Терминокарта.

Целеполагание - процесс формирования цели на основе анали¬за обстановки, выявление потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению, и определение имеющихся для этого ресурсов.
Цель работы ОУ: охарактеризованный качественно, а если возможно, количественно, образ желаемого и ожидаемого резуль¬тата, который ОУ реально может достигнуть к определенному мо¬менту времени.
Подход к выработке цели должен осуществляться с точки зре¬ния её приемлемости, оптимальности, приспособленности к запро¬граммированному результату.
Приемлемые цели появляются тогда, когда нет достаточных ре¬сурсов, информации, времени для постановки оптимальной цели. Они выражают стремление руководства школы улучшить состоя¬ние дела, устранить имеющиеся недостатки без существенных преобразований в школе. («Повысить эффективность научно-методического обеспечения каждого урока», «Обеспечить развитие новых межэтапных связей в структуре современного урока», «Про¬должить поиск путей совершенствования организационно-педагогических основ урока»).
Оптимальные цели определяются на основе данного состояния системы, имеющихся возможностей и ресурсов, предусматривают их эффективное использование для перевода системы в новое, в более высокое состояние развития. Цель в этом случае выступает в качестве модели нового состояния системы (например: «Начать апробацию в школьной практике предпрофильного обучения», «Разработать и осуществить на практике новую систему учениче¬ского самоуправления»).
Адаптационные цели - ориентир на будущее состояние систе¬мы («Завершить подготовку школы к аттестации», «Создать в школе условия для внедрения в учебный процесс курсов по выбору учащихся»).

Источники целеполагания:

 Социум

 ученик;
 педагог.

Типы или уровни целей

1) Официальные (для чего?) - абстрактные, идеалистические, направлены вовне.
Формы выражения: социальный заказ, устав ОУ, миссия учреждения - модифицированный под микросоциум социальный заказ.
2) Оперативные (что мы будем делать, чтобы выйти на этот уровень?) - действительные, направлены вовнутрь.
Формы выра¬жения: концепция, планы работы ОУ, кафедры и т. п.
3) Операционные (как?) - детальные, диагностичные, реаль¬ные, направлены вниз.
Формы выражения: конкретные мероприятия

(В сообщении заместителя директора по УВР было бы уместным обратить внимание на ошибки при осуществлении целеполагания, которые наиболее часто встречаются, - не¬полно описываются средства достижения цели, отсутствует указание на исполнителя, то есть нет четкой адресности).

Свойства цели:
• полнота описания цели;
• реальность (достигается через технологию ресурсного анализа);
• диагностичность;
• мотивированность цели;
• цели выполняют организующую функцию.

Правила построения целей:
1)общая генеральная цель не складывается из частных целей, а распадается на частные цели (или подцели);
2) каждая цель высшего уровня достигается посредством дос¬тижения частных подцелей, на которые она распадается;
3) необходимо концентрировать внимание не на многих, а на самых важных целях;
4) необходимо обсуждать цели, вырабатывать их совместно всем коллективом;
5) мало сформулировать цель, необходимо убедить членов кол¬лектива в необходимости её достижения;
6) цели должны конкретизироваться в мероприятиях, в которых они соизмеряются с возможностями коллектива;
7) необходимо избегать конфликтности целей различного уровня; 8)определение предполагаемых результатов в процессе форму¬лирования целей;
9) необходимо мобилизовать поддержку коллектива в достиже¬нии цели;
10) успех достижения целей базируется скорее на индивиду¬альных изменениях, нежели на изменениях всей организации;
11) основные цели должны быть направлены на развитие сис¬темы, сориентированы на новые действия7.

Этапы целеполагания:

1) Выявить потребности и интересы всех субъектов образова¬тельного процесса.
2) Проблемные зоны нашего ОУ (противоречие между сегодня и вчера нашего ОУ, желаемыми результатами).
3) Выбор проблем и их ранжирование (ресурсный анализ № 1 -что мы имеем, что мы можем для решения этих проблем).
4) Формулирование цели 2-го уровня.
5) Уточнение цели (ресурсный анализ № 2 - что сделать для того, чтобы..., подготовка программы действия).

На этом этапе теоретического семинара ведущий может предложить рассмотреть процесс формулирования целей различного уровня на примере работы собственного ОУ, методического объединения, кафедры.

Цели


Органи¬зационные

Кадровые

Научно-
методические
Материально-
технические
Мотивационные
Нормативно-
правовые
Фи¬нансовые

Этапы планирования:
1. Формирование целей 2-го уровня.
2. Генерация вариантов целей (альтернативное планирование).
3. Выбор оптимального варианта (ресурсный анализ № 1).
4. Проведение ресурсного анализа № 2.
5. Коррекция планов (вернуться к предыдущему этапу(ам).
6. Скоординировать план по срокам реализации, определить от¬ветственных, определить объем финансирования, структурировать план по форме (проблемно-целевое, сетевое планирование, графи¬ческое планирование, текстовое планирование).
6 Перед разъяснением правил целеполагания необходимо обратить внимание на струк¬туру цели: предмет совершенствования - средство совершенствования результат и струк¬туру задачи: предмет совершенствования - средство - результат способы достижения результата.
8 (Для более эффективного решения этой задачи рекомендуется использовать интерак¬тивные методы, например, работа в малых группах - «аргуметированное мнение», опи¬рающееся на процедуру ранжирования проблем по степени их значимости для ОУ и воз¬можности их решения собственными усилиями).
7. Определить контрольные мероприятия (основой является система целей - реализованы, частично реализованы, не решены вовсе).

Вопросы к группам педагогов:
• Назовите этап планирования, который, на ваш взгляд, наибо¬лее часто «западает». Определите его степень значимости и влия¬ния на процесс достижения целей в целом.
• В чём вы видите варианты изменения своей деятельности (на этапе целеполагания и планирования) после проведения этого тео¬ретического семинара? Приведите не менее двух примеров измене¬ний, если они планируются, аргументируйте свой отказ от приня¬тия рекомендаций ведущих теоретический семинар.

Категория: Мастер-класс | Добавил: Вера (2010-02-10) | Автор: Фадеева Вера E
Просмотров: 6798 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 11:28 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru