Применение современных технических средств на уроках казахского языка и литературы – путь учителя к успеху Тусупова Разия Ахмедиевна учитель казахского языка и литературы СОШ № 85 г.Караганды В эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым занимаешься, постоянно совершенствоваться в каких-то новых областях. Научный и социальный прогресс быстро, кардинально изменяет условия труда и содержание деятельности учителя. Быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения целого арсенала образовательных технологий. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в учительском деле. По В.П. Беспалько и И.П.Волкову педагогическая технология-это содержательная техника реализации учебного процесса, приводящая к достижению планируемых результатов обучения. Много внимания уделяю инновационным образовательным технологиям, понимая, что - это нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Для меня объектами инновации являются следующие проблемы: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности; как увеличить объем материала, изучаемого на уроке; как ускорить темпы обучения; как устранить потери времени, а следовательно, повысить качество знаний учащихся. На решение этих проблем, по моему мнению, более нацелена информационно-коммуникационная технология, основанная на применении средств информатизации и массовой коммуникации (кино, радио, телевидение, фотография). Информационно-коммуникационная технология оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность к которой относится обучение. С использованием информационно- коммуникационных технологий в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда учителей и учащихся, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. Интерактивная доска представляет возможность реализации любых педагогических приёмов и имеет простой индуктивно понятный интерфейс, а библиотека цифровых образовательных ресурсов хорошо структурирована. Что даёт интерактивная доска в совокупности с персональным компьютером? Интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность и новый уровень производительности. Интерактив - это поочередное взаимодействие учителя, ученика и электронного образовательного ресурса. Каждое действие, реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками образовательного действия. Мультимедиа – это представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. Коммуникативность – это возможность общения участников образовательного процесса, оперативность такого диалога, контроль за состоянием процесса. Моделинг – имитационное моделирование реальных объектов, процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром, т.е. тренинг поведения, моделирование действий человека. Производительность – характеристика – прерогатива персонального компьютера. Но при работе с коллективом учащихся, именно интерактивная доска позволяет повысить производительность процесса обучения, помогая учителю, не тратить временной ресурс занятия на индивидуальную работу с учеником, а проводить работу со всем классом в целом, что экономит время, а следовательно - повышает производительность обучения. Интерактивная доска реализует принцип наглядности. Позволяет учителю объединить обычную школьную доску и экран для отображения различной информации. Необычная доска, подключенная к компьютеру и проектору, позволяет показывать видео, слайды, схемы, графики, наносить маркером надписи и пометки, исправлять тексты и т.д. Интерактивная доска с её демонстрационно-наглядно-интерактивными возможностями одно из средств поддержания и удержания интереса учащихся к предмету. Использование в учебе электронных интерактивных досок обеспечивает успешное заполнение учащимися информации и её воспроизведение следующими способами: 1) уроки запоминаются лучше благодаря вовлеченности детей в образовательный процесс (не надо судорожно записывать услышанное); 2) записанные комментарии могут быть распечатаны или отправлены по электронной почте (у учащихся появляются дидактические материалы, необходимые для воспроизведения пройденного). Можно выделить три основных приёма использования интерактивной доски на уроке: 1. Управление компьютером стоя у доски, не используя клавиатуру и мышь. Этот приём используется на организационных моментах урока, при работе с файловой системой компьютера. 2. Совмещение использования слайдов, текстов, изображений с рукописным видом деятельности. Сюда можно отнести такие виды деятельности, как вставка в предложение слов, словосочетаний по смыслу, заполнение таблиц, подписывание картин, рисунков, схем. Причём всё можно сохранить, просмотреть позже и распечатать. 3. Работа с программным обеспечением доски. Можно создать объект, работать с ним, копировать, вставлять, вырезать, удалять, перемещать по клеточному полю, действия с объектами можно отменять или возвращать. Обучение с помощью интерактивных досок мало чем отличается от привычных методов обучения. Просто любое занятие должно иметь чёткий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Основные преимущества работы с интерактивной доской. 1.Совместима с программами для всех лет обучения и всех школьных дисциплин. 2.Повышает мотивацию учебной деятельности учащихся. 3.Даёт возможность увеличения объёма учебного материала. 4.Создаёт высокий темп обучения. 5.Вызывает интерес к предмету при умелом использовании ресурсов и технических возможностей доски. 6.Высвобождается время. 7.Удобна при работе с большой аудиторией. 8.Даёт возможность сохранять уроки, дополнять их; улучшает способ подачи учебного материала. 9.Успешно применяются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный методы обучения. 10.При исследовательско – поисковом методе возможно активное применение ресурсов Интернет. Интернет предоставляет много возможностей для повышения качества преподавания и создания стимулов к обучению. Однако учителю нужно быть осторожным: бесцельное скитание по обширным ресурсам Сети не имеет никакой образовательной ценности. Необходимо планировать, искать продуктивные способы применения Интернет. Большая часть материала, доступного через Интернет, не вызывает доверия, беспорядочно организована. Поэтому необходимо планирование. 11.Появляется возможность выхода за рамки школьной программы. 12.На доске можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. 13.Отказ от мела и фломастера делает учебный процесс комфортнее. 14.Можно использовать в качестве релаксационного инструмента с помощью коллекции программ. 15.Стимулирует профессиональный рост учителя. В нашем образовательном учреждении система подготовки учителей к работе с интерактивным и проекционным оборудованием получила большой отклик у коллег. Обсуждались вопросы, касающиеся общих методик работы с доской, демонстрировались технические возможности мультимедийного оборудования, демонстрировались практические навыки работы с доской, методические находки, учитывающие специфику и особенности школьных предметов. Не стоит забывать, что мультимедийное оборудование всего лишь один из инструментов в учебно-воспитательном процессе и использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, так как каждый предмет имеет свою специфику. Правильным будет разумное сочетание всего инструментария учебно-воспитательного процесса. Школьный урок – это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает благодаря личности учителя, его профессиональному мастерству, а также методическому уровню и техническому оснащению занятия. Творческое и глубоко продуманное использование интерактивных образовательных систем создаёт прекрасные развивающие возможности как для детей, так и для самих учителей, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках. Я всегда с особой гордостью говорю о наших талантливых ребятах, с которыми мы связываем надежды на лучшее будущее страны. Стараюсь сделать все возможное, чтобы их бесценный дар был направлен в созидательное русло. Использованная литература: 1. Алёхина И.В. Интексификация и активизация обучения. 2. Андреев В.А. Реализация творческого, развивающего характера обучения. 3. Габай Т.В. Гуманизация учебного процесса. 4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва Издательский центр «Академия» 2005г. 5. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. Москва «Экспедитор» 1996г.
|