Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

"Восприятие прекрасного через призму музыки и природы"
Открытое занятие в 11 классе
«Восприятие прекрасного через призму музыки и природы»
Цель:
• Релаксация с элементами познания.
• Воспитание эстетического отношения к искусству, а через него – ко всему окружающему миру
• Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся через проявление интереса учащихся к музыке, как ценности мировой культуры
• Рассмотреть нравственную категорию красоты, как в природном, так и в общественном значении
• Показать важность классики в современной жизни человека

Сегодня у нас урок необычный. Я хочу вам предоставить возможность немного отвлечься от повседневной суеты и ещё раз прикоснуться к миру прекрасного. Красоте природы и музыки.
А что же мы вкладываем в понятие - красота ?
Вот послушайте, какое толкование этому слову дает Сергей Иванович Ожегов. "Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".
Красота - это нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость, удовлетворение, восторг или утешение, в общем, то, что положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство, красота Человека, его духовная, внутренняя красота, которая выражена в поступках, деяниях, в подвигах во имя общего блага, во имя добра и той же Красоты. Это Красота наших чувств, мыслей, переживаний, порой постижимых не умом, но сердцем. Мы же говорим фразу «Красивая музыка» , а как она красива, мы её не видим, но мы слышим её и она вызывает у нас чувство радости, наслаждения
Ясно одно: в чем и как бы ни была выражена Красота, она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенней, уверенней... Красота может успокаивать, может придавать силы и даже лечить. Недаром существует арттерапия - терапия Красотой. Древние греки говорили - «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается.
Красотой наполнено всё, Красота вокруг нас, красота в каждом из нас.
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
и красота у каждого своя, один склоняется чтоб полюбоваться каким либо цветком, другой наступит на него даже не заметив. Один любуется первыми листочками на ветке, другой сломает её чтобы хлестнуть бурёнку. Мы не можем видеть всё одинаково, не можем любить одно и то же.
Тест «Желтое лицо» Что вы первое увидели на картинке; желтое лицо, женщину или лампочку?



«Мир вокруг такой большой и дивный, -
Не любить его нельзя, поверь!
Так не будь сердитым иль наивным,
Красоте свою судьбу доверь!
Сколько чуда создано природой,
А она-то знает толк в красе:
В каждой травке, в голубой росе,
В зимнем утре с хмурой непогодой
И дорожной серой полосе!»
(Н.М. Ничинская)
Посмотрите слад-шоу моих фотографий «фильм Красота…»
Можно ли считать что нас окружает красота. Да , конечно, она просто ждет чтобы вы её увидели
А зачем нужна была музыка? Мы конечно же ответим на этот вопрос. А пока коснемся истории
Музыка - это древнейшее искусство. Она не ограничена ничем, кроме фантазии композитора. С ее помощью люди многие века грустят, радуются, задумываются о чем-то, отдыхают, танцуют. Для чего же человечеству нужен такой загадочный мир как музыка?
Музыка зародилась многие века назад на Африканском континенте. Историки считают, что самыми первыми музыкальными инструментами были примитивные ударные, а вслед за ними появился прототип современной флейты. Но еще задолго до этого древние люди извлекали различные звуки при помощи тростника, рогов убитых животных, камней, костей и прочих материалов.

По мере эволюционного развития общества прогрессировала и музыка. Появлялись новые инструменты, музыкальные жанры, направления и стили. Была разработана нотная азбука. Все это произошло за счет огромной любви человека к ритму и мелодии.

Многие современные люди не представляют свою жизнь без музыки. Для них она является неизменной любовью. Композиторы, музыканты, дирижеры, диджеи, звукорежиссеры, певцы, танцоры избрали музыкальное искусство в качестве своего основного направления деятельности, приносящего доход и моральное удовлетворение.

Кто-то посещает концерты, клубы, вечеринки, чтобы расслабиться, послушать любимую музыку и потанцевать. А некоторые личности не расстаются с плеером и слушают любимые песни везде: в транспорте, дома, на прогулке. Современная музыка хороша тем, что в ее изобилии стилей любой человек сможет найти именно тот, который будет созвучен его душе. Причем, совсем не обязательно быть поклонником ограниченного числа музыкальных направлений. Можно быть меломаном, ведь музыка уникальна своей многогранностью.

Красивые мелодии, классическая музыка, звуки природы прекрасно способствуют релаксации и снятию стресса. Патриотические песни, гимны, марши вселяют в людей веру в светлое будущее. Саундтреки из детских мультфильмов настраивают на позитив, дарят радость. Так проявляется воздействие музыки на человеческую психику.

Таким образом, музыка нужна людям для души и повышения чувственности.
Так зачем же в слайд-шоу была музыка. Она была призвана усилить ваше восприятие.
Многообразие и пестрота всего, что звучит в современном мире, - лучшее доказательство того, что музыка сегодня - явление не только всеобъемлющее, но и многоцелевое. Некоторые виды музыки нужны нам «для дела», например при проведении праздничного вечера или спортивного мероприятия. Некоторые составляют фон, необходимый для совершения ежедневных дел. Нередко человек включает радио или телевизор, занимаясь домашней уборкой или другими повседневными делами.
Иногда требуется музыка «под настроение», а иногда мы ищем какую-то определённую музыку - хотя бы просто потому, что она есть у других. Мы «обмениваемся» музыкой, как новостями, следим за её развитием и обновлением. Пожалуй, ни один из видов искусства сегодня не востребован так интенсивно, как музыка.
Мы замечаем, что многие виды современной музыки подвержены стремительному старению: порой мы с негодованием отвергаем композицию, например, трёхлетней давности как безнадёжное «старьё» - подобно тому, как мы выбрасываем старую, вышедшую из моды одежду. Ещё более радикально (радикальный - затрагивающий самые основы; глубокий, решительный, коренной) выглядит рейтинг популярности эстрадной музыки, проводимый на телевидении и радио: он стремительно меняется каждую неделю, так что иной раз какая-либо песня за короткое время из лидеров хит-парада оказывается в самом конце списка или даже за его пределами.
Классическая музыка… Это словосочетание каждый понимает по-своему. Для одних – это легкие, воздушные мелодии Моцарта, для других – кантаты и оратории Баха. Кто-то сразу же вспоминает веселые вальсы Штрауса и зажигательные польки Шопена, а кто-то неистовые симфонии Шостаковича. Так кто же прав? Если совсем быть точным, то не все произведения которые мы называем классикой, таковыми являются. "классический период" в музыке продолжался примерно сто лет, с 1700 года по 1800-й

Слово «классика» происходит от латинского classicus, что значит образцовый. Если мы обратимся к компетентным источникам, например, в Музыкальную энциклопедию, то найдем там несколько определений классической музыки. Помимо общеизвестного и несколько примитивного определения «серьезная музыка» мы узнаем, что это:
- образцовые музыкальные произведения выдающихся композиторов прошлых лет, выдержавшие испытание временем;
- музыкальные произведения, написанные в определенный исторический период в искусстве (от Барокко до Модернизма);
- музыкальные произведения, написанные по определенным правилам и канонам с соблюдением необходимых пропорций и предназначенные для исполнения симфоническим оркестром, ансамблем или солистами.

А при чем здесь красота природы скажете вы. Да при том что именно в период классицизма, впервые, так великолепно, красоту природных явлений описал музыкой , великий композитор Антонио Вивальди
Презентация с музыкой Вивальди «Времена года»
Антонио Вивальди — педагог, дирижёр, священник, при жизни получил широкое признание во всей Европе. Автор 90 опер. Его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года» Произведения «Времена года» было создано в 1723 году
Весна
• Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. (послушаем и сравним с описанием этого произведения)
Лето
• В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

• Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра. (послушаем и сравним с описанием этого произведения)
Осень
• Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утором на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
• Но чаще погибает, наконец.

• Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя. (послушаем и сравним с описанием этого произведения)
Зима
• Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.
• Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первый знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года. (послушаем и сравним с описанием этого произведения)
А сейчас я хочу предложить вам концерт Вивальди «Лето», но уже в современной обработке «Гроза» и «Шторм»
Ванесса Мэй - Ванесса-Мэй (англ. Vanessa-Mae, род. 27 октября 1978) — всемирно известная скрипачка, композитор. Известна в основном благодаря техно-обработкам классических композиций. Стиль исполнения: «violin techno-acoustic fusion» (техно-акустическое слияние), или эстрадная скрипка.

Разминка. Немного подвигаемся. Игра с шарами под 3 варианта музыки «Шар голубой» Как обработка музыки влияет на наше восприятие её. Понятие «В современной обработке»
Варианты исполнения (перуанской) музыки «Полет кондора» в исполнении оркестра под управлением Поля Мориа и Джеймса Ласта.
А теперь давайте перенесёмся в эпоху романтизма в классической музыке. Конец 18 века. Яркими представителями этого периода были: Людвиг Ван Бетховен- родоначальник новой эпохи – эпохи Романтизма. Классическая музыка этой эпохи более пылкая, глубокая, эмоционально выразительная и индивидуальная. Она направлена вглубь человеческой души, показывая глубину и богатство внутреннего мира. В этот период творили такие выдающиеся композиторы как Ф. Шопен, И. Штраус, Ф. Лист, П.И. Чайковский и многие другие. Кстати в своё время их творения небыли сразу признаны и считались вульгарными и тд. Разницу в музыке в период классицизма и романтизма можно примерно объяснить так:
Сценка «Знакомство» Если человека представляют девушке и он говорит ей: "Здравствуйте,….., я очень рад познакомиться с вами", – значит, он "классик" – он вежлив, обходителен, он подчиняется правилам этикета.
Но если он воскликнул: "Здравствуйте, ….., какие у вас, прекрасные глаза, я люблю вас!" – значит, он романтик. Он высказывает свои чувства открыто, не стесняясь.
Я хочу предложить вам произведение Иогана Штрауса. Он известен своими вальсами:
«Венский вальс» «Сказки венского леса»
А сколько классической музыки , мы слышали в мультфильмах?
Чаще завороженные сюжетом даже не замечали что звучит классическая музыка. Это происходит потому что она очень точно отражает действия, эмоции сюжета.
Презентация «Классическая музыка в мультфильмах»
Тест Выбери картинку по вкусу (психологический тест на характер личности)
ФОТОРОБОТ класса в одном лице. (у кого самые красивые глаза, губы, овал лица и тд?) (работа в фотошопе, сборный портрет предоставляется на обозрение на следующем занятии)
1. Овал лица
2. Глаза
3. Нос
4. Губы
5. Волосы

Источник: http://авторский материал
Категория: Мастер-класс | Добавил: Urash_Irina (2015-01-10) | Автор: Юрашев Сергей Федорович E
Просмотров: 1178 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 10:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru