Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Автоматизация и дифференциация звуков «Р» и « Рь».
Логопед ГККП я-с « Айголек»
Хабибулина Ю. М.
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе.

Тақырыбы: Автоматизация и дифференциация звуков «Р» и « Рь».

Міндеті:

Образовательные:

1. Повторение и закрепление артикуляции звуков Р и Рь;
2. Формирование практических умений и навыков пользования (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
3. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей.

Коррекционно-¬развивающие:
1. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, чистоговорках и стихах;

2. Развитие фонематического слуха и восприятия;
3. Развитие диалогической речи на основе общения с логопедом в процессе работы;

4. Развитие зрительного внимания и восприятия.
5. Развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением; гимнастика (10)
6. Развитие лексико-¬грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: сочувствие, готовность прийти на помощь, чувство коллективизма
2. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.
Оборудование: 2 муравья- игрушки, индивидуальные зеркала по количеству детей, салфетки, картинки с изображением жилищ насекомых: муравейник и улей, бумажные цветы, картинки с изображениями предметов, в названии которых есть различные группы звуков, шапочки-маски: муравей, гусеница, бабочка, пчела, кузнечик, Солнышко, их костюмы; избушка, нарисованная радуга.

1. Ұйымдастыру кезең. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришли гости. И мне захотелось сказать им: « Доброе утро!», « Қайырлы таң !»
Дети: Доброе утро! Қайырлы таң!
Логопед: И все захотели подарить гостям и друг другу свои улыбки.
Логопед: Ребята, в вы любите сказки? Хотите попасть в сказку?
Дети: Да.
Логопед: Тогда я вас приглашаю.

2. Тақырып хабарландырулы. Объявление темы.

Логопед: Жили- были два муравья РОК и РИК. И постоянно они спорили: как правильно
Произносятся звуки «Р» или «РЬ» и кто из них важнее и нужнее. Спорили, спорили, так и не пришли к единому мнению, и
решили спросить у солнышка.
А вам интересно, что было дальше?
Сабақ барысы:
Логопед: Давайте вместе с муравьями отправимся к Солнышку за советом. Но, прежде чем обратиться к солнышку, нам нужны будут подвижные и послушные язычки. Что для этого необходимо?
Дети: Сделать гимнастику для языка.
Логопед: Верно. Ребята, напомните мне, какой предмет необходим для гимнастики?
Дети: Зеркальца.
Логопед: Готовы?
( Логопед читает вслух стихи, а дети выполняют артикуляционную гимнастику).

Логопед: Зубы ровно мы смыкаем Логопед все время обращает внима
И «заборчик» получаем. ние на детей.
А сейчас раздвинем губы
И увидим свои зубы
( Артикуляционное упражнение « Заборчик»)
Логопед: Что это у нас был?
Дети: Заборчик.
Логопед: Подражаем мы слону:
Губы хоботом тянем
Даже если мы устанем,
Их тянуть не перестанем.
Будем долго так держать,
Свои губы укреплять.
Логопед: Вот и хоботочек.
( Артикуляционное упражнение « Хоботок»)
Логопед: Тик- так, тик- так,
Ходят часики вот так.
День и ночь они не спят,
Всё стучат, стучат, стучат
Логопед: Как у нас.
( Артикуляционное упражнение « Часики»)
Логопед: Чистим зубы, А это упражнение мы делаем не
Чистим зубы только для развития мышц языка,
И снаружи, но и привыкаем к гигиене зубов.
И внутри.
Не болели,
Не темнели,
Не желтели чтоб они.
( Артикуляционное упражнение « Чистим зубки»)
Логопед: Вверх язык мы поднимаем Он становится гибким,
Потом на зубы опускаем. сильным.
Так качать мы продолжаем…
( Артикуляционное упражнение «Качели»)
Логопед: Мы работаем с утра, Тогда мы будем четко, ясно
Красить потолок пора, произносить все звуки.
Челюсть ниже опусти,
Язык к небу подними.
Поводи вперед – назад –
Наш маляр работе рад.
( Артикуляционное упражнение « Маляр»)

Логопед: Молодцы, дети! Жарайсыңдар, балалар! Теперь ваши язычки готовы говорить правильно и красиво.
Логопед: Я думаю, что самое время отправится к солнышку.Встанем в круг, возьмемся за руки и отправимся к солнышку. А быстрее к солнышку мы попадем, если произнесем волшебные слова.
(дети берутся за руки и идут по кругу). Новый опрос:
Глазки закрываются Как вы нашли логопеда
Реснички опускаются
1, 2, 3, 4, 5 Рекомендация
Солнышко идем искать! знакомых
(звучит мелодия)
Логопед: Ребята, посмотрите, мы попали на лесную поляну. А цветов то сколько! Смотрите, а этот какой- то особенный. А вы знаете как его называют?
Дети: Колокольчик.
Логопед: Верно, ветерок на него подует- он зазвенит и лес просыпается. Дети, давайте подуем на него словно ветерок. Только, вспомним как нужно дуть правильно. Набираем глубоко носом воздух и выдыхаем - дуем на колокольчик. звуки красиво и правильно. Творческая мастерская конспект конспект
Логопед: Как весело зазвенел колокольчик!
Навстречу идет муравей.
Логопед: Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Муравей.
Логопед: А воспитанные дети здороваются.
Дети: Здравствуй, муравей!
Муравей: Здравствуйте дети!
Логопед: Может быть муравей знает путь к солнышку? Давайте спросим у него.
Дети: Муравей, мы идем к солнышку. Покажи нам дорогу к нему.
Муравей: А вы отгадайте загадку.
Как называется мой дом?
Дети: Муравейник.
Муравей грустно: Верно.
Логопед: Муравей, а почему ты такой грустный?
Муравей: Да, потому, что у меня нет своего дома.
Логопед: Не расстраивайся, ребята помогут тебе и будет тебя свой дом. Правда ребята?
Дети: Поможем.
Логопед: Но, твой муравейник будет необычный. Не из соломинок и веточек, а из картинок в названии, которых есть звуки «Р» и «Рь».
Логопед: Пожалуйста, приступим к работе, но помним, что нам нужны только те картинки в которых есть звуки «Р» и « Рь».
( Мольберт с изображением муравейника)
Дети выполняют задание логопеда, четко проговаривая слова и звуки.
Логопед: Муравей, понравился дом, который построили ребята для тебя?
Муравей: Спасибо, ребята! Очень необычный муравейник. Теперь у меня есть свой дом! Я сам не знаю, где солнышко живет, идите к гусенице. Она знает.
Логопед: Ребята, попрощаемся с муравьем?
Дети: До свидания, муравей!
Муравей: До свидания, дети! Приходите, буду рад видеть вас.
( Дети шагают под музыку по залу и увидели гусеницу).
Гусеница: По листочку я ползу
И грызу его, грызу.
Ну, какой же это вред?
Просто завтрак и обед!
Логопед и дети: Здравствуй, гусеница!
Гусеница: Здравствуйте! Зачем пожаловали?
Логопед: Давайте спросим у гусеницы, где живет солнышко.
Дети: Гусеница, не подскажешь, где солнышко живет?
Гусеница: Поиграйте со мной в игру: « Скажи наоборот» тогда подскажу.
Логопед: Поиграем, ребята, с гусеницей?
Дети: Поиграем!
Логопед: Хорошо, я буду говорить слова, а вы говорить наоборот. Начнем!

Плохой- хороший Работа со словами- антонимами.
Злой- добрый
Вниз- вверх
Влево- вправо
Белый- черный
Узкий- широкий
Сухой- мокрый
Тихо- громко
Медленно- быстро
Длинный- короткий
Полезно- вредно
Логопед: Гусеница, а мы еще про тебя знаем пальчиковую игру, которая так и называется: « Гусеница».
Логопед: Дети, покажем гусенице?
Дети: Да.

Саусақ жаттығулары.

Дети и логопед:
Этот странный дом без окон

(Дети складывают руки домиком над головой).

У людей зовется «Кокон».

(Обхватывают ладонями локти).

Свив на ветке этот дом,

(Делают вращательные движения указательным пальцем).

Дремлет гусеница в нем.

(Соединяют указательный и большой пальцы).

Спит без просыпа всю зиму.
(Кладут сложенные ладони под щеку).

Но зима промчалась мимо
¬(Сгибают руки в локтях и попеременно поднимают ладони вверх вниз).

Март, апрель, капель, весна…
(Сжимают руки в кулаки и по очереди разжимают пальцы, начиная с мизинца).

Просыпайся, от сна!

Логопед: Гусеница, развеселили тебя ребята?
Гусеница: Да, очень было весело. Вот только я не знаю, где живет солнышко. Идите к бабочке- она вам скажет.
Логопед: А может ты с нами пойдешь?
Гусеница: Нет, Я лучше здесь , на солнышке погреюсь, да листочками подкреплюсь.
Логопед: Как знаешь. А мы пошли дальше с ребятами солнышко искать. До свидания, гусеница!
Гусеница: До свидания, ребята!
( Дети шагают под музыку по залу и увидели кружащуюся бабочку).
Логопед: Здравствуй, бабочка!
Бабочка: Здравствуйте, дети!
Логопед: ребята, спросим у бабочки, где солнышко живет.
Дети: Бабочка, где живет солнышко?
Бабочка: Отгадайте мои загадки- скажу.
Логопед: Загадывай, у нас дети все загадки отгадают.
Бабочка:
Целый день он спать не прочь
Но едва наступит ночь
Запоет его смычек
Музыканта звать … /сверчок/
Бабочка: Молодцы, правильно отгадали.
Логопед: Сверррчок. Ребята, где находится звук «Р» в этом слове?
( Дети определяют)
Логопед: Бабочка, у тебя еще есть загадка для ребят?
Бабочка:

На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза
Кто же это … /стрекоза/
Бабочка: Конечно же стрекоза!
Логопед: Дети, а в слове стрекоза где находится звук «Р»?
( Дети определяют).
Логопед: Бабочка, вес ребята отгадали загадки или у тебя еще есть? Тогда загадывай!
Бабочка:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит:
Случай не упустит:
Сядет и укусит? /КОМАР/
Бабочка: Правильно ребята! Молодцы!
Логопед: Ребята, а в слове комар где находится звук «Р»?
( Дети определяют)
Логопед: Ребята, а сверчок, комар, стрекоза – одним словом называются …. /НАСЕКОМЫЕ/
Логопед: Верно.
Логопед: Бабочка, ребята все загадки твои отгадали, покажи нам путь к солнышку.
Бабочка: Вам надо идти в ту сторону. Там пчела. Она точно знает, где солнышко живет.
Логопед: Спасибо, бабочка. Дети, попрощаемся с бабочкой?
Дети: До свидания, бабочка!
Бабочка: До свидания!
На опушке леса увидели они удивительный дом. ( Показать изображение улья)
Логопед: Ребята, может здесь живет солнышко?
На опушке — дом другой.
В нем живет пчелиный рой.
Этот дом всегда гудит,
Будто сам к цветку летит.
Логопед: Ребята, кто в этом домике живет?
Дети: Пчелы!
Логопед: Как называется пчелиный дом?
Дети: Улей.
Логопед: Верно, дом этот называется улей.
(произносят слово вместе)
( Вылетела пчела из улья)
Логопед: Здравствуй, пчела!
Пчела: Здравствуйте, ребята!
Логопед: Ребята, может пчела нам покажет дорогу к солнцу. Давайте у нее спросим.
А пчела и говорит: « Помогите мне друзей сосчитать, подскажу куда идти ».
Логопед: У нас дети все умеют делать. Правда, ребята? Посчитаем пчелке ее друзей?
Дети: Посчитаем.
( Пчелка держит картинки с пчелками, а дети считают).

1. КОМАР — …./7 штук/
2. БОЖЬЯ КОРОВКА ¬… /5 шт./
Логопед: Пчелка, ребята посчитали всех твоих друзей. Скажи, нам, где солнышко живет?
Пчелка: Спасибо, вам, ребята! Идите прямо, а там увидите кузнечика. Он вам и покажет, где солнышко живет.
Дети: Спасибо, пчелка. До свидания!

/Дети идут под музыку/
¬
Увидели кузнечика, сидящего в траве.
Дети: Кузнечик, может ты знаешь где солнышко живет?
Кузнечик: Поиграйте со мной, подскажу, где солнышко живет.
Логопед: С удовольствием поиграем с тобой! И ты, кузнечик присоединяйся к нам.А игра называется: « Лови - не зевай, правильно отвечай». И в этой игре нам нужен будет мяч.

Логопед: Я бросаю вам мяч по очереди и задаю вопрос, возвращая мяч, вы даете полный ответ.
- Чем рубят дрова? ( Дрова рубят топором)
- Где растут помидоры, огурцы?
- Чем мы пишем?
-Чем мы раскрашиваем картинки?
- Какие птицы остаются зимовать?
- Груша это фрукт или овощ?
- Кто очень любит морковку?
Логопед: Кузнечик, посмотри, какие у нас умные дети. На все вопросы ответили и сами построили предложения.
Кузнечик: Да, весело поиграли. Хорошо, скажу вам, где солнышко живет.
На зеленом лугу
Увидите радугу¬- дугу,
Дивные воротца,
Там избушка солнца!
Дети: Спасибо, тебе, кузнечик!
Логопед: Дети, посмотрите! Что это?
Дети: Избушка!
Логопед: Верно, и там кто- то живет. Может быть солнышко, только оно спит. Давайте споем солнышку веселую песню, оно и проснется.
( дети и логопед запели):
Тарара, тара¬ра
Очень рада детвора¬
Чудный домик у двора
Солнышку кричим: «Ура!»

Выходит солнышко из своей избушки.
Дети: Здравствуй, солнышко! Скажи как правильно звук произносить Р или РЬ?

Отвечает солнышко: Ребята, вы по дороге ко мне столько сделали заданий, что уже и сами научились их правильно произносить. Они оба нужны и важны, чтобы говорить слова правильно. А вы - молодцы, потому что умеете произносить правильно оба эти звука!
Логопед: Солнышко, и ребята хотят продемонстрировать тебе, как они четко и ясно произносят эти звуки. Вы действительно потрудились, помогли насекомым справиться с заданиями. И в знак благодарности примите от меня небольшие подарки.
Логопед: Ребята, а нам с вами пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг и произнесем волшебные слова.
Глазки закрываются
Реснички опускаются
1, 2, 3, 4, 5
В детский сад идем опять!

Ребята, вот мы с вами и вернулись из путешествия.
¬ Вам понравилось путешествовать?
¬ Чем вам запомнилось путешествие?
/дети прощаются с гостями/
Категория: Мастер-класс | Добавил: rushabib82kz (2015-02-04) | Автор: Хабибулина Юлия Михайловна E
Просмотров: 774 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru