Тема: Развертки геометрических тел. Цель: (учителя) Формирование новых знаний и понятий, формирование умений изготовления геометрических тел из разверток; развитие пространственных представлений; воспитание культуры труда. (ученика) Понимание термина «развертка геометрического тела», процесса получения разверток; усвоение правил изготовления модели геометрического тела из развертки, выработка навыков аккуратной работы при склеивании развертки. Тип урока: урок изучения нового материала. Методы: частично-поисковый Ожидаемый продукт: Самостоятельно изготовленные модели геометрических тел.рабочая тетрадь Оборудование: Интерактивная доска ,готовые коробочки ,чертежные принадлежности, клей, ножницы, А3 На слаиде: тема урока, цель урока для учащихся (в начале урока закрыты), инструкционная карта, критерии оценок, домашнее задание с творческим заданием, фильм-ролик об Астане. ХОД УРОКА I. Организационная часть. 1 .Проверка готовности учащихся к уроку, нацеливание на учебную деятельность. 2.Связь с предыдущими уроками. П. Актуализация знаний. Учитель: Ребята, посмотрите на разнообразные хорошо вам известные предметы, представленные на нашей выставке. Узнаете ли вы среди них геометрические тела? (Да). Покажите и назовите их. (Ученик называет по очереди предметы и дает определение: шар, призма, параллелепипед, цилиндр, пирамида). Выберете из этих предметов многогранники и назовите их элементы. (Призма, параллелепипед, пирамида. Элементы - грани, ребра, вершины). II. Формирование новых знаний и понятий. Учитель: Предметы, которые вы видите, выполнены из разного материала-картона, бумаги, жести, кожи, а также различно их назначение и применение. Внимательно посмотрите, подумайте, не найдете ли вы в них общих характеристик материала, похожи ли они процессом изготовления? (Все предметы изготовлены из материалов маленькой толщины и получены путем сгибания, сворачивания). Мыслительные операции: анализ, выявление общих признаков, формулирование вывода. Как бы вы изготовили вот этот футляр для зубной пасты? (Ученики анализируют и приходят к выводу: 1. путем вычерчивания по размерам; 2. использования путем разворота образца как выкройку, которую надо вырезать из картона и затем ее согнуть). Выкройки вы изготавливали на уроках трудового обучения для пошива одежды, изготовления совков из жести, так же изготавливаются различные упаковки. Но в технике выкройки называются несколько иначе, по процессу их получения. Как бы вы их назвали? (Развертки). Вот мы и определили тему сегодняшнего урока. Запишите ее в тетрадь. (Открывается тема урока на доске). Попробуйте теперь определить для себя цель урока. (Отвечают несколько учащихся. Затем открывается цель урока на доске). А как вы сделаете пирамиду из картона? (Ученик берет пирамиду, разрезает ее вдоль ребер, разворачивает все грани в одну плоскость и получает выкройку для этой пирамиды. Обводит выкройку по контуру на доске). Итак, ребята, из объемного пространственного тела мы получили на плоскости (доске, бумаге, картоне, жести и т.д.) что? (Фигуру). Попробуйте теперь дать определение развертке. Что называется разверткой? (Разверткой называется плоская фигура, полученная в результате совмещения всех граней с плоскостью). Мыслительные операции: формулирование определения. Задание на сообразительность. Узнаете ли вы по разверткам предметы, которые здесь имеются. (Показывается развертка конверта, шара - глобуса. Анализируется процесс изготовления из них предметов, а также образцы разверток геометрических тел). IV. Формирование умений изготовления геометрических тел из разверток. 1 .Инструктаж. Учитель: На партах у вас, ребята, имеется набор разверток геометрических тел и задание для практической работы. Что вам нужно сделать? Посмотрите на инструкционную карту, записанную на доске: 1. Выберите нужную развертку согласно заданным размерам (задается размер ребра многогранника). 2. Перегнуть развертку по линиям сгиба (обращается внимание на изображение линий сгиба - штрихпунктирная линия с двумя точками). 3. Склеить боковую поверхность геометрического тела. 4. Приклеить основание (основания). 5. Проверить размер (правильность выбора). 6. Оценить свою работу. Прежде чем приступить к работе ознакомьтесь с темой урока по учебнику Критерии оценок записаны на доске: «5» - развертка выбрана верно и геометрическое тело выполнено безупречно. «4» - развертка выбрана верно, но есть неточности при склеивании, неаккуратность. «3» - развертка выбрана неточно, но склеена аккуратно. Надеюсь, что свои работы вы оцените объективно, справедливо. 2. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Получение информации из учебника; работа по инструкционной карте. Мыслительные операции: анализ, выбор главного, конкретизация, творческая деятельность. V. Достижения учащихся. Учитель: Все закончили свои задания, оценили правильность и качество. Расскажите о своих действиях и проанализируйте свои достижения - какую и почему поставили оценку. (Учащиеся по очереди показывают полученное геометрическое тело, соответствие заданным размерам, называют оценку и делают замечания своей работе). VI. Учитель: Что делать дома? По дополнительной литературе по теме урока: И.А.Воротников «Занимательное черчение», стр.86-91. А.А.Матвеев «Черчение», стр. И 4-129. Творческое задание - изготовить из бумаги необычный предмет, поделку, используя развертки геометрических тел (демонстрация примеров творческих работ). VII.Окончание урока. 1. Просмотр кино-ролика по теме "Архитектура Астаны сегодня" 2. Сдача учащимися своих работ, приведение в порядок своих рабочих мест.
|