Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
КГУ «Средняя школа №7» акимата г. Усть-Каменогорска Мастер класс на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ» Подготовила учитель математики Адельбаева Г.М. Усть-Каменогорск 2015-2016 Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Главной целью исследовательской работы школьника является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке, а так же в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. В современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание. Работа учителя в этом направлении не должна носить стихийный, бессистемный характер. Только продуманная, логически выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты и наш выпускник будет востребован обществом и конкурентоспособен. Я имею достаточный опыт работы над научными проектами, которым хотелось бы поделиться с вами на сегодняшнем мастер классе. Что бы начать такой вид работы, нужно ознакомиться с диагностическими данными тех детей, с которыми вы планируете работать. Полезным будет проведение с этими детьми дополнительных диагностик: диагностику развития творческого мышления и интеллектуального развития. Диагностики можно скачать из интернета, мы взяли диагностику Г.Девиса) Это поможет выделить тех учащихся, которые способны и склонны к исследовательской деятельности. Слайд 4 Итак, данные диагностик говорят, что для моего ученика характерны: гибкость мышления , оригинальность мышления ,критичность ума, способность генерировать идеи, изобретательность Способность к переносу ранее усвоенных методов познания в новую ситуацию Умение видеть альтернативу решения творческих задач Видение новой функции знакомого объекта Комбинирование и преобразование известных средств для новых решений проблемы Создание оригинальных способов решения при известности других Далее я знакомлю ребенка с различными видами и формами исследовательской деятельности. Это может быть: Информационно- реферативные работы- творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы Проблемно - реферативные работы -творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы, элементы исследовательской работы. Экспериментально – творческие работы- работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические и описательные работы- творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления. При работе над научным проектом необходимо учитывать интересы ребенка к определенным областям и темам по предмету. Ненавязчиво и корректно предложить свои темы для исследования и рассказать о них так, чтобы вызвать у ребенка интерес. Таковой темой была «Исследование алгоритма Евклида». Ребенку было предложено сравнить способ нахождения НОД перечислением делителей, который изучается в курсе математики 5 класса с алгоритмом Евклида, по степени трудоемкости, количеству выполненных вычислительных операций и затраты времени. Итак, вид работы и проблема, которую предстоит исследовать обозначены, далее можно приступить к обучение первому этапу исследования Обучение первому этапу исследования подразумевает обучение методологии исследования. Методологический аппарат исследовательской работы состоит из определения темы, объекта, предмета, цели, задач, новизны, актуальность, гипотезы, методов исследования и области их практического применения. Самое сложное, на мой взгляд - это определение темы проекта. Тема проекта должна быть новой, ранее никем не исследуемой и, конечно же, интересной для самого ученика. Далее, не менее сложная задача, необходимо наполнить тему проекта содержанием, которое должно носить исследовательский характер, что должно отражаться в методологическом аппарате самой работы. Формулировка методологического аппарата так же требует глубоко-осмысленной работы участников исследования.. В ходе всей работы, которая проводится с учеником, я постоянно держу связь с его родителями. Они знают о начале исследовательской работы, о теме и об этапах работы над проектом. Родители моего ученика с большим интересом следят за работой сына, оказывают всестороннее содействие в работе над проектом. Очень важным этапом в организации работы над проектом является обучение ребенка его структуре, которая состоит из работы над теорией и выполнения практической части проекта. Работа с теоретическим материалом включает в себя посещение библиотек с целью изучения литературы по теме проекта, изучение какой то литературы из личной (семейной) библиотеки, из интернета. Учащийся может спросить что то, касающееся темы исследования у других лиц, способных оказать содействие в работе над проектом и, если необходимо, провести эксперимент. Работа над практической частью проекта, в нашем случае, включило проведение многочисленных вычислений, подсчет количества выполненных вычислительных операций и затрату времени. В заключительной части проекта целесообразно продумать способ представления результатов своего исследования на городскую конференцию, отработать формы представления в виде статьи и тезисов, осмыслить возможные рекомендации по практическому применению результатов, т.е. спланировать внедренческий этап исследования, показать результаты проведенного исследования и спланировать работу на будущее. Оформление работы выполняется строго по предъявляемым требованиям, которые ежегодно присылаются в школы. Защита самого проекта: на все выступление отводится не более 5-7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если вы не сумели заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продление только усилит непонимание слушателей. Подготовку выступления лучше всего начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика – залог понимания его аудиторией. Сообщение можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков. Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы. Во второй части, самой большой по объему, вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. Поэтому после краткого изложения содержания глав доклада следует отдельно подчеркнуть, в чем состоит новизна предлагаемой работы. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам. Особое внимание следует обратить на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. После выступления члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Правила при ответах на вопросы: Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе. Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. Везде хороша мера. Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами из текстов, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки. Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого (произносимого), можно избежать монотонности выступления. Подробнее мне хотелось бы остановиться на тех приемах и методах работы, которые я использую при подготовке ребенка к защите проекта. Подготовка идет в несколько этапов: 1. Подготовка текста выступления ( с соблюдением регламента) самим учеником. 2. Составление вместе с учеником плана выступления. Редактирование текста выступления в соответствии с планом. 3. Формулировка ответов на ожидаемые вопросы слушателей. 4. Пробное выступления перед одноклассниками. 5. Пробное выступление перед учащимися данной параллели. 6. Пробное выступление перед членами НОУ. 7. Выступление на школьном туре соревнований научных проектов. 8. Выступления на городском, а затем областном туре соревнований научных проектов. В ходе всей подготовки ведется работа над развитием ораторских качеств ученика. При выступлении ребенок должен быть уверенным в высказываниях, говорить ясно и внятно, делать смысловые ударения на результаты, полученные в ходе исследования и тогда можно рассчитывать на успех. | |
Просмотров: 1041 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|