Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Преподаватель математики 2 категории: Истомина Елена Владимировна. Класс: 6 Тема: Путешествие к островам действительных чисел. Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденным темам. Задачи: повторить знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений; формировать навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, вычислительные навыки, расширение кругозора; воспитание воспитательного интереса к предмету, воспитывать культуру труда, математической речи, активность, самостоятельность, культуру общения. Тип урока: урок обобщения знаний. Метод: частично-поисковый, игровой. Форма: групповая, коллективная, индивидуальная. Оборудование: мультимедийная презентация, листы с текстами заданий. Ход урока: 1. Слайд 1 Орг. момент.(Проверка готовности к уроку, настрой на доброжелательность) 2. Вступительная беседа: Сегодня мы будем повторять то, что изучали раньше. А урок наш будет посвящён правилам действий с удивительными числами. Недаром наши предки относились к ним с особым чувством: одни с недоверием, другие с любопытством. В древней Греции их называли ложными, а в Индии «долгами», в отличие от других чисел – им противоположных – «имуществ». Такое истолкование и привело к недоумению. Было понятно, что сумма двух «долгов» - это «долг», двух «имуществ» - есть «имущество». А вот, что значит найти произведение «долга» и «имущества» - никто не мог объяснить. Несмотря на это, данные числа прочно вошли в нашу жизнь, и с начала 18 века стали широко использоваться не только в математике. Из моего небольшого рассказа вы, конечно, догадались, о каких числах идёт речь. (О положительных и отрицательных). Верно. (Слайд 2)Конечно, тайны математики Не все открыли мы пока, Но вот о числах отрицательных Расскажем все наверняка! А урок наш будет несколько необычным, как и сами числа. Мы будем с вами путешествовать. Слайд 3 Запишите число и тему урока в тетради. (Совместно поставить цели и задачи урока) Слайд 4А в помощь мы возьмем с собой слова известного французского математика Блеза Паскаля «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным!» А что мы еще с вами возьмем с собой в дорогу??? Слайд 5 Давайте ознакомимся с нашим маршрутом и посмотрим на карту. Чтобы попасть на корабль, мы должны приобрести билеты, а поможет нам в этом Минутка устного счета. (на доске примеры в цветочках ) (Слайд 6)Ну вот мы и на корабле, вместе с нашими гостями, Корабль отправляется в дорогу, давайте дружно помашем тем, кто остался на берегу и скажем дружно: «В добрый путь!!!» Слайд 7Первым на пути нам встречается исторический остров. Мы считаем отрицательные числа чем-то естественным, но так было далеко не всегда. На самых ранних ступенях развития люди знали только натуральные числа. Но этими числами нельзя обойтись даже в самых простых случаях жизни... (Слайд 8 )Их изображали разными цветами……(по слайду) (Слайд 9)С середины 12 столетия ученый ЛИ Е предложил более удобное обозначение отрицательных чисел(отрицательные числа перечеркивали черточкой справа на лево) (слайд 10) Древнегреческий математик Диофант в III веке уже знал правило знаков и умел умножать отрицательные числа. Однако и он рассматривал их лишь как временные значения. Слайд 11 по слайду. Слайд 12 В Европе отрицательные числа появились благодаря Леонардо Пизанскому (Фибоначчи), который тоже ввёл их для решения финансовых задач с долгами. В 1202 году он впервые использовал отрицательные числа для подсчёта своих убытков. В XVII веке, с появлением аналитической геометрии, отрицательные числа получили наглядное геометрическое представление на числовой оси. С этого момента наступает их полное равноправие. Слайд 13 Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского ученого Рене Декарта. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел - ввел координатную прямую (1637г.) (повторение координатной прямой) Слайд 14Полная и вполне строгая теория отрицательных чисел была создана только в XIX веке (Уильям Гамильтон и Герман Грассман). Слайд 15 И мы приблизились с вами к Острову сложений. В труде применяем сложение, Сложению – и честь, и почет. К умению прибавим терпение, А сумма успех принесет. Опрос по правилам сложения рациональных чисел. Слайд 16 примеры Слайд 17 На нашем пути встретился Остров вычитаний. Опрос по правилу вычитания рациональных чисел. Слайд 18 примеры Слайд 19 Физминутка. Мы очень много проплыли и теперь немного отдохнем и подумаем, есть ли в человеке положительные и отрицательные качества. Если я называю положительное качество, то вы хлопаете в ладоши, а если отрицательное, то топаете ногами. Доброта, лень, предательство, трудолюбие, жестокость, целеустремленность, усидчивость. Желаю вам, чтобы у вас положительных качеств было больше чем отрицательных. Слайд 20 И мы незаметно добрались к Острову умножений В труде умножение поможет, Чтоб дельной работа была, Стократ трудолюбье умножим – Умножатся наши дела. Опрос по правилам умножения рациональных чисел. Слайд 21 Слайд 22 И следующий на пути Остров делений Опрос по правилам умножения рациональных чисел. Слайд 23(примеры) А что мы заметили ребята в правилах на умножения и деления рациональных чисел?(они одинаковы) А жителям островов умножения и деления нравятся правила в стихотворной форме: Если Надя и Акнур Умножают или делят Два число со знаком минус, Получают, не секрет, Положительный ответ. Даже сказочный Емеля, Чтобы спорились дела, Умножает или делит Разных знаков два числа Получает спора нет, Отрицательный ответ. А еще ребята помните, что при делении 0:а=0, где а не равно нулю, а почему? На 0 делить нельзя! Слайд 24 На нашем пути в школу возник шторм и чтобы его преодолеть, нам нужно выполнить самостоятельную работу (тест). Тест: 1-в: 1. Значение суммы -5,4+(-3,5) равно а) 8,9 б) 1,9 в) -8,9 г)-1,9. 2. Значение суммы 4,6+(-2,2) равно а) 6,8 б) 2,4 в) -2,4 г)-6,8 3. Выполните вычитание -2,6-(-1,4) а) -4 б) -1,2 в) 1,2 г) 4 4. Произведение -4,1 · (-5) равно а) 20,5 б) -23,5 в) 23,5 г)22,5 5. Частное чисел -3,6 : (-1,8) равно а) -0,2 б) 2 в)-0,5 г) 0,5 2-в: 1. Значение суммы -4,4+(-2,5) равно а)6,9 б) 1,9 в) -6,9 г)-1,9. 2. Значение суммы 5,6+(-3,2) равно а) 8,8 б) 2,4 в) -2,4 г)-8,8 3. Выполните вычитание -5,6-(-1,4) а) -7 б) -4,2 в)4,2 г)7 4. Произведение -7,1 · (-5) равно а) 35,5 б) -30,5 в) 30,5 г)35,1 5. Частное чисел -3,8 : (-1,9) равно а) -0,2 б) 2 в)-0,5 г) 0,5 Самопроверка. 1 2 3 4 5 1-в в б б а б 2-в в б б а б Ну вот мы и преодолели шторм и встречаем на своем пути Слайд (25)Остров хорошего настроения. (Слайд 26) Шуточные задачи. • * Как в решете воды принести? ( Воду можно заморозить, на дно положить пакет…) • * Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой) • * У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног? • * Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько) • * 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики? ( 7 дорожек) • * Какая птица выводится из яйца, а сама яиц не несет? (Петух) • * На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока) • * У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? Мы благополучно вернулись в школу, но прежде чем сойти с корабля мы возьмем с собой домашнее задание. Слайд 27 Домашнее задание. Задача, конечно, не слишком простая – Играя учить и учиться играя. Но если отбросить все ваши сомненья, Урок превратится в одно развлечение. Придумать сказку о рациональных числах и нарисовать иллюстрацию. Ну вот мы и спустились на берег родной школы и подведем с вами итоги нашего урока. Итог урока. Мне, как экскурсоводу, было приятно путешествовать вместе с вами. Я хочу каждого из вас похвалить за хорошую работу на уроке. Каждый из вас получит за работу на уроке оценку Пришло время подведения итогов. Я прошу вас высказать свое мнение о нашем путешествии, продолжите фразу: 1. В путешествии я узнал … 2. В путешествии я повторил… 3. В путешествии мне было … Слайд 28 Наше путешествие я хочу закончить словами Анатоля Франца. (по слайду) Слайд 29 Рефлексия: дерево плюсов и минусов. Я прошу вас оценить наш урок знаками чисел. Если вам урок понравился вы вешаете на дерево плюс, если урок не понравился, то минус! Спасибо, ре6бята, за ваши оценки. Самая длинная дорога ребята начинается с первого шага! Делайте же эти шаги в далекий путь математического творчества. И в завершении нашего урока я хочу вам пожелать: К математике способность проявляй, Не ленись, а ежедневно развивай. Умножай, дели, трудись, соображай, С математикой дружить не забывай! Слайд 30 Спасибо за внимание! | |
Просмотров: 1121 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|