Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Мастер - класс «Приемы развития функциональной грамотности учащихся начальной школы» Не мыслям надо учить, а мыслить (И.Кант) Тема «Приемы развитие функциональной грамотности учащихся начальной школы» Цель Познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, математики, способствующих развитию математической грамотности и грамотности чтения; привитию интереса к чтению. Задачи: 1. Показать важность развития читательской и математической грамотности учащихся через задания по функциональной грамотности. 2. Показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках. Результаты обучения Участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения и математике в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике. Ключевые идеи Для успешного формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы, обучение должно быть наполнено новым качеством и содержанием. Функциональная грамотность – это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексия на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Математическая грамотность – это способность человека понимать и заниматься математикой, высказывать хорошо обоснованные суждения относительно роли математики. Ресурсы Слайдовая презентация, раздаточный материал по формированию умений смыслового чтения, по таксономии Блума, приёмы КМ. 1. Психологический настрой Добрый день, уважаемые коллеги! -Распределите на часах время вашей занятости в течение суток. -Какому занятию вы отвели максимальное количество времени? -Какому… минимальное? -Какое время у вас заняла область на самообразование и общение с коллегами? В настоящее время мы имеем возможность чаще встречаться на семинарах, форумах, коучингах, делиться мнениями, что-то узнавать, делать выводы, пробовать применять на практике, обучать по-новому. Такая возможность продиктована нашими потребностями. Требования к современному образованию, её уровню и результатам резко изменились в последние годы. Они стали высокими и конкретными. 2. Понятие функциональной грамотности. Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным. В нашем государстве вопросу функциональной грамотности уделяют большое внимание. Правительством Республики Казахстан был принят Национальный план действия на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников. В школе на современном этапе ученик поставлен в центр учебного процесса. Внимание акцентируется на развитии ученика, формировании его мотивационной сферы и независимого стиля мышления. Для любой страны одной из основных задач является воспитание из молодых людей активных граждан, способных найти работу в мире, где требования на рынке труда постоянно меняются, научить их справляться с обстоятельствами и правильно на них реагировать. В очередном послании глава нашего государства подчеркнул «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни» Проект Государственного стандарта ориентирован на реализацию модели компетентностного образования, упор делается, во-первых, на создание принципиально новой модели образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, нужно создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни». Поэтому я и выбрала тему своего мастер – класса «Приемы развития функциональной грамотности учащихся начальной школы Цель среднего образования заключается в обеспечении развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций. Он должен уметь искать и находить информацию и обучаться на протяжении всей своей жизни. «Лестница успеха» Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной среде. На формирование функциональной грамотности влияет множество социальных факторов и современных общественных тенденций: супертехнологизация производственных и гуманитарных процессов, глобализация процессов развития, профессионализация и систематизация деятельности, формирование рыночных социальных отношений и т.д. Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный казахстанский ученик должен знать и уметь...». Применительно к современному этапу развития Казахстана наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности: языковая грамотность; компьютерная и информационная грамотность, правовая грамотность, гражданская грамотность, финансовая грамотность, экологическая грамотность, профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, связи с общественностью, планирование, новые технологии и т.д.). Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность. Иначе говоря, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов). По формату ЕНТ 2017. В ходе тестирования оцениваются две области функциональной грамотности: грамотность чтения, математическая грамотность. Математическая грамотность. Объект оценивания заданий (Функциональная грамотность, логика, задания на количественное сравнение) Грамотность чтения (Чтение, понимание текста, рефлексия на содержание текста, умение анализировать, сопоставлять и т.д.) 3. Модель таксономии Блума. Одним из эффективных подходов к составлению заданий на развитие функциональной грамотности является использование теоретической модели таксономии Блума В своей книге «Таксономия образовательных целей» Блум выделил шесть уровней познавательной деятельности, а так же классифицировал их в порядке возрастания сложности: знание (механическое запоминание информации - фактов, терминов, процессов и т.п.); понимание (способность объяснить факты, интерпретировать, перефразировать материал); применение (умение использовать знания в новых ситуациях); анализ (способность разделять целое на части для лучшего понимания); синтез (умение комбинировать элементы для создания нового целого); оценка (способность оценивать значение или использование информации на основе определенных стандартов). Разработаны разноуровневые задания на основе таксономии Блума. (уровни понимания текста) 4.Примеры заданий для развития функциональной грамотности чтения Рассмотрим примеры заданий для развития функциональной грамотности чтения Осень в лесу. И. Соколов-Микитов Пришёл сентябрь. После знойного лета, после авгус¬товских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголо¬вые подосиновики; зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых боль¬ших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных поля¬нах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В по¬гожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина. В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стай¬ки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают род¬ные болота длинноногие журавли. - Соотнесите вопросы с уровнями мышления. 5. Приемы критического мышления. Одним из инновационных методов в формировании функциональной грамотности по чтению является критическое мышление. Критическое мышление предполагает использование на уроке 3-хступеней развития мышления: «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной теме; «Осмысление» - ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (Что хочу знать?), и «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной теме. Анализ методической литературы и небольшой опыт работы в школе позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая система приемов и заданий будет способствовать эффективному изучению художественного текста на уроках литературного чтения и формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников. Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. 6. Примеры заданий для развития математической грамотности Главной задачей уроков математики является развитие словесно логического мышления. Математика - это теоретическая наука, в которой естественный способ изложения является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Математический стиль мышления характеризуется следующими особенностями: 1. Умение рассуждать 2. Стремиться находить кратчайший путь решения задачи. Умение мыслить логически, составлять суждение по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Эффективным способом развития мышления является решение учащимися нестандартных логических задач. Известный педагог – математик Д.Пойа говорил: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причём не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ» Рассмотрим примеры заданий для развития математической грамотности. Диаграмма – чертеж, наглядно показывающий соотношение каких либо величин. Диаграммы удобны при отображении статистических данных, для изображения связи между двумя и более величинами. Диаграммы могут быть использованы в качестве одного из средств решения некоторых арифметических и алгебраических задач. Учащиеся получают представление о том, что диаграмма является не только компактной, но и наглядной формой представления количественной информации. Особенно удобно ее использовать в тех случаях, когда ставится цель сравнить между собой данные характеризующие некоторые явления или процессы. Учащиеся знакомятся со столбчатыми диаграммами, а также их разновидностью линейными диаграммами, круговыми диаграммами. Давайте рассмотрим задания 4 класса «Применение диаграмм». Аналогичные задания встречаются в заданиях для учащихся 11 классов. В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму: « Диаграмма показывает, что по сравнению с 1998 годом в 1999- м резко возросло число посетителей городской библиотеки». Вопрос: Считаете ли вы, что журналист сделал правильный выбор на основе данной диаграммы. Обоснуйте свой ответ. Если посмотреть на цифры, то видно, что за год количество посетителей городской библиотеки увеличилось с 507 до 515. Можно ли назвать «резким ростом»? Думаете, что нет. Это и есть правильный ответ. Умение видеть ложь в манипуляциях цифрами – это важный жизненный навык. Рост четырех девочек - На формирование каких навыков и умений направлено решение этой задачи? Задача на сравнение глубины озер. Какие еще задания можно составить? -назовите глубину каждого озера -запишите в порядке возрастания глубины озер -какое самое глубокое -самое мелкое -составь задачи на сравнение глубин озер Таблица помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто. В колонки заносится информация, которую предстоит рассмотреть, сравнить. Для достижения результата на уроках математики необходимо применение различных форм работы: 1. Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. 2. Решение задач различными способами. 3. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу. 4. Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. 5. Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова на столько больше (меньше), по данному плану решения, по выражению. 1. Решение задач с недостающими и избыточными данными. 2. Изменение вопроса задачи. 3. Объяснение готового решения задачи. 4. Использование приема сравнения задач. 5. Запись двух решений - одного правильного другого неправильного. 6. Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием. 7. Закончить решение задачи. 8. Какой вопрос и какое действие лишнее в решении задачи (или восстанови пропущенный вопрос или действие в задаче). 9. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 10. Решение обратных задач. - Рассмотрим пример формирования математической грамотности В ходе выполнения задания учащиеся должны будут взаимодействовать для того, чтобы найти верное решение. Таким образом, у них будут формироваться следующие умения допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения; стремиться к координации; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формой речи. В процессе работы с текстовыми задачами выпускник научится: - анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; - решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1-2 действия); - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи. 7. Рефлексия Моя главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я создаю такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Прослушав мастер класс по функциональной грамотности учащихся, проработав задания их на практике, я думаю, что учителя изменили свой взгляд на работу с текстами и задачами, и научились правильно подбирать тексты и задания, которые будут способствовать развитию ЗУН у учащихся, и которые они смогут использовать и применить на практике, в жизни. Я думаю, что не только учителя начальных классов и филологи должны развивать читательскую грамотность у учащихся, но и остальные коллеги тоже должны развивать в учащихся функциональную грамотность. Ведь основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире. Лестница успеха | |
Просмотров: 7858 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|