Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Исманова Алтынай Тасбулатовна Целиноградский район село Шубар основная школа № 37 Открытый урок в 3 классе по предмету «познание мира» Тема урока: Органы чувств . Роль и значение органов чувств в жизни человека. Тип урока: урок введения «открытия» новых знаний Цели урока: 1) познавательные: - познакомить учащихся с органами чувств; - выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют. - развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, распределять на группы, обобщать, делать выводы; - формировать умение ставить цели, задачи, уметь их удерживать в течении урока; - способствовать развитию творческих способностей учащихся; - формировать коммуникативные умения; - развивать навыки сотрудничества. 3)личностные: - воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету, к познанию самого себя; Оборудование: Учебник «Познание мира 3 класс», компьютерная презентация «Органы чувств»; фонотека различных звуков; материалы для проведения практической работы (открытки, духи, подсолнечное масло, уксус, соленый огурец, мандарин, конфета, лимон ,освежитель воздуха чеснок,рвзличные виды бумаг). Технические средства обучения: интерактивная доска, мультимедийный проектор, Ход урока: 1. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе Учитель: - Добрый день, ребята. Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Я желаю вам удачи. - Работать вы будете в группах. Надеюсь, вы покажите умение работать в группе. Будите выслушивать и уважать чужое мнение, уступать друг другу. Повторение пройденного. Работа с перфокартой.Слайды 2,3,4 6.Тело человека состоит из: а )корня б )побегов в )органов 5.Какая наука изучает строение тела человека: а)биология б )гигиена в )анатомия 4.самые лучшие и верные друзья нашему здоровью: а)солнце б)воздух в )вода 3.Кожа состоит из: а )потовых желез б )костей в )сальных желез 2.Скелет человека состоит из а )черепа,позвоночника б )желудка ,легких в )грудной клетки,костей рук и ног 1.Для того чтобы скелет правильно развивался нужно: а )ежедневно делать зарядку б )кушать много сладостей в )следить за правильной осанкой. Проверка. Слайд 5 2. Актуализация опорных знаний. Мотивирование к учебной деятельности. Слайды 6-7 Учитель: - Настроились? Сегодня я предлагаю вам стать исследователями. Кто такие исследователи? У нас в гостях ученый –исследователь Доктор медицинских наук Зель Карина Витальевна.( эту роль исполняет ученица 4 класса .Она будет рассказывать интересные факты)).А чтобы определить предмет нашего исследования и сформулировать тему урока, я .приглашаю вас на прогулку. Представьте, что вы тихо вошли в лес. Прислушались. Остановились. Провели рукой по стволу дерева. Потом пригляделись и увидели на опушке землянику. Вдохнули её запах и не удержались, съели одну ягодку. А теперь вопрос. - Что узнали о ягодке? ( Ягода красная, сочная, сладкая…) - А что вы можете сказать о стволе дерева? ( Ствол белый, шершавый) - А какие звуки вы могли услышать в лесу? (Пение птиц, шум листьев…) - Какие органы помогли вам узнать это? (глаза, уши, нос…) - Кто знает, как назвать их вместе? (органы чувств) - Сформулируйте тему урока. 3. Постановка темы и цели урока. Слайд 8 Учитель: - Какой же объект нашего исследования? (органы чувств) - У каждой группы есть «лист исследования». Внесите объект исследования. (Учитель прикрепляет табличку на доску) -Сегодня на уроке мы исследуем, какие органы чувств есть у человека и какое значение они имеют для человека. - Поможет нам в этом практическая работа. 4. Практическая работа Задание №1. - Рассмотрите, что изображено на картинке. Ответьте на вопросы анкеты. (Работа в группе) Проверка. (Каждая группа дает ответ на один вопрос) 1. Какие предметы изображены? 2. Какого цвета сирень7 3. Какой цвет у розы? 4. Назовите цвет листьев? 5. Что скажите про цвет фона? Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа мы начнём разговор, дадите ответ на вопрос практической работы Брат с братом через дорожку живут, А друг друга не видят (глаза) (Нам помогли глаза – орган зрения).слайд 9 - Внесите его в «лист исследования» . Учитель прикрепляет на доску. Учитель: - Послушайте сообщение об органе зрения. Орган зрения – глаза – позволяют нам видеть окружающие предметы. Задание №1 Возьмите зеркальце и рассмотрите свой глаз. Какой он формы? (круглой) За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком» Что ещё вы видите? (В глазном яблоке есть белая оболочка,а окрашенная – это радужка.) Какого цвета радужка у Насти? У Андрея? Правильно,глаза бывают разного цвета. Какого? Теперь внимательно приглядитесь к глазу, что ещё вы видите?(зрачок) Глаза-самый совершенный и самый загадочный орган.Это разведчики всего увиденного. Через них мы больше всего узнаём о том,что творится вокруг,и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит через дыры глаз, если подумать, так оно и есть. « Глаза-главный орган зрения. Он похож на фотоаппарат. Если посмотреть в зеркало, мы увидим посередине глаза черный кружок. Это зрачок. Через него как через объектив фотоаппарата проходит свет. Человеческий глаз не видит предмет сразу, он воспринимает световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. Как предмет выглядит на самом деле помогает понять нам мозг. Зрение-это способность воспринимать величину, форму, цвет, размер. Природа заботливо охраняет орган зрения. Брови задерживают пот со лба, ресницы-пыль. Мигая, веки смывают пылинки с глаз. Если возле глаза появится опасность, то веки сами захлопнутся». слайд 10,11 Интересный факт.(Рассказывает ученица 4 класса, выступающая в роли ученого-исследователя) Изучая свойства хрусталика, арабские медики сотни лет назад изобрели увеличительную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы. — Глазами вы видите различные предметы, их форму, величину, окраску. Что еще можно увидеть с помощью органов зрения? Оказывается, мы можем видеть только при наличии света. Послушайте одну историю. Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел достаточное количество продовольствия и воды, но свечей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от света, он ослеп. — Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, надо бережно относиться к глазам. Посмотрите на эти рисунки и попытайтесь выяснить, всегда ли можно верить своим глазам. (Слайд 12,13) Слйд13,14,15 дополнительная информация о зрение у животных Задание №2. Учитель: - Что предлагают выполнить во втором задании? Опыт. У зверушки –на макушке, А у нас –ниже глаз..(уши) Игра «Узнай по голосу» -Завяжем Данилу глаза. Тот на кого я покажу, позовёт его по имени. Данил должен определить, кто его позвал. ( игра) Итак, с помощью какого органа Данил угадывал голоса. Для чего нам нужны уши? (слышать и различать звуки) Какой орган чувств помог? (Уши – орган слуха) Учитель: - Занесите в «лист исследования». Учитель – на доску. Слайд 16) Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, внутреннее ухо.) — Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы. Наружное ухо — ушная раковина. Сама она ничего не слышит, а только улавливает звук. Посреди ушной раковины есть маленькое отверстие, откуда начинается слуховой проход, который заканчивается барабанной перепонкой. Звук передается звуковыми волнами, очень похожими на те, которые мы видим на воде. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на барабанную перепонку, заставляя ее двигаться вперед и назад. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо — внутреннее и далее в мозг. Мозг за долю секунды переводит полученный звуковой сигнал, и вы говорите себе: «Это плачет ребенок», «Это звучит музыка». - Благодаря ушам мы не только слышим звуки, но и поддерживаем равновесие тела. Расположенные в глубине ушей особые клетки постоянно сообщают мозгу, в каком положении находится наша голова. Стоит нам наклониться в сторону, мозг тут же приказывает мышцам восстановить равновесие. Вестибулярный аппарат. Слайд 17 Интересный факт.(Рассказывает ученица 4 класса, выступающая в роли ученого-исследователя) При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах не гасят свет. А в темной комнате слабые звуки почти не слышны. Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск. При некоторых: формах глухоты, когда слухо¬вой нерв не поврежден, звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола. Бетховен, когда оглох, слушал музыку с по¬мощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах. Слайд 18 .Органы слуха у животных Задание №3. Учитель: - А сейчас - третье задание. У каждой группы баночки с различными веществами. С закрытыми глазами по запаху узнайте, что там. (Каждой группе дается по два пузырька. Дети нюхают, называют. Что в пузырьках). Глубоко вдохните через нос и зажмите его. Учитель разбрызгивает освежитель воздуха и просит учащихся вдохнуть запах ртом, о при этом нос зажатым. Что вы можете сказать? (Запах почти не чувствуется.) Вот что происходит во время насморка, когда заложен нос. Не чувствуя запаха, человек может наносить вред своему здоровью. Как вы думаете, какой? (Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, испорченная пища, плохой воздух и т.д.) О каком органе следующая загадка - Какой орган помог это сделать? (Нос – орган обоняния) слайд 19 - Записывайте в «лист исследования». Учитель – на доску . Правильно, нос-орган обоняния. Он ощущает запахи. Но не только это может делать нос. Он является фильтром, печкой и сторожем. Внутри носа есть маленькие реснички, которые задерживают пыль, не пропускают грязь в лёгкие. Внутри нос покрыт слизистой оболочкой с кровеносными сосудами, по ним протекает тёплая кровь. И даже в сильный мороз в носу тепло как в печке. А почему сторож? Потому что нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам не нравится запах, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко и нервы успокаиваются. Нос человека способен распознавать множество запахов. Внутри носа, в его верхней части, находятся миллионы клеток, с тончайшими обонятельными волосками (рецепторами). Когда волоски улавливают частички пахучего вещества. Клетки посылают сигналы в мозг, который распознает запах.Слайды 20,21 Интересный факт.(Рассказывает ученица 4 класса, выступающая в роли ученого-исследователя) Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие. У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей, пищевиков. Слепые люди узнают названия газет по запаху. Задание №4. Учитель: - Ну, а сейчас вы выступите в роли дегустатора. Кто это? (Человек, который определяет вкус пищи). (От каждой группы по очереди приглашаются ученик, который с завязанными глазами определят вкус) Соленый огурец – соленый. Мандарин – сладкий. Лимон – кислый. Чеснок – горький. Яблоко – сладкий Всегда он в работе Когда говорим А отдыхает когда мы молчим. (язык - Какой орган помог? ( Язык – орган вкуса) Учитель: - Заносите в «лист исследования». Учитель – на доску. Слайд 22 Интересный факт.(Рассказывает ученица 4 класса, выступающая в роли ученого-исследователя) Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание — горькое. Некоторые профессии требуют идеально развитого вкуса. Дегустаторы — специалисты по распознаванию ароматов — различают свыше 70 сортов вин, беря на язык только одну каплю. Другие по глотку чая определяют его сорт, откуда привезён, как был упакован, нет ли в нём примесей. Поверхность языка покрыта тысячами бугорков – вкусовыми сосочками. В них находятся вкусовые почки. Каждая почка состоит из множества вкусовых клеток, снабжённых тончайшими чувствительными - микроворсинками. Во время еды вкусовые клетки посылают в мозг сигналы, что позволяет ему распознавать вкус пищи. У новорожденного малыша на языке 10 тысяч вкусовых почек. Но к старости их количество может сократиться наполовину. Вот почему детям вкус некоторых продуктов кажется более резким. Чем взрослым. По мнению большинства, ученых язык способен распознавать 4 вкуса – сладкий, соленый, кислый, горький. Показ. Слайды 23,24.. Работа в группе Задание № 5. Учитель: -Для последнего исследования у вас на столах карточки. Потрогайте. Какие они на ощупь? Бархатная бумага– шершавая. Белый лист бумаги – гладкий. Учитель: - Какай орган пришёл на помощь? Ответ. (Кожа – орган осязания.) Заносится в «лист исследования». На доску вывешивается табличка. - Слайд 26. Интересный факт.(Рассказывает ученица 4 класса, выступающая в роли ученого-исследователя) На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза. Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. При ожоге у такого больного кожу можно снимать целыми кусками, не причиняя ему какого-либо беспокойства. Нужно стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений, содержать кожу в чистоте. В коже находится много нервных окончаний. Когда мы касаемся какого-либо предмета, они посылают в мозг электрические сигналы. Мозг их обрабатывает и сообщает, к чему мы прикоснулись. Нервные окончания подчас оберегают нас от опасности. Например. Как только мы дотрагиваемся до горячей поверхности, они посылают предостережение в мозг, а он дает команду мышцам сократиться и отдернуть руку от опасного предмета, пока не случился тяжелый ожег. Слайд 27 5. Включение новых знаний в систему знаний и их закрепление. Учитель: - Закончились наши исследования. Пришло время проверить, какие «открытия» вы сегодня сделали. Посмотрите свои «листы исследования». - Сколько органов чувств у человека? (5) - Назовите, какие. (Каждая группа называет по одному) - Какой орган контролирует и регулирует работу органов чувств? (Мозг). Учитель: - Правильно. Мозг получает информацию об окружающем мире благодаря органам чувств, которые посылают ему сигналы. Он анализирует эти сигналы и преобразует в ощущения –зрительные, слуховые и т.д. - Для проверки и закрепления знаний, выполним задание в группе Создадим кластер. «Запрещается-разрешается». Каждая группа получает конверт с заданием Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Запрещается-разрешается». Мы разделимся на группы, каждая группа получит своё задание. Пока я раздаю задания группы вспоминают как правильно работать в группах. Прочитайте внимательно задание, распределите обязанности в группе. 1 группа « Глаза» 1.Смотреть долго телепередачи 2.Играть длительное время за компьютером 3делать зарядку для глаз 4.лёжа читать 5.больше кушать моркови и яблок 6.читать в общественном транспорте Разрешается Запрещается. 2 группа «Уши» 1.слушать громкую музыку 2.чистить уши острым предметом 3.каждое утро мыть уши 4.беречь барабанную перепонку 5.чаще отдыхать в лесу,у реки-среди тишины. Разрешается Запрещается. 3 группа «Кожа» 1.закаляться 2.не носить тесную одежду 3.не обрабатывать ранки 4.беречь от ожогов Беречь от обмораживания Разрешается Запрещается Даю время на подготовку. Проверяем. Каждая группа объясняет свой ответ Учитель: - Можем назвать органы чувств помощниками человека? ( Да) - Какое значение для человека имеют? Познавать и ориентироваться в окружающем мире. - Важны ли они для человека? Учитель: - Вы правы. Сегодня мы на уроке убедились, что все органы чувств важны для человека, с помощью них мы познавали окружающий мир: видели его краски, наслаждались его звуками, вдыхали запахи, ощущали вкус. Нам без органов чувств не обойтись. И очень важно, чтобы все эти необходимые человеку органы были здоровыми, невредимыми, что нужно для этого делать? Дети: - Беречь их. 6. Рефлексия Учитель: - Какая была тема урока? -Почему органы чувств называют помощниками? Какой орган контролирует работу органов чувств? Учитель: - Понравился вам урок? Интересно было познавать свой организм? Что понравилось больше всего? (Дети делятся своими впечатлениями от урока. Пишут на стикерах и прикрепляют на доску) 7. Домашнее задание Учитель: На уроке вы усвоили и надеюсь запомнили органы чувств, дома вы повторите по учебнику стр. 27-29 и выполните задание № 2 в рабочей тетради на стр. 18 Учитель: - Все молодцы! Урок окончен. Спасибо за работу. | |
Просмотров: 1160 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|