Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Мерзімі Дата: 22.04.15г. Сынып Класс: 4 «Г» Сабақтың тақырыбы: Тема урока: «Узбекская народная музыка» Сабақтың мақсаты: Цель урока: Расширить кругозор учащихся. Знакомство с узбекской народной музыкой. Сабақтың түрі: Тип урока: урок панорама, урок изучения нового учебного материала. Сабақтың жарны: Жанр урока: творческая лаборатория МІНДЕТТЕРІ ЗАДАЧИ: 1. Дать понятие об особенностях узбекской музыке и музыкальных инструментах. 2. Развивать устную коммуникацию, формировать навыки сравнения, сопоставления, умение делать выводы. 3. Способствовать повышению творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить. 4. Воспитывать уважение к музыке разных народов, воспитывать слушательскую культуру. МАЗМҰНЫ СОДЕРЖАНИЕ Музыкальный материал: Слушание: Узбекский народный танец «Мавриги», звучание музыкальных инструментов Пение: попевка «Қарға» («Ворона»), песня «Школа двер распахни», «Школа будущего» (возможный вариант) Видео материал: узбекские народные инструменты, физ. минутка Сабақтың кезеңдері: Этапы урока: 1. Организационный момент. 5. Итог урока. 2. Актуализация знаний 6. Домашнее задание 3. Содержание и организация учебного занятия 7. Музыкальное прощание. 4. Закрепление материала Білім Знания: Знать особенности узбекской музыки, узбекские музыкальные инструменты Шеберлік Умения: Уметь определять звучания инструментов. Сравнивать с инструментами других народов. Дағды Навыки: Навыки коммуникабельного общения. Навык быстро перестраиваться при смене видов деятельности на уроках Навык самостоятельной работы. Құралдар Оборудование: Мультимедийное оборудование презентация урока технологическая карта урока Ән-күйге үйрету әдістері Методы музыкального обучения: словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока); метод контрастного сопоставления метод проекта метод критического мышления Ұстанымдар Принципы: 1.Принцип единства воспитания, образования и обучения. 2.Принцип наглядности. 3.Принцип доступности. 4.Принцип активности и увлечённости. Сабақтағы жұмыстың үлгілері Формы работы на уроке: 1.групповая 3.коллективная 4.индивидуальная Домашнее задание: Написать сказку о дружбе музыкальных инструментов. Ход урока. (Слайд № 1). 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. /1 минута/ - подготовка к уроку (разделение класса на группы по карточкам, 1 группа – команда «ДО» - капитан команды_________________ 2 группа – команда «МИ» - капитан команды_________________ 3 группа – команда «СОЛЬ» - капитан команды_________________ - Капитаны, вам предстоит руководить процессом работы внутри команды и оценить работу каждого члена вашей команды. 2. Актуализация знаний - Ребята, я предлагаю вам послушать отрывок музыкального произведения и охарактеризовать его. Перед вами технологическая карта,с которой вы будете работать в течение всего урока, задание № 1 и к ниму слова для справок, которые помогут вам подобрать необходимые слова и составить связный текст. Время выполнения задания - 5 минут./Учащиеся при слушании музыки выполняют задание./ Слушание – узбекский народный танец «Мавриги» Задание № 1. Это музыкальное произведение относится к ……………. стилю. Музыка по характеру ……….. . Звуки музыки ……….. . Исполняет её ……….. . Она похожа на ………….. . Слова для справок Стиль Европейский, восточный. Музыка Певучая, улыбающаяся, взволнованная, тревожная, нежная, ласковая, строгая, задумчивая, добрая, бодрая, смелая, шутливая, беспокойная, игривая. Звуки музыки Отрывистые, плавные, твёрдые, громкие, тихие, быстрые, медленные, умеренные. Музыку исполняет Симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, фортепиано, ансамбль. Музыка похожа на Марш, польку, вальс, песню, танец. - Итак капитаны, кто будет представлять работу вашей команды? /Выслушать ответы учащихся по командам – 1 человек от команды./ - Правильно ребятам, это музыкальное произведение относится к восточному стилю, это звучал отрывок из узбекского народного танца «Мавриги». Значит о чём мы будем говорить на уроке? (Уч-ся: Об узбекской музыке.) - Да, тема урока: Узбекская народная музыка, запишите её в технологическую карту. (Слайд № 2). - Хотели бы вы узнать тайны узбекской музыки, услышать звучание их мелодий? - Само слово «тайна» звучит загадочно и подразумевает что – то необычное, секретное. И сегодня мы попробуем открыть для себя эту загадку. - Давайте с вами отправимся в путешествие и откроем для себя все тайны. А поможет нам в этом музыка. (Слайд № 3). Сегодня она приняла образ птицы – вороны – образ мудрости. Мудрая «Ворона» укажет нам путь к месту рождения узбекских мелодий и инструментов. Исполнение попевки «Қарға» («Ворона») (на экране слайд с попевкой в виде нотной записи) /Выполнение задания – 8 минут/ Упражнения: 1. спеть попевку со словами 2. определение длительностей нот, отметить хлопками ритмический рисунок попевки 3. исполнение с названием нот. - На прошлом уроке вам было задано составить ребусы с нотами. Кто готов представить свою работу? (разгадывание ребусов) 3. Содержание и организация учебного занятия (Слайд № 4). - Музыка отражает жизнь народа, его обычаи в звуковых художественных образах. Музыкальная культура каждого народа обладает особыми чертами, которые проявляются, прежде всего, в народных пес¬нях, танцах, инструментальных произведениях, эпических на-певах. И поэтому нет, наверное, такого композитора, который не учился бы музыке у народных музыкантов. Многие композиторы старались услышать и запомнить как можно больше народных мелодий, изучить народные инструменты и способы игры на них, познакомиться с народными обрядами и послушать народные легенды и сказания. Всё это для того, что¬бы лучше узнать и понять музыкальный язык своего народа, на-учиться «говорить» на этом языке. Сегодня мы познакомимся с музыкальным языком узбекского народа, постараемся его понять и запомнить. Ведь чем боль¬ше языков человек знает, тем больше у него друзей и тем инте¬реснее его жизнь. Узбекистан - это соседнее с Казахстаном го¬сударство. У наших народов много общего в культуре, истории, традициях. - Мы продолжаем работу в технологических картах Задание №2 Перед вами текст, внимательно прочитав который, вы должны ответить на следующие вопросы: -В каких направлениях развивалась узбекская музыка? -Где и когда она исполняется? - При помощи каких музыкальных инструментах она создаётся? Ответы запишите в карту. /Выполнение задания – 3 минуты/ Задание №2 Узбекская народная музыка, культура связана с музыкальной культурой других народов Средней Азии, а так же имеет свои особенности. Как и искусство восточных народов, узбекская народная музыка развивалась в двух направлениях – фольклор (т.е. народное творчество) и традиционная устная литература (макам). В народном творчестве всестороннее отражение находят жизнь и быт народа. Народные песни и танцы, исполняют во время праздников, свадеб, различных национальных празднований, во время «Наурыза» в театрализованных представлениях. У узбекского народа много музыкальных инструментов. Самыми распространёнными и любимыми являются – гиджак, дойра , сурнай - Итак капитаны, кто будет представлять работу вашей команды? /Выслушать ответы учащихся по командам – 1 человек от команды./ - Узбекские народные инструменты очень похожи на инструменты других восточных народов . Давайте найдём казахские инструменты аналогичные по внешнему сходству с узбекскими инструментами - гиджаком, сурной и дойрой. (кобыз, сыбызгы, дауылпаз ) Слайд № 5). - Предлагаю вам самостоятельно изучить музыкальные инструменты, чтобы сделать задание № 3. Рассказать об инструментах и выполнить план критерий «сходства и различия» - мини-проект в технологических картах. План действия следующий: 1. Прочитать текст об инструменте 2. Вписать характеристику данного инструмента в таблицу 3. Вписать сходства и различие с другим инструментом /Выполнение задания – 5 минут/ Команда «ДО» – Гиджак – кобыз. Слайд № 6-7. Гиджак – смычковый струнный инструмент. Этот инструмент широко распространён среди таджиков, уйгуров, туркмен. Народная молва гласит, что инструмент придумал Ибн Сина. Гиджак делают из дерева, он имеет круглую форму. Иногда его делают из очищённой тыквы или кокосового ореха. На переднюю часть прикрепляют кожаную мембрану. В старину его струны делали из шёлковых нитей, сейчас – из тонкой проволоки. Издаёт глуховатый звук. План критерий «сходства и различия» Название музыкального инструмента Группа Форма Струны Звучание Гиджак Смычковый струнный инструмент Круглая Из тонкой проволоки Глуховатый Кобыз Смычковый струнный инструмент Слегка изогнутая Металлические гнусавый Команда «МИ» – Сурнай – сыбызгы. Слайд № 8-9. Сурнай – это духовой музыкальный инструмент, изготавливается из дерева. Наиболее распространён у узбеков, таджиков и в Каракалпакии. Имеет форму трубочки. Сурнай используют при одиночном исполнении. Звучание Ярко пронизывающе. План критерий «сходства и различия» Название музыкального инструмента Группа Форма Материал Звучание Сурнай Духовой инструмент Трубочки Изготавливался из дерева Ярко пронизывающее Сыбызгы Духовой инструмент Трубочки Изготавливал-ся из дерева глуховатый Команда «СОЛЬ» – Дойра – дауылпаз. Слайд № 10-11. Дойра – ударный музыкальный инструмент, похожий на бубен. Один из распространённых в Таджикистане и Узбекистане инструментов. Изготавливают её из виноградного или орехового дерева, мембрану натягивают только с одной стороны (в качестве мембраны чаще всего используют шкуру животного). Для более выразительного звучания перед игрой дойру нагревают на огне или на солнце. Производя удары различной силы пальцем или ладонью, можно извлечь из неё различные звуки План критерий «сходства и различия» Название музыкального инструмента Группа Форма Покрытие Звучание Дойра Ударный инструмент Круглая Натягивают шкуру животного Звуки различной высоты Дауылпаз Ударный инструмент Круглый Натягивают кожу Звуки различной высоты Защита проектов. Слушание звучание инструментов, просмотр видео. ( слайды казахские и узбекские инструменты) - Молодцы ребята с заданием справились. Я хочу предложить вам послушать и посмотреть узбекский танец. Слайд № 12.Видео «Узбекский танец» - А теперь мы немного отдохнём и тоже потанцуем Слайд № 13 Физ. минутка - Наше путешествие на сегодня подходит к концу, и нам пора возвращаться. А чтобы было веселее возьмём в дорогу песню «Школа двери распахни» Слайд № 14.Исполнение песни. (приём - 1 куплет - «доскажи словечко» я-вы, припев – вместе, 2 куплет - «эстафета» 1-2-3 команда, припев – вместе) 4. Закрепление материала слайд №15. - А вот и мудрая ворона. В её хитрых глазах я вижу вопрос: «Что нового сегодня мы узнали на уроке?». слайд № 16-25. Ворона приготовила для вас кроссворд «Узбекистан» Давайте разгадаем его. 1. Человек, который играет на каком-либо музыкальном инструменте* 2. Создатель, автор музыкальных произведений* 3. Где исполняются узбекские е песни и танцы?* 4. Группа инструментов, звуки которых извлекаются с помощью нагнетания воздуха* 5. Устное народное творчество, одним словом* 6. Узбекский струнный смычковый инструмент* 7. Стиль узбекской музыки* 8. Как называется искусство движения телом под музыку* 9. Узбекский инструмент, для изготовления которого используют шкуру животного.* 10. Узбекский инструмент похожий на дудочку* 5. Итог. - Сегодня мы поняли, как многогранна музыкальная культура, как много в ней не открытых страниц, неразгаданных тайн. И вы узнали одну из этих тайн. Но на следующем уроке мы продолжим путешествие в мир музыкальных инструментов. 6. Домашнее задание Составить ребусы с ключевыми словами: гиджак, дойра, сырнай, кобыз, сыбызгы, дауылпаз слайд № 26. (показ примеров) 7. Выставление оценок - Капитаны вам предстоит оценить работу каждого члена вашей команды. - Спасибо всем за работу. 8. Музыкальное прощание. слайд № 27 | |
Просмотров: 1951 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|