Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Мастер- класс «Развитие критического мышления учащихся» на ежегодной региональной методической мастерской «Жаңа толқын» Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Элисон Кинг Цели: - расширить понятие о критическом мышлении и приемах развития критического мышления; - показать приемы использования приемов в своей практической работе Оборудование: интерактивная доска, презентация Критерии успеха: - знать приемы критического мышления; - уметь осуществлять отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического мышления у учащихся по предмету. Целевая аудитория: педагоги школ Ход мастер-класса Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-класс. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю Вас с началом нового учебного года. Пусть новый учебный год порадует нас всех большими успехами и достижениями и принесёт удовлетворение от оценки нашей творческой работы. Я желаю вам Радости, Любви и неугасимого творческого огня в душе! Желаю всем нам мира в душе, в семье и в стране. 1. Психологический настрой (создание коллаборативной среды). Я предлагаю вам провести приветствие с коллегой сидящей рядом с вами Приветствие «Здравствуйте!» Коллеги поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: желаю (соприкасаются большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью). — Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которое посчитаете обращением именно к вам. Здравствуйте, те кто готов творчески работать! Здравствуйте, те кто окончил трёхуровневые курсы Здравствуйте те, кто умеет мечтать... Здравствуйте те, кто мечтает полетать! Здравствуйте те, кто в отпуску хорошо отдохнул! Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей! 2. Теоретическая часть. Что такое критическое мышление и какие приёмы критического мышления используются на уроках в начальных классах Но для начало я хотела с вами провести приём который называется «Микрофон» — Что такое мышление? — Что такое критическое мышление в вашем понимании? — Кто испытывает затруднения в модуле критического мышления? — Используете ли вы на уроках приёмы критического мышления? — А можно узнать какие приёмы вы используете на своих уроках? Двадцать первый век «потребовал» качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей личности. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребёнка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии развития критического мышления. Условия необходимые для развития критического мышления • Прежде всего, возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. • Это возможность работать совместно, в сотрудничестве, проявляя при этом определенные коммуникативные умения. • Возможность свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств: Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний. Технология развития критического мышления даёт ученику: повышение эффективности восприятия информации; повышение интереса к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения; умение критически мыслить; умение ответственно относиться к собственному образованию; умение работать в сотрудничестве с другими; повышение качества образования учеников; желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология развития критического мышления предполагает от учителя: - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать рефлексивным практиком, грамотно анализировать свою деятельность. КР предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа) Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Работа с вопросами может проходить в 2 этапа: «я сам», «мы вместе» (парная или групповая работа). На стадии вызова у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает «Что хочу узнать?». 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления) На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать) Это, как правило, самый длительный этап урока, который предполагает получение новых знаний, их осмысление, соотнесение с имеющимися. Цель данного этапа — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления. 3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. Итак, напоминаем, технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов — осмысление — рефлексия и предлагает набор приёмов и стратегий. Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися. На этом этапе может быть составлен опорный конспект в тетради учащегося. Приведу, несколько приёмов стадии Первый этап работы стадия вызова — «создание мотива к обучению». На этой стадии использую такие приемы: «Верите ли Вы, что...?», «Проблемный вопрос» «Загадка» «Корзина идей», «Знаю-хочу», «Мозговой штурм» «Авторский стул» «Корзина» идей, понятий, имён" «Кластер» «Ассоциации» «Дерево предсказаний» «Перепутанные логические цепочки» «Верные и неверные утверждения» «Толстые» и «тонкие» вопросы (до изучения тем) Второй этап — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую такие приёмы как: «Инсерт», «Чтение с пометами» «Кластер», «Чтение с остановками», «Толстые и тонкие вопросы»... «Знаю — Хочу знать — Узнал» Третий этап — «рефлексия», на этапе рефлексии можно использовать такие методы и приемы: «Метод 6 шляп», «Авторский стул» Кластер Составление маркировочной таблицы (Знаю — Хочу узнать — Узнал) «Синквейн» «Пятиминутное эссе» «Толстые» и «тонкие» вопросы «Перепутанные логические цепочки» «Ромашка вопросов или ромашка Блума» 3. Практическая часть мастер-класса Я вас кратко познакомила с некоторыми приемами КМ, используемые на уроках, а теперь приступим к практической части, во время которой попробуем поработать с некоторыми приемами КМ. Прошу Вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение. Надеюсь, что Вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Психологический настрой «Кувшин счастья» Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошее занятие. СТАДИЯ ВЫЗОВА: Таблица «З-Х-У» • Прием «Корзина» идей, понятий, имен. Применяется и на семинарских занятиях, и во внеклассной работе. Занимая на уроке достаточно большое количество времени, тем не менее, он является эффективным, помогает организовать индивидуальную и групповую работу учащихся на начальной стадии занятия, когда идет актуализация имеющихся у них опыта и знаний. Этот прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока или занятия. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Тема: «25- летие независимости Республики Казахстан» \на стикерах записывают свои идеи, прикрепляют к корзине\ историкам • Приём «Мозговой штурм» по картинке \для языковедов\ — Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? — Определите тему рассказа — Что вы можете сказать о льве. Изобразите животного. — Что вы можете сказать о собаке. Изобразите животного. Что вы можете о них сказать? — Кто написал это произведение? — Почему Л. Н. Толстой мог так назвать своё произведение «Лев и собачка»? — О чем может быть рассказ с таким названием? — Что может произойти в рассказе с таким названием? • Приём «Верите ли, что..» — Предположите, о чём пойдёт речь в произведении. Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы если согласны ставите «+«, если нет, то »-«.(Работа в группах по карточкам можно индивидуально) • Верите ли, что действие происходит в зоопарке. • Верите ли, что лев наброситься на собаку и разорвёт её. • Верите ли, что лев полюбил собаку. • Верите ли, что лев и собака прожили вместе целый год. • Верите ли, что собака умерла. • Верите ли, что лев обрадовался смерти собаки. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с информацией, причем работа, направленная, осмысленная. На этом этапе я использую для приёмы: «Инсерт», Кластер, «Бортовой журнал», «Чтение с остановками»... * Прием «Аквариум» Прошу выйти 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Встаньте вокруг меня. Ваша задача ответить на мои вопросы (Выходят участники мастер-класса) • Что такое жизнь? • Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив? • Кто нам дарит радость? Именно такой прием, который называется «Аквариум» часто использую на уроках/. *Прием «Кластер»: «Современная школа» и прием «Фишбоун» «Обновленная программа образования» * Аудитория задает вопросы выступающим, используя прием «Тонких и толстых вопросов» СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. Задачи стадии рефлексии: - помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал, - помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. *Прием «Синквейн». Название приёма происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Синквейн к слову «УЧИТЕЛЬ». Прием «Диаманта»–стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6 – два прилагательных ко второму существительному. Пример. Город Большой, древний Строится, растет, процветает Известный город, маленькая деревня Возрождается, развивается, кормит Красивая, родная Деревня • Прием «6 шляп»: «Проходит конкурс педагогического мастерства. Директор настаивает, чтобы учителя приняли участие в данном мероприятии. Учителя отказываются. Что делать?» • Прием «Горячий стул»: Как изменилось качество обучения по вашему предмету после прохождения трехуровневых курсов? РЕФЛЕКСИЯ мастер- класса: «Телеграмма» на стикерах Современный человек должен быть мобильной, самоизменяющейся личностью, а это значит: уметь решать проблемы, быть открытым для других идей, готовым находить, признавать и исправлять свои ошибки, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от его собственных, размышлять о своих чувствах и мыслях и оценивать их и т.п. Этому можно и нужно учить в школе, в том числе и на уроках истории. А это предполагает вовлеченность ученика в процесс учения, поощрение его инициативы и самостоятельности. Учитель должен сделать процесс обучения осмысленным для ученика, организовать обучение как совместный и интересный поиск новой информации, критическое ее осмысление и оценку. Поэтому мне приходится изучать и использовать на своих уроках технологию развития критического мышления, которая и позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным.И в завершение хочется вам пожелать: Трепетно, нежно, заботливо, ласково, С каждым ребёнком с открытой душой, Всё, что умеем, знаем и можем, Просто отдали, и в сердце большом Место найдётся для каждого школьника. Каждого нужно увидеть, раскрыть, Всем вам желаю всего наилучшего, Чтобы всегда нам хотелось учить. | |
Просмотров: 2485 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|