Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Научить детей правильному, осознанному исполнению ритмических движений в пении– одна из задач музыкального воспитания школьников. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как ритм играет огромную роль в развитии координации движений человека, в умении владеть своим телом, согласовывая свои движения с движениями других детей, учит пространственной ориентировке. Ритмические движения являются формой разрядки нервного и физического напряжения ученика. Возможность выразить свои чувства в движении, внимательно слушая музыку, в огромной степени влияет на способность ученика контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно- физическому. Это сочетание духовного и физического необходимо человеку. На уроках музыки ученики приобретают музыкально-ритмические навыки, навыки выразительного исполнения движений, которые согласовываются с текстом песен. Умения и навыки формируются не только как важнейший вид музыкальной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, используемый учениками во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. Умение выделить ритмический рисунок мелодии музыкального произведения, делает ребенка более выразительным, музыкальным. Движение под музыку развивает у школьника чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства выразительности. Следовательно, необходима систематическая, последовательная и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков и умений выполнения ритмических движений. Понимая значимость обучения в образовании, воспитании и развитии детей по развитию ритма я ищу пути повышения качества обучения на уроках. Поэтому особенно привлекает опыт ученых, педагогов-новаторов работающих в этой области. От постановки обучения детей предмету музыки во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к музыке, школе, учителю, товарищам, коллектива класса, к самому себе. Работая над развитием чувства ритма школьников, определила для себя следующее: Цель исследования: на основе анализа по развитию чувства ритма у детей младшего школьного возраста, определить наиболее эффективные методы и приемы, способствующие его развитию. Объект исследования: является ритмичность, осознанность, выразительность, как основные характеристики навыка ритма. В качестве предмета исследования избираются методы и приемы работы на уроках, способствующие развитию навыков ритма. Гипотеза: в данном исследовании я предполагаю, что развитие навыков будет эффективным, если соблюдать следующие условия: • Подобрать систему упражнений, песен-попевок, песенный репертуар, музыкальные и шумовые инструменты, которые активизируют внимание школьников и помогают с легкостью владеть своим телом, согласовывая свои движения с движениями других детей, а так же ориентироваться в пространстве (создание ситуации успеха); • В системе проводить упражнения, способствующие развитию чувства ритма, осознанного, выразительного исполнения движений под музыку; • Учитывать индивидуальные способности детей. На протяжении многих лет я работаю с 1-6 классы. В первую неделю уроков я провожу диагностическую проверку в каждом классе и слежу за изменением отношения ребят к прекрасному-музыке. 1 Задание: ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ Такой тест я провожу ежегодно в каждом классе, изменяя вопросы, согласно возрастным особенностям ученика и слежу за их изменениями по развитию творческих способностей и фантазии, а затем перед собой ставлю определенные задачи. Одна из них- это развитие координации движений ученика, умение владеть своим телом, согласовывая свои движения с движениями других детей, ориентироваться в пространстве. Как же помочь ребенку развить чувство ритма и научить координировать свои движения с движениями других? Для этого я использую разнообразные песенки-попевки с ритмотопами и ритмохлопами. Предлагаю детям самим прохлопывать ритм, придумывая к ним дополнительно инсценированные движения. Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Это упражнение влияет на развитие концентрации и устойчивости внимания. Проводится индивидуально, в парах, группой или со всем классом. 4 Задание: НА ЗАДАННЫЙ РИТМ ПРИДУМАТЬ СЛОВА И МЕЛОДИЮ. Для тренировки дыхания я предлагаю вам выполнить такое упражнение: Сделаете глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. 5 Задание: УПРАЖНЕНИЕ «ЗАДУЙ СВЕЧУ» Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох. Упражнение повторить 2-3 раза. И т.д. 1 Разучивание песни по ролям. 7 Задание: ИЗГОТОВЛЕНИЕ «ШУРШИКА» Каждый человек мечтает хотя бы один раз в жизни выйти на сцену в качестве артиста, певца или музыканта. Не каждому это удается. Но мы, учителя музыки, настоящие артисты, певцы и музыканты. Мы часто выходим на сцену, радуя детей и взрослых. Дарим людям радость-музыку. 9 Задание: ОРКЕСТР ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык музыки не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце, не перетолкуют их по-своему; но она наполнит гармониею мир их юные души, разовьет в них предощущение таинства жизни». | |
Просмотров: 5883 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|