Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Что такое активные формы урока? Это формы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность ученика. Эффективность активных форм урока уже неоднократно доказана многими исследованиями, если учитель ставит перед уроком конкретную цель и для её достижения использует какую-либо активную форму, то в результате можно увидеть, что ученики усваивают материал с интересом, и пользой для себя. Однажды я совершенно случайно наткнулась на статью зарубежных учёных, посвящённую загадкам человеческого организма, так вот одна из загадок - это память. Какой объем, время она имеет? Это действительно загадка. Я задумалась, а как же мне «как учителю» сделать так чтобы память моих учеников заполнялась нужной, проверенной, интересной и самое главное полезной информацией в жизни. Ответ достаточно прост – это использование чего «необычного» на уроке, игры, экскурсии, семинары и т.д., выбор большой, особенно с предметом, который я преподаю. Биология - это очень увлекательная наука, и для того чтобы заинтересовать кого-нибудь природа создала все сама. При составлении плана можно использовать урок полностью в активной форме или же некоторые, что делаю я. Урок – викторина. Обычно такие уроки можно провести как обобщение знаний, например, в 7 классе при изучении раздела «Черви (плоские, круглые и кольчатые)». Урок сопровождается презентацией, что позволяет запоминать еще больше информации. Урок – эксперимент. Элементы такой активной формы применяю часто в 6 классе «Условия прорастания семян», заранее предлагаю взять семена фасоли и пшеницы, принести готовый препарат с объяснением (что сделали для того чтобы семя проросло?), при рассматривании каждого семени находим отличия и сходства (забегая вперед). В 8 классе, когда изучаем достаточно сложную тему «Строение головного мозга». Наблюдение за рефлексами среднего мозга (проводится на уроке). Учащиеся встают так, чтобы одна ступня касалась носком пятки другой ноги, стоящей сзади. Руки сложите в замок и соедините локти перед собой. Что вы ощущаете...? (учащиеся описывают что чувствуют и объясняют, что это равновесие, мышечный тонус, как раз за что отвечает средний мозг.) Урок – исследование. Такие уроки, а точнее элементы можно проводить очень часто в 8 классе, при изучении человека. Например, тема урока «Гуморальная регуляция. Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца. Функциональные сердечно – сосудистые пробы.» Перед проведением урока совместно с учениками мы снимаем пробы. Первая проба: 1) измеряем пульс в состоянии покоя; 2) делаем 15 приседаний; 3) измеряем пульс после приседаний; 4) по специальной таблице находим число, полученное разницей между ЧСС. Вторая проба очень простая, задержка дыхания на выдохе, к примеру, у подростков это число 13-15 секунд норма. Урок – игра. Элементы такого урока очень частые. Самый интересный и запоминающийся, имеющий непосредственную связь с жизнью – «Помоги доктору» для учащихся 8 класса. Эту игру можно применять уже после изучения второго раздела «Гуморальная регуляция». Суть игры следующая: раздаются стикеры, на доске вывешивается портрет доктора и задается проблемный вопрос «Как помочь доктору или что должен делать доктор, когда мы приходим к нему на прием?» С каждым изученным разделом учащиеся «помогают» доктору все больше и больше. Например, измерить температуру, артериальное давление, пульс, и ответить на вопрос зачем? Если есть данные повышения или понижения должны объяснить почему? Это форма очень эффективна, ученики накапливают знания и смогут их использовать в жизни. Урок – конкурс. Проводя урок-конкурс можно брать несколько тем одного раздела или же разных. Урок, который проводила я в прошлом учебном году был по разделу «Царство Грибы. Лишайники» в 6 классе, в формате «Своя игра» в качестве закрепления и обобщения. Урок – проект. 9 класс тема «Митоз как основа бесполого размножения, его фазы. Биологическая сущность митоза». Приготавливаю материал для проекта, обычно - это лист формата А 3, бисер, нитки, клей. Учащиеся делают записи в тетрадь «Что такое митоз? Где встречается? Биологическая сущность митоза», фазы митоза изображают на листах с использованием всего материала. Эту форму урока я применяю достаточно давно, учащиеся очень хорошо запоминают фазы и что происходит в каждой из них, так как делается все наглядно. Что такое урок для учителя? Это непросто 45 минут, это время, за которое должно поступить много нужной информации для ученика, а как она будет поступать каждый учитель решает по-своему. Подводя итог, нужно отметить, что использование на уроке активных форм обучения предоставляет учителю большие возможности для поднятия интереса, создания мотива для дальнейшего его изучения, а также для творческого поиска новых форм активизации учебного процесса. | |
Просмотров: 416 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|