«Организация учебной деятельности младших школьников в условиях здоровьесберегающей педагогики» Абедчанова Гульсара Мурзабаевна - учитель начальных классов высшего уровня второй категории Средняя школа № 1 г. Костаная. ________________________________________ Цели: 1) обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 2) сформировать у него необходимые знания умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. 3) обмен опытом учителей по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках. Проблема: 1. Отсутствие в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение здоровья обучающихся. 2. Создание оптимальных условий для реализации комплексной системы по оздоровлению учащихся и формированию здорового образа жизни. Задачи: • Создать здоровьесберегающую инфраструктуру школы. • Обеспечить рациональную организацию образовательного процесса. • Совершенствовать физкультурно-оздоровительную работу. • Использовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. • Организовать системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями. • Активизировать медицинскую профилактику мониторинг и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся. • воспитание культуры здоровья • мотивация на здоровый образ жизни • раскрыть значение и виды здоровьесберегающий технологий; • поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению и здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах. Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, ручки, листы ватмана, маркеры. Методы работы с аудиторией: лекция, беседа, мозговой штурм, энергизатор, работа в группе кооперативного обучения. 1. Вступление. (Активизация и мотивация для дальнейшей работы). Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. В данном докладе я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса - урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями. Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров. Вопрос: Какова цель здоровьесберегающих технологий? Ответы педагогов: Главная цель в воспитании и образовании школьников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в школах учат детей культуре здоровья, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Вопрос: Что такое здоровьесберегающие технологии? Ответы педагогов: • Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья. • Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей. • В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат - получение учащимися образования без ущерба для здоровья. • Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников; • Качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; • Технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. 2. Основная часть. ( Погружение в тему). 1. Обоснование проблемы. Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека). Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке? Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Тренер записывает их на доске. Если слова повторяются, то тренер ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место - семья и т.д. Ведущий: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. По данным исследований лишь • 14% детей практически здоровы, • 50% имеют функциональные отклонения, • 35-40% хронические заболевания. • Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, • в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, • в 5 раз - нарушение осанки, • в 4 раза - нервно-психических расстройств. • За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. • К концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, • более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении, учебных перегрузках. • Абсолютно здоровыми можно считать около 1/3 первоклассников, а уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования. Педагоги все острее понимают свою ответственность за благополучие новых поколений. На первый план выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Невозможно решить данную проблему здоровья, применяя традиционные педагогические технологии проведения урока. Я считаю, что проблема здоровья детей возникает и по причине того, что для многих учителей главная задача их деятельности – это образование любой ценой. Знания любой ценой, как раз и даются детям ценой собственного здоровья. Поэтому современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности. Работа педагогов в группах кооперативного обучения и обмен опытом по теме: « Каким должен быть современный здоровьесберегающий урок?» Ведущий делит аудиторию на 2 группы и распределяет темы: 1 группа - «Условия здоровьесбережения на уроке». 2 группа- «Структура современного здоровьесберегающего урока». Каждая группа обсуждает, на своем плакате пишет тезисы (10 мин.) Ведущий группы представляет свой проект. Ответы педагогов 1 группы: • Соблюдение этапов урока. • Использование методов групповой работы. • Использование интерактивных методов. • Создание положительной психологической атмосферы. • Активность каждого участника. • физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе. • выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня • педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в группе • педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей. • элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). • Упражнения для глаз. • Дозировка объема учебного материала. Ответы педагогов 2 группы: • Начинать урок рекомендуется с ритуала приветствия, выполняющего роль “разогревающего” упражнения. • Проверка домашнего задания должно быть построено не как проверка (правильно-неправильно), а как рефлексия (что было трудно-легко, интересно-неинтересно, что удалось узнать от родителей). • В вводной части урока организуется актуализация знаний по теме урока. • В основной части формулируются новые представления (это наиболее информативная часть урока). • Заключительная часть используется для закрепления убеждений и отработки на их основе личной стратегии поведения. • Итог урока предполагает обобщение и осмысление полученного опыта. Важное условие урока - это создание положительной психологической атмосферы, активность каждого участника, использование методов групповой работы. Необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль “внутришкольных факторов”: • Интенсификация обучения; • Снижение двигательной активности; • Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни; • Нарушение зрения, осанки; • Ухудшение нервно – психического здоровья. Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся. Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; • Нагрузка от дополнительных занятий в школе; • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. В состав упражнений для физкультминуток я включаю: • упражнения по формированию осанки, • укреплению зрения, • укрепления мышц рук, • отдых позвоночника, • упражнения для ног, • упражнения на ковре, • релаксационные упражнения для мимики лица, • потягивание, • массаж области груди, лица, рук, ног, • психогимнастика, • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Физкультминутки я провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детям подготовиться к физкультминутке. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. Здоровьесберегающее обучение Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации). Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений. Итак, целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья, отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель и каждая школа, стремящаяся дать ученику старт счастливой жизни. Поэтому при построении своих уроков учитываю такие требования: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). 2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. 3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. 5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. 7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. 9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности. Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания. Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я работаю по системе развивающего обучения “Гармония” под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье. Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных. К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и “технологию раскрепощённого развития детей”. Основное внимание, которого состоят в следующем: 1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). 2) важная особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого я использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные “держалки”, позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 3) в процессе овладения детьми письмом применяю специальные художественно-образные каллиграфические прописи формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему 4) одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии. Это важный показатель благополучия общества. Эту социальную проблему нужно решать на всех уровнях общества, в т. ч. и образовательном. Ведь через школу проходит все население страны, в школе дети проводят больше времени в течение дня. Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обучения. Все это требует внимательного отношения к организации школьной жизни: создание оптимальных гигиенических, экологических и других условий, обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у обучающихся состояний переутомления. Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества Наблюдения и ваш опыт работы показывают, что методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности, на объем и сложность материала, задаваемого на дом, в воспитании уделяют вопросам здоровья Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью. Рефлексия: Сегодня на занятии мы с вами: 1. Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе. 2. Упражнение «Воздушный шар» помогло определить ценность здоровья для каждого из вас. 4. Метод «Работа в группе» помогла поделиться педагогам опытом работы в использовании здорвовьесберегающих технологий в своей практической деятельности. 5. Мы освоили методику проведения тренинговых технологий и интерактивных методов «мозговой штурм», «работа в группах». Более подробно о методике вы можете прочитать в раздаточном материале (Приложение). 6. Что вы узнали новое для себя? (Каждый учитель высказывает свое мнение по кругу). Список литературы: 1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва.2005. 2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002. 3. Сухова Т.С. Урок биологии: Технология развивающего обучения. - М.: Вентана- Граф, 2001. 4. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях. «Школа». Казань.2005. Приложение. 1. Тренинговые технологии. Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе. Расположение: дети сидят в кругу и хорошо видят глаза своих одноклассников, здесь не спрячешься, не займешься своим делом. Здесь идет активное общение и взаимодействие. Работа в такой группе помогает сформировать навыки позитивного общения, самостоятельного принятия решения, формирование собственного «я» в обществе, адекватной самооценки. Основные правила группы: • Конфиденциальность. • Взаимоуважение. • Пунктуальность. • «Не давать оценок, не критиковать». 2. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур: • усадить участников лицом друг к другу; • поставить перед ними общую задачу; • наделить каждого участника определенной ролью. Например, ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы). Интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. 1. Мозговой штурм. Это хороший метод включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что, конечно, повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. 2. Метод «Групповая дискуссия»- форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Этот позволяет увидеть проблему со всех сторон, услышать личные точки зрения участников, повысить интерес к проблеме. Техника дискуссии: • Деление участников на группы. • Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы. • Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии. • Решение проблемы. 3. Ролевая игра- это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Ребенок в процессе ролевой игры разыгрывает определенную модель поведения, при этом запоминание модели поведения и информации составляет 70 %. Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации. Этапы ролевой игры: 1. Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже. 2. Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации. 3. Разыгрывание ситуации. 4. Моделирование желательного поведения. 5. Отработка оптимального поведения. 6. Получение обратной связи. 4. Метод «Энергизаторы». На протяжении любой совместной деятельности и тренинга группа испытывает снижение энергии, дети устают. Поэтому необходимы такие короткие небольшие упражнения, которые позволяют восстановить и мобилизовать энергию группы. Иногда они могут нести определенный смысл, а часто можно использовать и вместо физпауз. Они снимают физическое и психическое напряжение, помогают получить удовольствие от учебы, сплачивают в игре коллектив. Приложение 1 «Веселые физкультминутки» Тренинг-настрой в начале первого урока. Слова произносятся негромко, но быстро. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки хорошо открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. “Считалочка” (Выполняется стоя у парты) Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – руки вверх и потянуться. Три – согнуться, разогнуться. Четыре – снова все начать. Пять – поглубже всем вздохнуть. Шесть – на пояс руки ставим. Семь – повороты туловища начинаем. Восемь – столько раз присядем. Девять – и урок наш продолжаем. Гимнастика для рук (Руки на столе перед грудью согнуты в локтях) Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены) С добрым утром! (Пальцы рук переплести (рукопожатие) Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться) Стали дружно умываться. (Ладошки трут друг друга, имитируя намыливание) Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев) Каждый пальчик вытираем, не один не забываем. (Каждый пальчик массируется (имитируется процесс вытирания рук) Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями) Пришли в школу. (Руки на парте согнуты в локтях) И уселись за тетрадку. (Дети показывают готовую к работе ручку). Физкультминутки на уроках 1. На уроке математики 1. Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5). 2. Будем считать, грибы собирать (10-15). 3. Ягоды считаем, дружно приседаем (10-15). И.п. – и.о. – при подъеме на носки руки в стороны – вверх, ладони на уровне плеч. И.п. – и.о. – ноги на ширине плеч, наклоны вперед, имитируя сбор грибов. И.п. – и.о. – руки на поясе, голову не опускать, спина прямая – приседание. 1. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (4-5). 2. Сколько елочек зеленых, Столько сделаем наклонов (4-5). 3. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас. (10-12). На доске круг с точками, елочки, бабочки. Учитель указывает на них и считает. И.п. – стоя, ноги врозь. И.п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе, наклоны. И.п. – стоя, ноги слегка расставить, приседания. 2. На уроках чтения и письма 1. Подымайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок! 2. Стоп! Сели! Травушку покушали, Тишину послушали, Выше, выше, высоко. Прыгай на ногах легко! 3. Конь меня в дорогу ждет, Бьет копытом у ворот, На ветру играет гривой: Пышной, сказочно красивой. Быстро на седло вскачу, Не поеду – полечу. Цок (18). Там за дальнею рекой Помашу тебе рукой. 3. На уроках рисования Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад. Комплекс специальных упражнений для укрепления здоровья первоклассников Физкультминутка “Тюша - толстячок” Тюша-Плюша толстячок Спрятал шапку в сундучок. В сундуке проснулась мышка, Мышка – серая глупышка. Только шапку увидала – Сразу в обморок упала. И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1– руки на пояс; 2 – руки к плечам; 3 – руки – вверх; 4 – руки через стороны вниз в и.п. 4 раза, темп средний. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – отвести локти назад, прогнуться, левую ногу в сторону на носок; 2-3 – держать; 5-6 – и.п.; то же правой ногой. 6 раз темп средний. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад; 2-4 – держать; 5-6 – и.п. 4 раза, темп медленный. И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – наклоны туловища вперед, руки в стороны; 2 – и.п. 4 раза, темп средний. И.п. – стойка ноги врозь, руки опущены. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – руки через стороны вверх; 6 – и.п. 4 раза, темп медленный. И.п. – о.с. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями с помощью указательных пальцев рук 30 сек. В и.п. – глаза открыть. Игра “Солнечный зайчик” Игроки встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс (руки за голову, локти в стороны), спина прямая. Вместе с учителем произносятся слова: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку. Одновременно выполняют хлопки в ладоши над головой. Затем учитель зеркальцем пускает “зайчика” и говорит: Скачут побегайчики, Солнечные зайчики. Мы зовем их – не идут, Были тут, и нет их тут. Дети следят глазами за лучиком и на вопрос учителя: “Где зайка?” говорят и показывают рукой. Игра “Радуга” Дети вместе с учителем произносят: Радуга – дуга – дуга, Унеси меня в луга, На травушку шелковую, На речку бирюзовую, На желтенький песок! Одновременно дети закрывают глаза, представляют летний пейзаж и выполняют покачивание туловищем из стороны в сторону, руки над головой. Затем глаза открывают, снова закрывают, садятся за парты и расслабляются. Учитель называет цвет, играющие стремятся с закрытыми глазами “увидеть” заданный цвет. По истечении 3-5 секунд учитель спрашивает у одного из игроков, что он видел. Продолжительность всей игры 30 сек. Игра “Одуванчик” Дети сидят за партами, на столах у них лежат по нескольку фишек: желтые, синие, красные, оранжевые. Малыши внимательно смотрят и запоминают их расположение. Затем закрывают глаза. Учитель говорит: В желтой шапочке стоит, Словно солнышко горит. Вот проходит день за днем – Желтой шапки нет на нем. Незаметно учитель меняет желтую фишку на белую у нескольких школьников. Д
|