Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Рады приветствовать вас на нашем мастер – классе, тема которого «Развитие познавательной активности у старших дошкольников посредством метода проектирования». Я попрошу сейчас выйти ко мне 6 человек, чтобы помочь в проведении мастер – класса. Пройдите, пожалуйста, к столу и возьмите понравившийся вам лист бумаги. (С одной стороны листа напечатано название этапа («персонажа») проекта ПРОБЛЕМА, ПОИСК, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОДУКТ, ПОРТФОЛИО, ПРЕЗЕНТАЦИЯ, а с другой стороны напечатан текст каждого «персонажа») А сейчас пройдите на стулья и ознакомьтесь с текстом, который вы в дальнейшем озвучите. 2. Теоретическая часть. Предлагаю вспомнить определение познавательной активности Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний. Ведь каждый ответ на вопрос ребенка порождает новый вопрос. В этом проявляется его познавательная активность. Чтобы развивать познавательную активность и поднимать ее интенсивность, нам педагогам необходима эффективная технология. И такой технологией мы считаем - проектный метод. В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений широко используют метод проектов. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний. Проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия, чего так часто не хватает детям. На сегодняшнем мастер-классе мы постараемся разобраться во всех тонкостях проектного метода. 3. Сказка Мы часто детям рассказываем сказки, а сегодня я хочу рассказать сказку вам, чтобы постараться разобраться во всех тонкостях проектного метода. (Выходят шесть «персонажей» проекта и в определенное для них время читают свой текст). Жили, были дед и баба, и была у них взрослая внучка. А работала она воспитателем, да в дошкольной организации. И пошла она как-то с ребятишками на прогулку, ребятишки по участку бегают да резвятся, а она приглядывает за ними во все глазоньки. Вот проходит мимо песочницы и слышит разговор такой. Говорит один мальчишечка, будто слыхивал, что группа ученых одна собирается в Арктику – землю далекую, чтоб исследовать ту землю дальнюю. Что за Арктика такая, где находится, не смог сказать он товарищам. Услыхала она случайно разговоры те детские. И увидела она тут ПРОБЛЕМУ. Проблема – «Ой бедные детушки, да не знают они про земли те далекие Арктические, да не близкие, да как попасть туда, и кто живет на них. И решила она помочь детушкам, да включить их в познавательную деятельность, чтоб отправить их в путешествие да познать ту землю холодную. Попросила она вежливо: «Ты ступай Проблема к ПЛАНИРОВАНИЮ, пусть подскажет, что делать то дальше нам». И пришла ПРОБЛЕМА к ПЛАНИРОВАНИЮ, поклонилась и молвила: Проблема – Цель я ставлю пред тобою следующую: формирование у детей представления об особенностях Арктики. Планирование: – Помогу, конечно, детишечкам, но сначала скажи, что знают уже, да чего еще хотят узнать. Ты рассказывай, а я записываю. Модель заполнять будем вместе мы, так называемый «Тремя вопросами». Без нее не спланировать путешествие в те земли холодные, арктические. - Записали они все вопросы те, и план составили как пойти, да куда пойти, где правильные ответы на вопросы те детские найти. И тут молвило ПЛАНИРОВАНИЕ. Планирование. – Пусть займутся детушки поиском, пусть походят поспрашивают у родных батюшек и мамушек, посетят пусть библиотеки и музеи разные, да не забудут и «Гугл» заморский. Обратились они с этим к ПОИСКУ. Тут и ПОИСКА наступил черед. Поиск. – Да работы предстоит больше большего, в один день не управимся. Работа предстоит долгосрочная. Пусть узнают они все, что задумали. Вот и начали детушки поиски. По музеям по библиотекам хаживают, у бабушек и дедушек все выспрашивают, вечерами да с родителями у «гугла» все выведывают. Глобус, да карты изучивают, путь и длинный, короткий прокладывают. На чем лучше добраться подыскивают. Опыты проводят, да экспериментируют: знать хотят, почему же вода то в море-океане соленая? А воспитатель то тоже старается: книги умные им читает, и кинофильмы про Арктику показывает. Интересного много узнали, да с родителями на бумагу записали, а потом сверстникам рассказали, да всякие разные красивые картинки показали. - Тут ПРОДУКТ наконец появился. Продукт – Материалу, у нас больше большего. Все покажем тут, весь товар лицом: тут и выставки, и альбомы есть, и макеты с арктической флорой и фауною. Но проблема у нас и не малая, как мне это все людям - представить. - А тут на помощь пришла ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Вся красивая, да парадная. Презентация: Я конечно помогу, все что вы наработали на электронные носители запишу, потом красиво покажу, кратко, но понятно расскажу! Приглашайте гостей, да родителей, да законных детей представителей! - А когда вся работа закончилась, да детишки узнали много нового, появилось в группе детской «деловое" ПОРТФОЛИО. Портфолио: – Вы собрали все материалы на хранение, да коллегам и проверяющим на рассмотрение. Да как много всего, ай спасибо вам! Вот проект, дак проект, загляденье. - А воспитатель то не нарадуется. Получили детушки знания, о природных условиях Арктики, про животных ее обитателей. И увидела она, что помог тот метод проектный развить активность у детишек познавательную, научил он их находить связи насущные, что между вещами и явлениями. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. А сейчас Ольга Павловна расскажет об индивидуализации проектной деятельности в работе с дошкольниками. Я бы хотела продолжить и рассказать, как в нашей группе ведется работа по развитию познавательной активности детей посредством исследовательских проектов. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно- исследовательская деятельность занимает прочное место в нашей работе с детьми. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Опыт нашей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание начинаем не с передачи «готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности. Планирование свободной самостоятельной деятельности детей предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной познавательной деятельности, развивающая среда. Для этой цели мы организовали в группе «Детскую мини - лабораторию» В неё помещена картотека опытов, конспекты опытов по освоению детьми окружающего мира. При помощи оборудования хранящегося в лаборатории дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, воздухом, песком, глиной, магнитами, камнями. Совместно с детьми пополняем лабораторию разными материалами, собранными в процессе наблюдений на прогулке: песком, глиной, почвой, камнями, веточками, корой разных деревьев, гербариями листьев и цветов, семенами растений. Работу с детьми в «Детской лаборатории» мы начали со знакомства с хозяином – «Профессором Знайкой», который познакомил детей с оборудованием, и правилами поведения. «Профессор Знайка» показывает опыты и ставит перед детьми проблемную ситуацию-вопрос: «Почему змейка вертится», «Почему не тонут корабли», «Как появляются вулканы» и др. После поставленного вопроса сказочного персонажа не торопимся с ответом, предлагая детям самим найти ответ, способствуя тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, для удовлетворения своего познавательного мотива. «Профессор Знайка» может прислать в группу какую-нибудь подсказку книгу, предмет – намек на отгадку, может предложить спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. В своей работе используем как традиционные методы, так и инновационные. Наглядные (наблюдения, экскурсии, иллюстрации, просмотр диафильмов о природе). Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорных материалов). Практические (игры - эксперименты, игры-опыты). Использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды. приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи (сегодня вы увидели в проектах «Весёлый счёт», «Конфеты – польза или вред»). Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования. Общеизвестно, что 80% черт характера ребёнка закладывается в семье. Без помощи семьи успеха в работе добиться довольно сложно. Мы привлекаем родителей к разным видам совместной деятельности. Например, предложили понаблюдать вместе с ребёнком за растениями, птицами, природой. Если в доме есть аквариум, предложили понаблюдать за рыбками, если есть домашние питомцы: кошка или собака, понаблюдать за ними, за их поведением, повадками. Во время наблюдения предлагается ответить на вопросы, которые помогут, например, увидеть своего питомца в различных эмоциональных состояниях. Итогом данных наблюдений, стали индивидуальные проекты детей «Мой домашний любимец», куда вошли рисунки, фотографии, рассказы детей о тех, кого они приручили, за кого теперь в ответе. А потом мы решили завести в своей группе питомцев. Так у нас появился «Живой уголок». В результате работы над проектом «Такие удивительные рыбки» перед детьми встали задачи: изучить особенности среды обитания аквариумных рыб; дать характеристику рыбкам; сделать аквариум в группе. Дети моментально заинтересовались этим проектом. Тем более рыбок приобретали дети с родителями, дали им имена (Вуалехвост – Эльза, чёрная скалярия - папа). Обязательно нужно было узнать название рыбки, описать ее внешний вид, узнать условия содержания, кормления, чтобы рыбка не болела. Причем заселять в аквариум можно только тех рыбок, которые могли бы ужиться вместе, то есть детям нужно узнать информацию и о других обитателях аквариума. Ещё одним жителем нашего «Живого уголка» стала Красноухая черепаха – Дина. Дети наблюдают, как она кушает сырую рыбу, как ест сухие креветки. Кто-то из детей предложил посадить Дину к рыбкам, на что другие закричали, что ни в коем случае, Дина их скушает, она ведь хищная. Когда мы меняем воду, отпускаем её погулять по группе. Несмотря на то, что принято считать черепах медлительными, наша Дина очень быстро передвигается по группе. Дети наблюдают за рыбками и черепахой, кормят их, помогают подливать в аквариум воду, менять воду черепахе. Они просят родителей, чтобы их приводили в детский сад пораньше и забирали попозже, потому что эти процедуры мы проводим утром или вечером и каждому хочется поучаствовать. Проект «Огород на окне» начал свою работу, когда на занятии естествознания, мы посадили лук в прозрачные баночки с водой и стали наблюдать за его ростом и развитием. После нескольких срезок лука, мы решили посадить его в почву и сравнить, где он лучше растет – в воде или в земле. В итоге мы выяснили, что лук хорошо растет и воде и в почве, узнали о целебных свойствах , отведали зеленые перья лука на обед. Мы обратили внимание, что Егор был совершенно равнодушен к наблюдениям за растениями, поэтому мы решили его заинтересовать. Так началась его работа над проектом «Как загрязненная вода влияет на рост и развитие растений». Когда мы решили посеять семена цветов на рассаду для озеленения нашего участка, дети стали задавать множество вопросов «Как?», «Почему?», «Зачем?». Совместно с детьми мы посеяли семена цветов, поливали, когда семена взошли – распикировали их, продолжаем наблюдать, поливать, рыхлить землю. При изучении темы «Цветы» мы решили дать родителям совместно с детьми выполнить творческий проект «Прекрасный мир цветов». В результате в нашей группе появились мастерски выполненные букеты необычайной красоты, а дети узнали информацию о комнатных, садовых и полевых цветах. Во время декады Самопознания мы предложили родителям приять участие в творческом проекте «Домовёнок Кузя» и познакомиться с символом семейного очага домовым, историей его появления, народными приметами. У каждого получился свой неповторимый герой. Мы заметили, что некоторые домовые очень похожи на своих хозяев - детей. В этом году к 1 мая – Дню Единства народов Казахстана, в детском саду каждой группе предложили в порядке жеребьёвки представить одну из национальностей народов, проживающих в Казахстане. Нашей группе выпало представить русских. Мы распределили родителям с детьми задания: сделать русскую избу, предметы мебели – кровать, стол, лавки, люлечку для малыша, русскую печку, огород, забор и т.д. Мама Яны сшила национальную одежду на куклу. Никто не остался без участия. Так с «миру по нитке» наглядно дети познакомились с историей и бытом русского народа. К педагогическому совету мы разработали проект, результатом которого стал уголок здоровья, куда вошли массажные дорожки, спортивный инвентарь для проведения динамических часов после сна и на занятиях, информация о спортсменах – риддерцах, различных видах спорта. Сегодня в презентации Риты вы увидели частицу этого проекта. Также они вместе с папой сделали массажные дорожки в наш спортивный уголок. В процессе формирования элементарных математических представлений и грамоты у детей, мы решили, что дети быстрее запомнят цифры и буквы, если сами их изучат. Детям совместно с родителями было предложено выбрать любимую букву, цифру и найти о них интересную информацию: стихи, загадки, поговорки, сказки, сделать аппликацию, рисунок или модель этой цифры или буквы. В результате дети выучили все буквы и начали складывать слоги, выучили числовой ряд и научились составлять числа до 6 из двух меньших. И это прошло интересно, увлекательно, а главное – дети учились искать информацию, анализировать и систематизировать её, выделять главное, составляя подсказки – мнемотаблицы, учились презентовать - делиться знаниями со сверстниками, с сотрудниками детского сада.. Все это в полной мере способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нем целеустремленности и самоуважения. У родителей непременно появляется уверенность в своих детях, потому что они видят их еще с одной стороны: как активных творцов, способных добиваться поставленной цели. Следовательно, в школе эти дети, при определенной помощи родителей, способны достичь высоких результатов. В процессе поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, устанавливать аналогии. Сравнивать, понимать закономерность. Кроме того, в результате исследовательской деятельности у детей улучшается внимание, развивается зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас, обогащается речевое общение на основе культурных норм. Большая роль в исследовательской деятельности принадлежит и родителям, которые по рекомендациям воспитателя проводят с детьми экскурсии в природу, наблюдают за явлениями природы, знакомятся с растениями, животными. У детей развивается любознательность, интерес к окружающему миру. И на основе имеющихся знаний у детей воспитателю легче проводить исследовательскую деятельность, решать познавательные задачи. В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму". Мы показали вам технологию, Так подходящую к нашим условиям, В ней все понятно, и все логично Она помогает в работе отлично! -А сейчас предлагаем вам провести обратную связь-рефлексию «Плюс – минус – интересно» ПЛЮС (очень понравилось) МИНУС (не сделала бы, изменила бы.) ИНТЕРЕСНО (возьму на заметку., понравилось. и т. д.) Приложение. Сказка Мы часто детям рассказываем сказки, а сегодня я хочу рассказать сказку вам. (Выходят шесть «персонажей» проекта и в определенное для них время читают свой текст). Жили, были дед и баба, и была у них взрослая внучка. А работала она воспитателем, да в дошкольной организации. И пошла она как-то с ребятишками на прогулку, ребятишки по участку бегают да резвятся, а она приглядывает за ними во все глазоньки. Вот проходит мимо песочницы и слышит разговор такой. Говорит один мальчишечка, будто слыхивал, что группа ученых одна собирается в Арктику – землю далекую, чтоб исследовать ту землю дальнюю. Что за Арктика такая, где находится, не смог сказать он товарищам. Услыхала она случайно разговоры те детские. И увидела она тут ПРОБЛЕМУ. Проблема – «Ой бедные детушки, да не знают они про земли те далекие Арктические, да не близкие, да как попасть туда, и кто живет на них. И решила она помочь детушкам, да включить их в познавательную деятельность, чтоб отправить их в путешествие да познать ту землю холодную. Попросила она вежливо: «Ты ступай Проблема к ПЛАНИРОВАНИЮ, пусть подскажет, что делать то дальше нам». И пришла ПРОБЛЕМА к ПЛАНИРОВАНИЮ, поклонилась и молвила: Проблема – Цель я ставлю пред тобою следующую: формирование у детей представления об особенностях Арктики. Планирование: – Помогу, конечно, детишечкам, но сначала скажи, что знают уже, да чего еще хотят узнать. Ты рассказывай, а я записываю. Модель заполнять будем вместе мы, так называемый «Тремя вопросами». Без нее не спланировать путешествие в те земли холодные, арктические. - Записали они все вопросы те, и план составили как пойти, да куда пойти, где правильные ответы на вопросы те детские найти. И тут молвило ПЛАНИРОВАНИЕ. Планирование. – Пусть займутся детушки поиском, пусть походят поспрашивают у родных батюшек и мамушек, посетят пусть библиотеки и музеи разные, да не забудут и «Гугл» заморский. Обратились они с этим к ПОИСКУ. Тут и ПОИСКА наступил черед. Поиск. – Да работы предстоит больше большего, в один день не управимся. Работа предстоит долгосрочная. Пусть узнают они все, что задумали. Вот и начали детушки поиски. По музеям по библиотекам хаживают, у бабушек и дедушек все выспрашивают, вечерами да с родителями у «гугла» все выведывают. Глобус, да карты изучивают, путь и длинный, короткий прокладывают. На чем лучше добраться подыскивают. Опыты проводят, да экспериментируют: знать хотят, почему же вода то в море-океане соленая? А воспитатель то тоже старается: книги умные им читает, и кинофильмы про Арктику показывает. Интересного много узнали, да с родителями на бумагу записали, а потом сверстникам рассказали, да всякие разные красивые картинки показали. - Тут ПРОДУКТ наконец появился. Продукт – Материалу, у нас больше большего. Все покажем тут, весь товар лицом: тут и выставки, и альбомы есть, и макеты с арктической флорой и фауною. Но проблема у нас и не малая, как мне это все людям - представить. - А тут на помощь пришла ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Вся красивая, да парадная. Презентация: Я конечно помогу, все что вы наработали на электронные носители запишу, потом красиво покажу, кратко, но понятно расскажу! Приглашайте гостей, да родителей, да законных детей представителей! - А когда вся работа закончилась, да детишки узнали много нового, появилось в группе детской «деловое" ПОРТФОЛИО. Портфолио: – Вы собрали все материалы на хранение, да коллегам и проверяющим на рассмотрение. Да как много всего, ай спасибо вам! Вот проект, дак проект, загляденье. - А воспитатель то не нарадуется. Получили детушки знания, о природных условиях Арктики, про животных ее обитателей. И увидела она, что помог тот метод проектный развить активность у детишек познавательную, научил он их находить связи насущные, что между вещами и явлениями. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец. | |
Просмотров: 307 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|