Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
План проведения семинара: 1.Теоретический этап- 15 января 2015 г. Участники: творческая группа. 2.Практический этап: 1 часть – 20 января; участники: творческая группа, воспитатели и специалисты детского сада. 2 часть – 23 января, участники: воспитатели 1, 2, 5, 6, 7 групп. Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми; знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и её применением в разных формах работы в детском саду. Теоретический этап: План проведения: 1.Вступление (рассказ о плане проведения семинара, работе творческой группы). 2.Показ видеоролика с участием В.В. Воскобовича в программе «Разбудильник». 3.Рассказ о В.В. Воскобовиче, как создателе развивающих пособий, о принципах работы с ними. 4.Просмотр презентации «Сказочные лабиринты игр В.В. Воскобовича», с краткой характеристикой каждого пособия В.В. Воскобовича. 4.Подведение итогов теоретического этапа семинара-практикума. Практический этап: Предварительная работа: воспитатели и специалисты не глядя достают из коробки карточку с изображением персонажа (Малыш Гео, Незримка Всусь, Ворон Метр, в зависимости от этого делятся на 3 команды). в зале стоят 3 стола с фигурками персонажей на них. Названия командам присваиваются в зависимости от имени персонажа. Выбор жюри: заведующая детским садом Ахметова А.С., методист детского сада Разина Т.В. План проведения: 1.Вступление, выбор жюри; ответственная: Плужникова А.Ш. 2.«Дерево ожидания»; ответственная: Плужникова А.Ш. 3.Проведение конкурсов. 4.Подведение итогов игры, награждение победителей 5.Отзывы педагогов (рефлексия). 6.Итог. Ход проведения: - Сегодня мы начинаем семинар-практикум «Сказочные лабиринты игр Воскобовича», который пройдёт в 2 этапа: 1 этап – теоретический, на котором мы расскажем о проделанной нами работе, о том, кто такой Вячеслав Вадимович Воскобович, посмотрите видеоролик с его участием и на основе презентации мы сделаем краткую характеристику развивающих игр В.В. Воскобовича. 2 этап – практический, делится на две части: первая часть – 20 января, участники творческая группа и воспитатели и специалисты детского сада; 2 часть – 22 января, участники – воспитатели групп 1, 2, 5, 6,7. - Немного о работе нашей творческой группы. На начальном этапе был разработан годовой перспективный план работы творческой группы, согласованный и утверждённый заведующей детским садом Ахметовой А.С.. Согласно этому плану мы был разработан перспективный план по ФЭМП во второй младшей, средней и старшей группах с применением развивающих игр В.В. Воскобовича. На основе индикаторов, предлагаемых программой, были разработаны индикаторы компетентностного развития по ФЭМП с применением развивающих игр В.В. Воскобовича и задания к ним. Проведён мониторинг по трём направлениям: во второй младшей группе сравнивались результаты детей на начало и середину года; в средней группе сравнивались результаты детей между контрольной группой № 7 и экспериментальной группой № 8; в старшей группе результаты контрольной и экспериментальной подгруппы одной группы. На общем родительском собрании на тему «Технология В.В. Воскобовича, как одна из форм развития творческой и познавательной активности дошкольников» показали видеоролик с фрагментами ОУД по ФЭМП с применением игровой технологии В.В. Воскобовича. На протяжении всего года ОУД проводилась и будет проводиться с применением развивающих игр В.В. Воскобовича, немного корректировалась цель проведения ОУД и содержание в соответствии с пособием. К концу года будет окончательно разработан перспективный план и технологические карты по ФЭМП с применением развивающих игр В.В. Воскобовича по 2 младшей, средней и старшей группам. На основе всего собранного материала планируется создание приложения к методическому пособию по формированию элементарных математических представлений. 2.Показ видеоролика «Разбудильник» с участием В.В. Воскобовича. Ответственная Семидоцкая О.А -Сейчас мы вам предлагаем посмотреть видеоролик с участием В.В. Воскобовича в программе «Разбудильник». 3.Рассказ о В.В. Воскобовиче, принципах работы с играми (на основе первого слайда презентации) Ответственная Плужникова А.Ш. Кто же такой, этот Воскобович, который придумал такую волшебную технологию как "Сказочные лабиринты игры"? Вячеслав Вадимович Воскобович, петербуржец, физик по образованию, отец двух маленьких детей. Как то раз он обратил внимание на отношение своих детей к игрушкам, которые все были как бы "одноразовыми". Дети сначала радостно кидались к новым игрушкам. Но потенциал этих серийных производственных штамповок был слишком ничтожным. Один раз ребенок разберет и соберет игрушку, другой раз повертит ее так и сяк, третий… А затем? Он все уже знает об этой игрушке, все умеет, и она не интересна ему. То, что называется "надоело"! И каждый раз попытка заинтересовать детей новыми игрушками разбивалась об ту же проблему - любые игрушки были одноразовыми, не универсальными. А ведь игра для ребенка - это постижение мира, это приобретение навыков для вхождения в жизнь, для социализации. И Воскобович решил попробовать сам придумать игры и игрушки для своих детей. Он, в поисках решения такой сложной задачи, познакомился с опытом Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Первыми плодами его раздумий стали игры "Геоконт" и "Игровой квадрат" или, как его теперь называют, "Квадрат Воскобовича". Данные игры не работают по принципу – один раз собрал и отложил, а являются универсальными творческими пособиями, которые можно использовать многократно.В дальнейшем была составлена целая обучающая методика Воскобовича, направленная на всесторонне развитие ребенка. Следует отметить, что основу развивающих игр Воскобовича составляет познавательный интерес, творческое начало и обучение. Дети в процессе игры погружаются в мир сказки и приключений, а также знакомятся с веселыми персонажами, которые развивают у ребенка творческий потенциал, фантазию и логику. С помощью одной игры ребенок может изучить цвета и формы, освоить счет и буквы, а также развить мелкую моторику рук и многие психические процессы. Принципы методики Воскобовича. Автор методики Вячеслав Вадимович Воскобович уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным. В связи с этим, один из принципов методики Воскобовича – интересные сказки.Каждую развивающую игру Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. Для родителей без специального образования данные методические разработки являются настоящей ценной находкой. Ведь можно основываясь на сюжет сказки легко играть с малышом, выполняя различные творческие задания. Вторым принципом методики Воскобовича является игра с пользой.Развивающие игры автора достаточно многофункциональны. В игровой форме можно обучаться чтению или счету, параллельно развивая логику, мышление, память и другие психологические процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всесторонне развивать и обучать малыша. Третий принцип авторской методики Воскобовича заключается в развитие у ребенка творческого начала. Игры и сказки Воскобовича помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал. Выполнение нетрадиционных заданий различного уровня сложности способствует формированию раннего креативного мышления у детей. Детки, которые развиваются по методике Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить. В чем же особенности игр Воскобовича? 1. Каждая игра имеет свои отличительные конструктивные элементы. Например, в «Геоконте» - это динамическая резинка, в «Прозрачном квадрате» - прозрачные и непрозрачные части, в «Квадрате Воскобовича» одновременно использованы жесткость и гибкость. 2. Игры Воскобовича подходят для детей широкого возрастного диапазона. Они интересны и для трехлеток, и для семилеток, и даже для учеников средней школы. Для малышей предусмотрены несложные одно- или двухшаговые упражнения, для старших ребят есть сложные многоступенчатые задачи. 3. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику ручек.4. В играх Воскобовича заложен огромный творческий потенциал. Малыш имеет возможность осуществлять свои творческие задумки в реальность. 5. Все игры Воскобовича имеют сказочную огранку. Ребенку намного интереснее играть не просто с квадратами и треугольниками, а с Нетающими Льдинками или разноцветными паутинами Паука Юка. Вместо того, чтобы изучать дроби, ребенок разгадывает Секреты Чудо-Цветика, в чем ему помогает Малыш Гео. Новое и необычное всегда лучше привлекает внимание и легко запоминается. 6. Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Игра интригует, мобилизует внимание малыша, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Малыш образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Взрослый – это равноправный партнер в игре, которая «сама» занимается обучением. Для каждого занятия с персонажами можно придумывать новые истории и путешествия. Игры Воскобовича можно применять как в домашней обстановке, так и в детских садах, развивающих центрах. 7. Игры не просто учат «читать-считать», они развивают такие качества личности-творца, как оригинальность и творческое мышление, дивергентность суждений, а также учат человеческим взаимоотношениям. 4.Посмотр презентации «Сказочные лабиринты игр В.В. Воскобовича», с пояснениями творческой группы. Ответственные: Семидоцкая О.А., Щеголькова Ю.В.. Плужникова А.Ш.. 4.1 Семидоцкая О.А. (чудо-крестики, чудо-соты, чудо-цветик, игровизор, геовизор, снеговик, ромашка, яблонька, восьмёрки, шнур-затейник). - Уважаемые коллеги представляем вашему вниманию развивающие игры, авторами которых является В.В. Воскобович. «Чудо - крестики» Игра-головоломка с множеством задач. "Чудо — крестики 1" - игра-собиралочка (в этой игре нужно вложить детали разрезанных крестиков в пазы внутри планшета – настоящая головоломка). "Чудо — крестики 2" - плоский конструктор (ребенок собирает из деталей игры картинки предметов по схемам). "Чудо – крестики 3" - творческие игры, в которых ребенок сам составляет сюжетные картины. "Пятилетний малыш легко соберет эти крестики. Но задача заметно усложнится, если детали сделать не цветными, т.е перевернуть их. Тут уж надо подумать! Целый парк автомобилей, гардероб платьев, зоопарк животных, рой бабочек и т.д." Возраст: 4-5 лет. «Чудо - цветик» В набор входит цветная рамка с двумя вкладышами Чудо-цветиками. Один из цветиков одноцветный и разделен на 10 частей, а второй четырехцветный и разделен на 4 неравные части (одну десятую, две десятых, три десятых и четыре десятых части круга). Кроме того в комплекте альбом узоров-заданий для выкладывания фигурок и инструкция-сказка с историями и заданиями. Сказка называется «Тайна поляны чудесных цветов». Взрослый читает сказку ребенку и задает вопросы от имени разных персонажей и просит выполнить разные задания, упражнения.. Таким образом всего предложено 3 типа заданий: собиралочка (детали надо правильно разместить в нишах), головоломка (из деталей малыш складывает предлагаемые в схемах фигурки), задания на освоение понятий часть-целое и дроби. Возраст: от 3 лет «Чудо — соты» Чудо-соты - занимательная игра, в ходе которой ребенок сначала конструирует фигуры в форме сот из отдельных частей, а затем составляет предметные силуэты по схемам. «Игровизор» "Игровизор" - это интеллектуальный тренажер. Он представляет собой папку, куда вкладываются листы с заданиями. Основа папки картонная, а верхний лист - из прозрачной пленки. Дети вкладывают лист игрового задания в папку и выполняют задания фломастером на водной основе. Фломастер оставляет яркий след, который легко стирается сухой бумажной салфеткой. Эта особенность "Игровизора" позволяет многократно использовать листы игровых заданий. «Геовизор» С помощью координатной сетки "Геовизора" можно "зашифровать" любую фигуру. Например, квадрат - это К4-Ж4-Г4-Ф4. Соединяешь точки, раскрашиваешь, а не нравиться - стираешь бумажной салфеткой. Игра представляет собой картонный планшет, брошюрку с заданиями и маркер. Изображения (согласно заданиям) рисуются маркером на экране, след маркера легко стирается салфеткой. Возраст: 5-9 лет «Снеговик», «Яблонька», «Ромашка» Игра-шнуровка "Снеговик", "Яблонька", "Ромашка" – это развлечение и обучение детей самого разного возраста. Из букв ключевого слова можно составить более 200 новых слов. Соединяет буквы шнурок, который наматывается на кнопки или продевается сквозь них. К играм прилагается инструкция с несколькими вариантами игр. Есть задания для совсем маленьких деток 2–3 лет. Они достаточно простые и заключаются в отработке навыков шнурования. А тем ребятам, которые уже знакомы с алфавитом, будет интересно писать, и читать слова, написанные шнурком, составлять слова из трех или четырех букв, использовать волшебную звездочку (заменитель любой буквы) и так далее. Для детей от 3 лет. «Шнур — затейник» Шнур-затейник раскроет детям секреты фокусов Филимона Коттерфильда (герой к игре) и заодно научит ребенка ориентироваться на плоскости, писать графические диктанты, выкладывать узоры и писать буквы. Для детей от 3 лет. «Волшебная восьмерка» Игра познакомит ребенка с цифрами. С ней ребенок не только играючи запомнит цифры от 1 до 9, но и познакомится со структурой их начертания. А так же узнает все цвета радуги и запомнит их названия; освоит счет; научится сравнивать, анализировать. Игра представляет собой небольшую дощечку, имеющую отверстия, в которые продета круглая резинка. Под нее ребенок должен подкладывать разноцветные части цифр, но не в хаотичном порядке, а используя особую считалку, обозначающую названия цветов. Она звучит так: «Кохле-Охле-Желе-Зеле-Геле-Селе-Фи», начальные буквы в ней – начальные буквы цветов радуги. Самое основное правило – цвета должны идти в строго определенном порядке. Это позволит ребенку составлять цифры не только из палочек, но и мысленно. Вы можете давать ему задания на поиск ошибок в составленных вами цифрах, в устранении неверной последовательности цветов, а так же придумывать свои собственные задания. Помимо прочего, «Волшебная восьмерка» хорошо развивает цветовосприятие, мелкую моторику рук, координацию «глаз-рука», понимание пространственных отношений, помогает воспринимать цифры не только визуально, но и на ощупь. 4.2 Щеголькова Ю.В. (коврограф «Ларчик», геоконт, логоформочки, змейка Воскобовича). Игровой обучающий комплекс «Коврограф Ларчик» представляет собой игровое поле из ковролина размером 1 Х 1 м с нанесенной на него сеткой. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные липучки», «Эталоны цвета», «Буквы, цифры». Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность проведения занятий. Сетка на коврографе помогает знакомить дошкольников с пространственными, количественными отношениями, облегчает построение различных геометрических контуров. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности, как детей, так и педагогов. Детский народ называет Геоконт "дощечкой с гвоздиками" или "разноцветными паутинками". Это, действительно, игровое пособие, приложение к сказке. "Пособие" Геоконта представляет собой фанерную дощечку. На дощечке укреплены координатная пленка и разноцветные пластмассовые гвоздики. На эти гвоздики во время детских игр и фантазий натягиваются разноцветные "динамические" резинки. Геоконт, конструктор форм или резиновый конструктор открывает ребёнку мир геометрических и образных превращений. Геоконт развивает различение цветов радуги, освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; умение строить симметричные и несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве, умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному объяснению и собственному замыслу; развивает внимание, память, логическое мышление, воображение, творческие способности, моторику рук. Несмотря на все плюсы геоконта есть и один минус. На нём невозможно построить предметы круглой формы. Логоформочки. Это еще одна прекрасная развивающая игра Воскобовича. Поле игры разделено на квадраты размером 3х3. Внизу поля находится подвижная линейка. Передвигая линейку, можно моделировать геометрические и любые другие составные фигуры, которые составляются из 3 геометрических эталонных фигур красного цвета (круг, треугольник, квадрат) и 6 составных фигур зеленого цвета. Шесть составных фигур путем соединения верхней и нижней частей геометрических эталонных фигур. Каждая составная фигура имеет название по сходству с соответствующим предметом: грибок, вазочка, окно и т.д. Есть много вариантов игры в Логоформочки Воскобовича. В них играют и дома, и в детских садах. Например, мама или воспитатель детского сада может выложить фигуру "грибок" на линейке, а ребенку необходимо найти на игровом поле получившуюся фигуру и вложить ее в ячейку или в формочку. К тому же, ребенку можно объяснить, из каких геометрических фигур состоит "грибок" (круг и треугольник). У Логоформочек Воскобовича есть еще одно достоинство - фигурки могут служить раскрасками, их можно обводить и разукрашивать, рисовать с помощью них различные сюжеты. "Логоформочки" Воскобовича способствуют развитию у детей внимания, памяти, логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Ребенок научится анализировать, сравнивать, объединять части в целое. Игрушка змейка выполнена следующим образом: тканевая лента, на которой с обеих сторон приклеено по 4 квадрата. Каждый квадрат состоит из 4 треугольников – с одной стороны синие и желтые, с другой – красные и зеленые. Между треугольниками – свободное место ленты, за счет этого и получается змейка – есть возможность сгибать ленту во многих местах, конструируя всевозможные фигуры, а именно: - плоскостные фигуры (грач, золотая рыбка, конфета, панама, мышка и еще 30 фигур из красочного вкладыша-инструкции); - цветовые фигуры - здесь предлагается сложить дорожки, островки, тропинки и квадраты так, чтобы они были такими же по цвету (и форме), как на цветном вкладыше-инструкции); - объемные фигуры (рыбка, бабочка, краб и др. – 9 объемных фигур). Игра развивает: - сенсорные способности: умения различать и называть геометрические фигуры, определять их размеры; - интеллект: процессы внимания, памяти, умения сравнивать и анализировать, гибкость мышления, сообразительность, пространственное воображение; - мелкую моторику рук. 4.3 Плужникова А.Ш. (двухцветный квадрат Воскобовича, математические корзинки, теремки, читайка на шариках, счётовозик, корабль «Плюх-Плюх», корабль «Брызг-Брызг», корабль «Буль-буль». 5.Итог: Ответственная Семидоцкая О.А.. - Подошёл к концу первый - теоретический этап нашего семинара. Следующий этап – практический – 20 января. Домашнее задание для воспитателей ДОУ: к 23 января разработать технологические карты по ФЭМП с применением развивающих игр В.В. Воскобовича. Защита технологических карт состоится на 2 части практического этапа – 23 января. Технологические карты предоставлять в электронном виде. Отзывы о проделанной работе (заведующая детского сада, методист детского сада, воспитатели групп, специалисты). 2.Практический этап: Цель: знакомство и практическая работа педагогов с играми В. В. Воскобовича. Предварительная работа: воспитатели и специалисты не глядя достают из коробки карточку с изображением персонажа (Малыш Гео, Незримка Всусь, Ворон Метр, в зависимости от этого делятся на 3 команды). в зале стоят 3 стола с фигурками персонажей на них. Названия командам присваиваются в зависимости от имени персонажа. Выбор жюри: заведующая детским садом Ахметова А.С., методист детского сада Разина Т.В. План проведения: 1.Вступление, выбор жюри; ответственная: Плужникова А.Ш. 2.«Дерево ожидания»; ответственная: Плужникова А.Ш. 3.Проведение конкурсов. 4.Подведение итогов игры, награждение победителей 5.Отзывы педагогов (рефлексия). 6.Итог. Ход: 1.Вступление (рассказ о ходе проведения практического этапа семинара). -Сегодня мы начинаем второй практический этап семинара «Сказочные лабиринты игр В.В. Воскобовича». На предыдущем этапе вам была предложена выставка пособий В.В. Воскобовича и их краткая характеристика и принципы работы с этими развивающим играми. Сегодня у вас будет возможность познакомиться с играми с практической точки зрения, а проще говоря, поиграть. Наша сегодняшняя игра будет носить командный соревновательный характер. 2.Деление на команды. Выбор жюри. Оценивание по трехбалльной системе. 3.«Дерево ожидания». Цель: развивать умение определить прогнозируемый результат встречи. - Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то мы предлагаем вам тоже включиться в игру. - Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях. Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи. Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» 4.Проведение игры: Конкурс 1 (Плужникова А.Ш.): за минуту времени напишите как можно больше достоинств развивающих игр В.В. Воскобовича. Достоинства: 1.Широкий возрастной диапазон игр; 2.Многофукциональность; 3.Решение большого количества образовательных задач; 4.Вариативность игровых заданий и упражнений; 5.Совершентсвуется речь, мышление, внимание, память, воображение; 6.На основе сказки ребёнок получает необходимые знания, осваивает буквы и цифры, узнаёт и запоминает цвет или форму, учится считать, ориентироваться в пространстве, тренирует мелкую моторику рук; 7.Творческий потенциал каждой игры. Участникам раздаются двухцветные квадраты В.В. Воскобовича. Конкурс 2 (Семидоцкая О.А): за минуту времени придумать и сложить как можно большее количество фигур, придумать им название. Оцениваться будет не только количество сложенных фигур, но и фантазия участников. Жюри проверяет количество фигур, оценивает творческий подход к решению задачи. - Слово для подведения итогов 1 и 2 конкурса предоставляется жюри. Конкурс 3 (Семидоцкая О.А.): за минуту времени выложите на основе игры «Чудо-крестики» как можно больше занимательных фигур. В этом конкурсе оценивается не только количество придуманных предметов, но и их оригинальность, творческий подход к решению задачи. Конкурс 4 (Семидоцкая О.А.). -Сейчас мы предлагаем вам немного отдохнуть и послушать сказку. Читает сказку Плужникова А.Ш, показывает сказку Щеголькова Ю.В.. Играет музыка. Задание: используя коврограф «Ларчик» и приложение к нему придумать и показать сказку о буквах, цифрах, геометрических фигурах…. - Слово для подведения итогов 3 и 4 конкурса предоставляется жюри Конкурс 5 (Щеголькова Ю.В.): дети называют эту игру «Дощечка с гвоздиками». Но для ребят - это не просто доска, а сказка - "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава». На игровое поле "Геоконт" нанесена координатная сетка. На гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Резиночки у геоконта разные: две резиночки петельки разного цвета и размера и одна резиночка с ушками. Предлагаю капитанам команд выбрать по одной карточке с заданием: 1 карточка: Помоги малышу Гео добраться до сказочного острова с помощью геоконта. 2 карточка: Помоги Пчёлке Жуже спрятаться от дождя с помощью геоконта. 3 карточка: Выложи на геоконте одинаковые геометрические фигуры разной величины. Конкурс 6: придумайте за минуту времени как можно больше слов, используя развивающее пособие «Яблонька». Звёздочка является заменителем любой буквы. Команды зачитывают слова, повторяющиеся слова не учитываются. Оценивание: 1 балл – 1 слово. 5.Подведение итогов игры. - Слово для подведения итогов игры предоставляется жюри. Награждение команд грамотами. 6.Рефлексия. -Вначале семинара-практикума мы предложили вам отразить ожидаемый вами результат от нашей сегодняшней встречи на листочках Дерева Ожидания. - Оправдались ли ваши ожидания. Просим высказать своё мнение. - 22 января состоится заключительный этап семинара-практикума на котором воспитатели групп 1, 5,6,7 предоставят нашему вниманию разработанные технологические карты с применением развивающих игр В.В. Воскобовича. - Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами: В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок. . | |
Просмотров: 545 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|