В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ « МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ» Караганда 2010 год СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ К современному уроку выдвигается ряд общих требований, выполнение которых повышает эффективность уроков, а значит и качество образования. В педагогической литературе число таких требований колеблется от 6 до 18 и более. Рассмотрим систему требований к современному уроку, которую предлагает Ю.Б. Зотов: Требования к структуре говорят о необходимости: 1.Правильно определить дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме (весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, и продумываются оптимальные средства ее достижения); 2.Определить тип урока, продумать и обосновать его структуру (все части урока должны быть взаимосвязаны друг с другом); 3.Связать данный урок с предыдущими и последующими уроками; 4.Отобрать и применить оптимальное сочетание методов изучения нового материала; 5.Обеспечить систематический и разнообразный обучающий контроль знаний учащихся; 6.Продумать систему повторения и закрепления изученного материала; 7.Найти оптимальное место домашнему заданию. Требования к подготовке и организации урока сводятся в основном к следующим: 1.Обеспечить на уроке охрану здоровья школьников (соблюдать технику безопасности, гигиену труда, чистоту помещения); 2.Начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирования системы уроков по данной теме; 3.Своевременно подготовить к каждому уроку демонстрационный и дидактический материал; 4.Обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по данной теме; 5.Создать возможность для учащихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя. Требования к содержанию урока и процессу учения: 1.Урок должен быть воспитывающим; 2.Выполнение требований, вытекающих из основных дидактических принципов; 3.На уроке следует воспитывать любовь к природе; 4.Процесс поиска истины должен быть строго обоснованным, умозаключения учащихся и учителя доказательными, лабораторные и практические работы должны включать элементы творческого поиска; 5.В процессе учения надо воспитывать аккуратность, терпеливость, упорство в достижении цели, умение вести себя в коллективе и т. д. Требования к технике проведения урока: 1.Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях; 2.Темп и ритм урока должен быть оптимальным, действия учителя и учеников завершенными; 3.Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке; 4.Создание атмосферы доброжелательности и активного творческого труда; 5. Изменение по возможности виды деятельности учащихся, оптимально сочетать разнообразные методы обучения; 6.Управление учебным процессом на уроке, большую часть урока активно работают учащиеся. Выделяется ряд показателей эффективности современного урока: логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в течение урока была обеспечена оптимальная для данного класса смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; дидактическая задача урока решена. Основной идеей современного урока является единство обучения, воспитания и развития. КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: - объяснять, что такое цель урока; - уметь преобразовать общую цель урока в систему знаний и умений, которыми должен овладеть ученик на уроке; - проводить опрос с позиций достижения целей учителем, и учеником; - объяснять, почему новый материал - часть целостной «картины мира». КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ УРОКОВ (по И.Ф. Харламову), ИСХОДЯ ИЗ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ: I. Комбинированный урок. Этапы: 1,2,3,4,5,6,7 (см. ниже) Цели: объединение всех этапов урока II. Урок усвоения новых знаний учащихся. Этапы: 1, 4, 5, 6,7. Цели: формирование знаний, умений, навыков. III. Урок закрепления изучаемого материала. Этапы: 1,4, 6,7. Цели: закрепление и осмысление изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. IV. Урок повторения. Этапы: 1,4, Этап повторения (за счет времени 2,3,5,6),7. Цели: предотвращение забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. V. Урок систематизации и обобщения нового материала. Этапы: 1, 4, этап обобщения и систематизации (2,3,5,6), 7 Цели: обобщение и систематизация единичных знаний в единую систему. VI. Урок проверки и оценки знаний Этапы: 1, 4,3, 7. Цели: проверить качество знаний учащихся. ПЯТЬ УРОВНЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ (В.А. ОНИЩУК): 1. Проверка знаний учащихся фактического материала и элементарных внешних связей между предметами и явлениями; 2. Проверка умений учащихся воспроизводить формулировку понятий, законов и объяснять их сущность; 3. Выявление качества обобщения и систематизации знаний; 4. Проверка умения применять знания, умения, навыки в стандартных условиях или заранее заданной ситуации; 5. Проверка умений учащихся применять знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях. ЭТАПЫ УРОКОВ: 1.Организационный этап 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний. 4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний 7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. Учебно-воспитательная задача этапа. Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию. Содержание этапа 1. Приветствие – первый ключ к сотрудничеству. 2. Определение отсутствующих. 3. Проверка готовности учащихся к уроку. 4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. 5. Организация внимания. Показатели выполнения психической задачи урока. 1. Доброжелательный настрой учителя и учащихся 2. Кратковременность организационного момента. 3. Полная готовность класса и оборудования урока к работе. 4. Быстрое включение класса в деловой ритм. 5. Организация внимания всех учащихся. 2. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ: Учебно-воспитательная задача этапа. Проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всем классом, выяснить причины невыполнения задания отдельными учениками, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, навыках и умениях, осуществлять дальнейшее совершенствование последних. Содержание этапа 1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом. 2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы это задание было выполнено на следующий день. 3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления. 4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закреплялись в памяти. 5. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся, привлечение учеников-консультантов. 6. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: 1.Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 минут). 2. Обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации. 3.Использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания. 4. Формирование понимания у учащихся связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще. 3.ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. Учебно-воспитательная задача этапа. Глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. Проверка организации методики самостоятельной домашней работы ученика. Организация в ходе опроса отдельных учащихся коллективной познавательной деятельности всех учащихся. Осуществление развития речи и мышления отвечающих учеников. Сформировать у учащихся навыки правильного воспроизведения своих знаний и умений. Развить аналитичность и критичность мышления учащихся. Воспитать чувство коллективизма и сопереживания успехам и неудачам своих товарищей. Прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку своей деятельности как учителя. Содержание этапа: 1. Проверка различными методами объема и качества усвоения материала отдельными учениками; 2. Проверка образа мышления отвечающих учеников. 3. Проверка сформированности общеучебных и социальных навыков и умений. 4. Комментирование (оценивание) ответов учащихся; 5. Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: 1.Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но и их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использования на практике. 2.Рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках и на указание того, что необходимо сделать для усовершенствования приемов самостоятельной работы. 3. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся. 4. ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВЕИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Учебно-воспитательная задача этапа. Организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбрать конкретные средства для ее достижения. Содержание этапа 1. Сообщение темы изучения нового материала; 2. Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала; 3. Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению: 4. Постановка перед учащимися учебной проблемы. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: 1. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах. 2. Эффективность восприятия и осмысления нового материала. 3. Понимания учащимися практической значимости изучаемого материала. ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Учебно-воспитательная задача этапа. Дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона. Добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. Добиться усвоения учащимися метода воспроизведения изучаемого материала. На основе приобретенных знаний выработать соответствующие навыки и умения. Содержание этапа. 1.Организация внимания. 2. Организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для школьников учебного материала. 3. В ходе освоения нового материала обучать учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала, умениям и навыкам рационально учиться. 4. Осуществлять этот этап, как впрочем, и все другие, на основе создания ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становится ученик. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: 1. Если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов учащихся на следующих этапах урока. 2. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, программированных машин или учебников показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Учебно-воспитательная задача этапа. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им самостоятельной работы по новому материалу. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие навыки и умения. Содержание этапа. 1. Закрепление новых знаний и умений. 2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний. 3. Одновременно с закреплением углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий учащимися. 4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях. 5. Выработка соответствующих навыков и умений. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: 1. Выяснение учителем прочности и уровня осознанности знаний учащихся. 2. Умение учащихся узнавать и соотносить факты, с понятиями, правилами и идеями. 3. Умение воспроизводить идеи нового материала. 4. Умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки. ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ. Учебно-воспитательная задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность акта выполнения домашнего задания. Подвести итоги урока. Содержание этапа. 1. Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся. 2. Мотивирование домашнего задания, учитывайте индивидуальные склонности и желания. 3. Подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания. Используйте дифференцированное домашнее задание. 4. Проверка того, что учащиеся поняли содержание работы и способы выполнения. Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: 1. Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками класса выясняется на следующем уроке. Подробнее смотри в книге Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336с. СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ УРОКОВ. 1. ТИПЫ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ ПО В.А. ЩЕНЕВУ Уроки форми-рования новых знаний Уроки обуче¬ния умениям и навыкам Уроки повторения и обобщения знаний, закреп¬ления умений. Уроки про верки и учета знаний и умений Уроки лекци¬онной формы. Уроки-зкспедиции (путе-шествия). Уроки-исследо¬вания. Уроки-инсценировки Практикумы практических работ. Сочинения. Уроки-диалоги. Уроки с роле¬вой, деловой игрой Семинары вне-классного чтения Повторительно-обобщающие. Диспуты игровые: КВН. «Что? Где? Когда?» «Поле чудес», «Счастливый случай» Зачетные. викторины. Конкурсы. Смотр знаний. Защита творческих работ, проектов. 2. ТИПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ПО С.В. КУЛЬНЕВИЧУ Уроки, отражающие современные общественные тенденции Уроки с использованием игровых ситуаций: Уроки творчества Традиционные уроки с новыми аспектами Урок, построенный на инициативе учащихся, урок - общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением компьютеров. Урок - ролевая игра, урок - пресс-конференция, урок-соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок - театрализованное представление. Урок-сочинение, урок- выпуск "живой газеты", урок изобретательства, комплексно-творческий урок, урок -осмотр самодеятельной выставки. Урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет. 3. УРОКИ С ИЗМЕНЕННЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ: -уроки с измененными способами организации: урок-лекция, лекция-парадокс, защита знаний, защита идей, урок вдвоем, урок-встреча; - уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок творчества, урок-сочинение, урок изобретательства, урок - творческий отчет, комплексно-творческий отчет, урок выставка, урок изобретательства, урок-"удивительное рядом", урок фантастического проекта; -урок-рассказ об ученых: урок-бенефис, урок портрет, урок сюрприз, урок - подарок от Хоттабыча; - уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, урок-экспедиция, защита туристических проектов; - уроки с игровой состязательной основой: урок-игра:"Придумай проект", урок-"домино", проверочный кроссворд, урок в форме игры "Лото", урок типа:"Следствие ведут знатоки", урок-деловая игра, игра-обобщение, урок типа КВН, урок:"Что? Где? Когда?", урок эстафета, конкурс, игра, дуэль, соревнование: урок-журнал, урок-викторина, урок-футбольный матч, урок-тест, урок-игра для родителей, урок-ролевая игра:"Семья обсуждает свои планы", урок-дидактическая игра, урок-кроссворд, игра-обобщение, урок- "счастливый промысел", урок-игра "Восхождение"; - уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет, защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения, урок-общественный смотр знаний, урок-консультация, итоговое собеседование, ученическая конференция. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: 1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении. 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность на уроке. 3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 4. Поддержка альтернативности, множественности мнений. 5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения. 6. "Скрытая" (педагогически целесообразная) дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям. 7. Использование оценки в качестве формирующего (а не только результирующего инструмента). Как первая, так и вторая группы принципов задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на весьма конкретную деятельность обучения. Выделяются 3 периода: подготовительный, собственно урок, и его анализ. 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимо дидактического материала и т. д. 2. СОБСТВЕННО УРОК (выделяется 3 основных этапа): Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи. Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности; возрастные и психологические особенности. Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных "нестандартных" формах организации их мыслительной активности. Третий этап посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а "растворяется" в каждом из предшествующих этапов. 3. АНАЛИЗ данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения - эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. 1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические. 2. По степени взаимодействия учителя и учащихся: изложение, беседа, самостоятельная работа. 3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и.т.д. 4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский. 5. По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный. 6. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный (сравнение и аналогии). 7. По характеру методов стимулирования учения: познавательные игры, учебные дискуссии, создание ситуации занимательности, создание ситуаций эмоционального переживания, поощрение, порицание. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ОСНОВЕ. 1. Мотивации и стимулиро-вании 1.1. Формиро¬вание интереса к учению Познавательные игры, учебные дискус¬сий, методы эмоционального стимулиро¬вания (опора на жизненный опыт, созда¬ние ситуаций успеха и др.), методы ин¬теллектуального стимулирования ("мозго¬вой штурм", "развивающая кооперация", выполнение творческих заданий и дру¬гие). 1.2. Формиро¬вание долга и ответствен-ности Предъявление диагностических целей, учебных требований, информации об обя¬зательных результатах обучения; поощре¬ния, порицания; стимулирующего оцени¬вания результатов учения. 2. Организа¬ции и осуще¬ствления учебно-познава-тельной дея-тельности. 2. 1. Перцеп¬тивные (пере¬дачи и воспри¬ятия учебной информации). Словесные методы Наглядные методы Аудиовизуальные методы Практические методы Словесные (рассказ, беседа, лекция, диа¬лог и др. наглядные (демонстрации на¬туральные, художественные, графические, символические, аудиовизуальные (соче¬тания словесных и наглядных методов, кино-, диа-. теле-, видео- показ), практи¬ческие (преобразование учебного мате¬риала, упражнения, эксперимент, выпол¬нение трудовых заданий). 2.2 .Логические (организации и осуществления мыслительных операций). Индуктивные, дедуктивные, сравнения, сопоставления, аналогии, анализа, синте¬за, выделения главного, абстрагирования, конкретизации, обобщения, систематиза¬ции, алгоритмизации и др. 2.3. Гностич¬еские (по ха¬рактеру позна¬вательной дея¬тельности) Информационно- рецептивные, инструк¬тивно- репродуктивные, проблемные, эв¬ристические или - частично- поисковые, исследовательские. 2.4. Само-управления учебно-познавательной деятельностью. Работа под руководством учителя или учащегося, оказания дозированной помо¬щи (с опорой, памяткой, конспектом, ал¬горитмом, программированным пособием, компьютером, подсказкой, консультацией и др.), самостоятельной работы. 3. Методы контроля и самоконтроля 3.1. Экспертно¬го контроля и коррекции. Устного, письменного, лабораторного, хронометрированного, машинного кон¬троля и коррекции; 3.2. Взаимного контроля и коррекции. Комментированного выполнения заданий взаимопроверки, рецензирования, коллек¬тивного смотра знаний и умений и др. 3.3. Самостоя-тельного кон¬троля и кор¬рекции. Рефлексии деятельности, самопроверки, работы над ошибками, проверки с помо¬щью нормирующих средств и компьюте¬ра. Стр.61 Бабанский (Бабанский Ю.К.Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.:»Просвещение», 1985. – 207.) СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Методы обучения Задачи, решаемые в ходе обучения Требуемый формирование развитие темп обучения Теоретических знаний Фактиче¬ских зна¬ний Практиче-ских и трудовых умений Абстракт¬ного мыш¬ления Наглядно-образного мышления Самостоя-тельное мышления памяти речи Работа под руководством учителя Самостоятель¬ная учебная работа +! + + +! + +! + + + + + +! + +! + + Быстрый Средний Репродук¬тивные Проблемно-поисковые + +! +! + +! - + +! +! - + + +! + + +! Быстрый Медленный Индуктив¬ные Дедуктивные + +! +! + +! - + +! +! + + + + + - + Медленный Быстрый Словесные Наглядные Практиче¬ские +! - - +! + + - + +! +! - - - +! + - + +! + +! + +! - - Быстрый Средний Средний Сравнительные возможности различных методов обучения +! Решает данную задачу - более успешно, чем другие методы этой группы + в основном решает данную задачу - решает данную задачу менее успешно, чем другие методы этой группы ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. 1.Индивидуально-обособленная форма имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися, индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного решения задач. Педагогическая ценность этой формы организации познавательной деятельности заключается в том, что она может хорошо учитывать особенности каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий и систематическим контролем учителя за их выполнением. Ограничения. Ее организация требует больших расходов времени и усилий учителя. Она не способствует развитию коллективизма в обучении, является причиной порождения ярко выраженного индивидуализма в поведении школьника. 2. Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками для достижения ими общей познавательной задачи. Эта самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, на семинарах, на экскурсиях, конференциях и во многих других конкретных видах учебных занятий. Педагогическая ценность учитель ведет работу и непосредственно общается со всеми учащимися класса - рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает учеников в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми учащимися. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем одновременно для всех, Общая цель работы достигается за счет индивидуальных усилий каждого ученика. Недостатком этой формы познавательной деятельно является то, что при ее использовании резко ограничивается возможность осуществления общественно полезной деятельности учащихся в процессе их обучения, ибо учитель обучает всех. 3.Групповая форма организации познавательной деятельности является организацией учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, (от 2 до 6 человек, но не более), ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. Работа в группах строится: 1.Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя. 2.Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. 3.Работа по выполнению учебного задания. 4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся. 5.Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6. Сообщения учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом. Педагогическая ценность. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. 4. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. В.K. Дьяченко совершенно справедливо считает, что это форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся - это общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава. Работа в парах. Общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольше распространение в школе получила микрогруппа из 4-х человек, в которой объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Каждый отвечает не только за свои знаний, но и за знания своих товарищей. Каждый выступает в роли ученика и в роли учителя. Каждый становится компетентным по своей части задания. Схема работы в парах. 1. Статическая пара О—О Для работы объединяются учащиеся, сидящие за одной партой 2. Динамическая пара 1 такт 2 такт 3 такт Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. 3. Вариационная пара 1такт 2такт 3 такт В группе из 4-х человек каждый работает то с одним, то с другим при этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОКА. В процессе обучения выделяется 5 звеньев: I. звено - усвоение педагогом целей и задач обучения. II. звено- планирование конкретного урока с условием реальных возможностей учащихся. • выделение основного, главного содержания и определение дидактической цели урока • в соответствии с целью необходимо определить цель урока • определить характер деятельности учащихся • отобрать методы обучения, средства и способы. III звено-осуществление взаимной деятельности учителя и учащегося на уроке по достижению дидактической цели, стимулирование деятельности учащихся IV звено-получение и анализ информации о ходе и результатах обучения V звено-анализ результативности своей работы и внесение корректив в личный опыт. ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА. Образовательный аспект ТДП. Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований: 1.Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат! 2.Осущесгвлятъ выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность. 3.Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма. 4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. 5. Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке. Развивающий аспект ТДЦ. Развивающий аспект складывается из нескольких блоков. А. Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммутативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. Интеллектуального Речевое развитее – показатель и общего развития ученика Б. Развитие мышления. Очень часто в качестве развивающего аспекта ТДЦ ставится задача учить учащихся мыслить. Эхо, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно. Учить анализировать. Учить выделять главное. Обладание этими методами и Учить сравнивать. Учить строил» аналогии. означает Обобщать и систематизировать. Доказывать и опровергать. умение мыслить! Определять и объяснять понятия. Ставить и разрешать проблемы. В.Ф. Паламарчук пишет о том, что каждый из этих методов имеет свою структуру, составляющие его приемы и операции, которые, и целесообразно планировать как развивающий аспект ТДЦ. Допустим, если учитель формулирует развивающий аспект цели урока так: сформировать у учащихся умение сравнивать, то это означает, что он в течение 3-4 уроков должен сформировать у них такие мыслительные операции, как умение определять объекты сравнения; умение выделять основные признаки, параметры сравнения; умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять; умение устанавливать сходство и различие. Обработка всего этого и приведет учащихся к умению сравнивать. В процесс развития мышления необходимо вплетать и процессы развития воображения, фантазии, оплодотворяющие движение и развитие мышления. В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи. Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеренность движений и т.п. Как видим, развивающий аспект триединой цели урока далеко непрост, и его нельзя сводить только к развитию мышления на уроке. Воспитывающий аспект. 1. Отношение к другим людям воспитывается через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплини-рованность, ответственность, честность. 2. Отношение к самому себе проявляет¬ся в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чув¬ство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добро¬совестность, ответственность и честность. Именно эти качества, эти нравст¬венные черты являются внешним проявлением сложившихся внутренних нравственных отношений. 3. Общество и коллектив про¬является в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к кол¬лективу, к классу. Бережное отношение к имуществу1 школы и учебным пособиям, макси-мальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества. 4. Отношение к труду характеризуется такими качествами: ответ¬ственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. 5. Отношение к Родине проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабо¬ченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. В процессе формирования у школьников географических и экологи¬ческих знаний воспитывается эмоционально-ценностное отношения к природе, чув¬ство ответственности за развитие биосферы, экологичес¬кое благополучие планеты, развитие эстетического от¬ношения к объектам природной среды, расширение опыта практической экологически значимой деятельно¬сти. 6. Особое место на уроках географии принадлежит формированию комплексной цели - мировоззрения. Мировоззрение – это (личностное качество человека) система внутренних взглядов на мир и место чел
|