Оформление класса Музыкальный инструмент - пианино. Наглядные пособия - карточки формирования гласных, альбом с фотографиями, грамоты, дипломы, заметки, статьи о выступлениях учащихся, результаты конкурсов. Технические средства - музыкальный центр. План урока: 1. Вступление 2 мин 2. Упражнения на дыхание 9 мин 3. Распевка 10 мин 4. Кантиленное пение 8 мин 5. Работа над дикцией 9 мин 6. Исполнение 4 мин 7. Обобщение урока 1 мин 8. Домашнее задание 2 мин Учитель: Приглашаем вас побывать в Звездной стране, окунуться в мир музыки, песен и звуков, (ансамбль «Домисолька» исполняет песню «Звездная страна»). Учитель: Как рождаются наши звездочки нам покажут в процессе работы ученицы 4 класса по специальности вокал, а поможет в этом концертмейстер. Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения. Основные задачи упражнений: Освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции, свободное владение голосом forte и piano, филировка звука, staccato, обогащение тембра голоса и т.п. Сегодня мы возьмем упражнения для развития дыхания, выработки кантилены, четкой дикции. 2. Упражнения на дыхание «Искусство пения - Искусство дыхания» Учитель: Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки. Дети. Поворачиваем голову вправо - влево, вверх - вниз и одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Думаем «Горько пахнет». Откуда: Слева? Справа? Резко, шумно нюхаем воздух, как собака след. Пользоваться носовым дыханием полезно, для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса: Учитель: Какие мышцы вы ощутили? Ответ: Мышцы диафрагмы Учитель: Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагматическим дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости. (ученицы делают упражнение на укрепление мускулов диафрагмы -вдыхают и выдыхают с возрастающим и убывающим ритмом - вдох через нос, а выдох через рот). Учитель: Каким должен быть вдох в пении? Ответ: Беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка». Учитель: Что происходит в момент «зевка»? Ответ: Поднимается «мягкое небо». Учитель: Почувствуем как поднимается «мягкое небо» в упражнении «Беззвучный крик» АУ! Ма-Ма! Внимание сосредоточьте на диафрагме, чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее тяжесть на диафрагме, (дети тренируют навык вдоха). Учитель: Каким должен быть выдох в пении? Ответ: Продолжительным, экономным и плавным (без толчков). Учитель: Почувствуем продолжительный выдох в упражнении «Назойливый комар». Вдох глубокий, бесшумный, на выдох со звуком 3-3 медленно соединяем руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами 3-3 (дети тренируют навык выдоха). Учитель: Между вдохом и выдохом фиксируется еще одно действие. Какое? Ответ: Секундная задержка дыхания - «опора дыхания». Учитель: Представьте, что у каждого в руках «роза». Вдруг на ваших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления) и тихо говорим «Ах!». Лицо выражает радость, удивление, восхищение (дети тренируют навыки вдоха и выдоха). Учитель: А теперь закрепляем навыки диафрагматического дыхания в пении. Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать». «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом». 3. Распевка Учитель: Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка. Поем немым звуком (мычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания» (ученицы поют на 2 голоса). Учитель: Поем гласные И, Е, А, О, У - следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (ученицы закрепляют навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). 4. Кантиленное пение Учитель: Дети, что такое кантилена? Ученик: Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него. Учитель: Верно. В упражнении «Солнышко мое» - первый, высокий звук нужно брать без подъезда, сразу «сверху», затем, спускаясь вниз не терять позицию первой ноты «нанизывая» один звук на другой в плавном движении (дети поют упражнение на легато). Учитель: В упражнении До-До, Зи-Зи петь полный звукоряд мажорной гаммы сверху вниз с опорой на дыхание, начальный звук брать сверху. Петь связно (поют на 2 голоса). Учитель: Какая основная задача в песне «Спи, моя милая»? Ответ: Добиться кантиленного пения (ученица поет песню плавным звуковедением на легато). 5. Работа над дикцией Учитель: Дети, какая должна быть дикция в пении? Ответ: Разборчивая, понятная. Учитель: Как нужно произносить слова в пении? Ответ: Четко, ясно. Учитель: От чего зависит четкое, ясное произношение? Ответ: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки), Учитель: Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в упражнениях: «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка», «Надулись - улыбнулись», а так же мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т ■- Д, мышцы глотки К-Г, нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду и тому подобное. Сегодня мы возьмем упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, #ис-кис-кис и тому подобное (ученицы поют упражнение на два голоса) Учитель: Дети, какая основная цель в работе над дикцией? Ответ: Петь осмысленно и художественно, выразительно. Учитель: Выработка предельно выразительной дикции - приводит певца к истокам искусства (ученица исполняет русскую народную песню «Пойду ль я. выйду ль я»). 6. Исполнение Учитель: Исполнение произведения диктует следующие задачи: 1. правильная передача художественного образа; 2. фразировка и нюансы в соответствии с замыслом; 3. логические ударения; 4. кульминация. Ученицы исполняют песню «Гном любил рок-н-ролл», и вместе с ансаблем «Домисолька» - «Лучинки надежды и добра», «Мир вам, люди!» 7. Обобщение урока Учитель: вокальный педагог А. Умберто Мазетти сказал «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом». Вот поэтому мы занимаемся этими упражнениями. Дети. Сегодня вы работали на уроке активно, с интересом. Грамотно отвечали на вопросы и пели. Показали свои знания и навыки на «отлично». 8. Домашнее задание Упражнения для укрепления мускулов диафрагмы: o вдыхать и выдыхать с возрастающим и убывающим ритмом (вдох через нос, выдох через рот); o по достижении задержки дыхания поочередно сжимать и разжимать мышцы живота в меняющемся ритме, тренируя диафрагму; oлежа на спине, положить на живот достаточное количество книг, так, чтобы дыхание оставалось максимально гибким, непринужденным. Наказ вокалисту! Чтоб красиво петь и долго, Купол сделайте из нёба, Станьте полым, как труба, И начните петь со лба. Ощутите точки две: В животе и голове; Обоприте на живот, И пошлите звук вперед. Чтобы петь и не давиться, Не забудьте удивиться: Вдох короткий, как испуг, И струной давите звук. Если вы наверх идёте Нужно глубже опираться Всех тогда «переорёте» Хоть и нечем «заорать». Если вниз идете вы, Не теряйте головы; Не рычите словно зверь «Открывайте мягко дверь». Что такое звук «прикрыть»? Очень трудно объяснить. Чтоб прикрытие найти, Нужно к «Е» прибавить «И», «А» где «О», а «О» где «И», Но не в глотке, а во лбу, И со лба до живота Лишь провал и пустота. Пойте мягко, не кричите, Молча партии учите; И не слушать никого, Кроме Бога одного! Никола Порпора - композитор, представитель неаполитанской оперной школы, один из самых знаменитых педагогов XVIII века.
|