Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Открытый урок вокала
Оформление класса

Музыкальный инструмент - пианино.
Наглядные пособия - карточки формирования гласных, альбом с фотографиями, грамоты, дипломы, заметки, статьи о выступлениях учащихся, результаты конкурсов.
Технические средства - музыкальный центр.
План урока:
1. Вступление 2 мин
2. Упражнения на дыхание 9 мин
3. Распевка 10 мин
4. Кантиленное пение 8 мин
5. Работа над дикцией 9 мин
6. Исполнение 4 мин
7. Обобщение урока 1 мин
8. Домашнее задание 2 мин
Учитель: Приглашаем вас побывать в Звездной стране, окунуться в мир музыки, песен и звуков, (ансамбль «Домисолька» исполняет песню «Звездная страна»).
Учитель: Как рождаются наши звездочки нам покажут в процессе работы ученицы 4 класса по специальности вокал, а поможет в этом концертмейстер.
Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения.
Основные задачи упражнений:
Освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции, свободное владение голосом forte и piano, филировка звука, staccato, обогащение тембра голоса и т.п.
Сегодня мы возьмем упражнения для развития дыхания, выработки кантилены, четкой дикции.

2. Упражнения на дыхание «Искусство пения - Искусство дыхания»

Учитель: Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки.
Дети. Поворачиваем голову вправо - влево, вверх - вниз и одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Думаем «Горько пахнет». Откуда: Слева? Справа? Резко, шумно нюхаем воздух, как собака след.
Пользоваться носовым дыханием полезно, для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса:
Учитель: Какие мышцы вы ощутили?
Ответ: Мышцы диафрагмы
Учитель: Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагматическим дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
(ученицы делают упражнение на укрепление мускулов диафрагмы -вдыхают и выдыхают с возрастающим и убывающим ритмом - вдох через нос, а выдох через рот).
Учитель: Каким должен быть вдох в пении?
Ответ: Беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка».
Учитель: Что происходит в момент «зевка»?
Ответ: Поднимается «мягкое небо».
Учитель: Почувствуем как поднимается «мягкое небо» в упражнении «Беззвучный крик» АУ! Ма-Ма! Внимание сосредоточьте на диафрагме, чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее тяжесть на диафрагме, (дети тренируют навык вдоха).
Учитель: Каким должен быть выдох в пении?
Ответ: Продолжительным, экономным и плавным (без толчков).
Учитель: Почувствуем продолжительный выдох в упражнении «Назойливый комар». Вдох глубокий, бесшумный, на выдох со звуком 3-3 медленно соединяем руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами 3-3 (дети тренируют навык выдоха).
Учитель: Между вдохом и выдохом фиксируется еще одно действие. Какое?
Ответ: Секундная задержка дыхания - «опора дыхания».
Учитель: Представьте, что у каждого в руках «роза». Вдруг на ваших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления) и тихо говорим «Ах!». Лицо выражает радость, удивление, восхищение (дети тренируют навыки вдоха и выдоха).
Учитель: А теперь закрепляем навыки диафрагматического дыхания в пении.
Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать».
«Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».

3. Распевка
Учитель: Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
Поем немым звуком (мычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания» (ученицы поют на 2 голоса).
Учитель: Поем гласные И, Е, А, О, У - следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (ученицы закрепляют навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте).
4. Кантиленное пение

Учитель: Дети, что такое кантилена?
Ученик: Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.
Учитель: Верно. В упражнении «Солнышко мое» - первый, высокий звук нужно брать без подъезда, сразу «сверху», затем, спускаясь вниз не терять позицию первой ноты «нанизывая» один звук на другой в плавном движении (дети поют упражнение на легато).
Учитель: В упражнении До-До, Зи-Зи петь полный звукоряд мажорной гаммы сверху вниз с опорой на дыхание, начальный звук брать сверху. Петь связно (поют на 2 голоса).
Учитель: Какая основная задача в песне «Спи, моя милая»?
Ответ: Добиться кантиленного пения (ученица поет песню плавным звуковедением на легато).
5. Работа над дикцией

Учитель: Дети, какая должна быть дикция в пении? Ответ: Разборчивая, понятная. Учитель: Как нужно произносить слова в пении? Ответ: Четко, ясно.
Учитель: От чего зависит четкое, ясное произношение? Ответ: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки),
Учитель: Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в упражнениях: «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка», «Надулись - улыбнулись», а так же мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т ■- Д, мышцы глотки К-Г, нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду и тому подобное.
Сегодня мы возьмем упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, #ис-кис-кис и тому подобное (ученицы поют упражнение на два голоса)
Учитель: Дети, какая основная цель в работе над дикцией?
Ответ: Петь осмысленно и художественно, выразительно.
Учитель: Выработка предельно выразительной дикции - приводит певца к истокам искусства (ученица исполняет русскую народную песню «Пойду ль я. выйду ль я»).
6. Исполнение

Учитель: Исполнение произведения диктует следующие задачи:
1. правильная передача художественного образа;
2. фразировка и нюансы в соответствии с замыслом;
3. логические ударения;
4. кульминация.
Ученицы исполняют песню «Гном любил рок-н-ролл», и вместе с ансаблем «Домисолька» - «Лучинки надежды и добра», «Мир вам, люди!»
7. Обобщение урока

Учитель: вокальный педагог А. Умберто Мазетти сказал «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».
Вот поэтому мы занимаемся этими упражнениями.
Дети. Сегодня вы работали на уроке активно, с интересом. Грамотно отвечали на вопросы и пели. Показали свои знания и навыки на «отлично».
8. Домашнее задание
Упражнения для укрепления мускулов диафрагмы:
o вдыхать и выдыхать с возрастающим и убывающим ритмом (вдох через нос, выдох через рот);
o по достижении задержки дыхания поочередно сжимать и разжимать мышцы живота в меняющемся ритме, тренируя диафрагму;
oлежа на спине, положить на живот достаточное количество книг, так, чтобы дыхание оставалось максимально гибким, непринужденным.

Наказ вокалисту!
Чтоб красиво петь и долго,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.

Ощутите точки две:
В животе и голове;
Обоприте на живот,
И пошлите звук вперед.

Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться:
Вдох короткий, как испуг,
И струной давите звук.

Если вы наверх идёте
Нужно глубже опираться
Всех тогда «переорёте»
Хоть и нечем «заорать».

Если вниз идете вы,
Не теряйте головы;
Не рычите словно зверь
«Открывайте мягко дверь».

Что такое звук «прикрыть»?
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «Е» прибавить «И»,

«А» где «О», а «О» где «И»,
Но не в глотке, а во лбу,
И со лба до живота
Лишь провал и пустота.

Пойте мягко, не кричите,
Молча партии учите;
И не слушать никого,
Кроме Бога одного!

Никола Порпора - композитор, представитель неаполитанской оперной школы, один из самых знаменитых педагогов XVIII века.

Категория: Мастер-класс | Добавил: tatiana (2011-04-12) | Автор: Лидия Владимировна Измайлова
Просмотров: 13031 | Рейтинг: 4.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 6:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru