Учитель русского языка.ГУ "СОШ №36" г. Семей Ахметуалитова Ж.Т Авторская разработка урока. Урок развития речи. Русский язык. Творческая мастерская. Оборудование: В классе делается перестановка. Столы составляются попарно, чтобы было удобно работать в группах по 4-6 человек, учащиеся приносят листы бумаги А 4, А3, фломастеры. Тексты: "Подготовка к Новому году" (По Г. Скребицкому), Т. Тэсс "Голубая ель", заметка "Покалечили ёлку". Музыкальные произведения: "Вальс" Г. Свиридова, "Ночь накануне Рождества" К. Меладзе, "В лесу родилась ёлочка" Л. Бекмана. Зрительный ряд: Творческие работы учащихся (фотографии , рисунки учащихся, ассоциации к словам "елка", "праздник", отражающие их впечатления, настроение). Цель: развитие речи и мышления учащихся. Ход "Мастерской" Организационный момент. Учительформулирует задачу урока, тип урока. -Ребята, у вас есть дома копилки? А что вы в них копите? 1. Словарная работа. Копилка - копить - от копа - "копна сена" 1. Вместилище с узкой щелью для опускания монет с целью накопления. 2. Собрание чего - нибудь занимательного, ценного. Синонимы: Копить - скоплять, накоплять, собирать, хранить. -Сегодня на уроке мы тоже с Вами заведём "копилки" (листы бумаги), которые должны будем наполнить. -Как вы думаете чем? (Словами, мыслями) -То есть сегодня мы будем учиться "Священному уменью говорить, произносить слова и строить фразу", - как сказал поэт Е. Винокур. -Такие уроки мы с вами называем…(творческими мастерскими). -Давайте вспомним, мастерская - это… свободный путь обращения к слову, возможность раскрыть в соразмышлении и сопереживании его духовную сущность. II .Проверка домашнего задания. -Когда вы уходили на каникулы, я попросила Вас подготовить мини-сочинения о ярких моментах новогодних праздников. Давайте посмотрим, что вы подготовили. 1. Презентация творческих работ. 1 группа: мини-сочинение "Волшебная сказка природы". 2 группа: сочинение-сказка "Поездка к Деду Морозу в Великий Устюг". 3 группа: "Новый год - семейный праздник". 4 группа: "Чудо - новогодняя елка". -Во время просмотра попробуйте подобрать свои заглавия данным творческим работам. 2. Обсуждение заголовков в группах. 3. Варианты заглавий (от группы - 1 человек выступает) III. Работа с текстом 1 (прилагается). 1.Прослушивание. Текст читает учитель (звучит музыка, - мелодия песни К. Меладзе "Ночь перед Рождеством") -Какая музыка звучала? 2. Анализ текста. Словарная работа/ слово из текста/. Канитель - тонкая металлическая нить для вышивания. -Каким настроением проникнут текст? -Какие слова и выражения в тексте привлекли ваше внимание? -Какова его тема? (предвкушение праздника) -Какие художественно-изобразительные средства использует автор, чтобы передать ощущение праздника? 3. Определение темы мастерской. -Скажите, существует ли что-то общее между вашими творческими работами и прослушанным текстом? Что их объединяет? Вывод: Значит, тема сегодняшней мастерской… (праздник, праздничная карусель) IV. Интеллектуальная игра по группам. ( звучит музыка "В лесу родилась ёлочка". Сл. Р. Кудашёвой, муз. Л. Бекмана ). -Символом зимних праздников часто становится новогоднее дерево, которое мы называем "ёлкой" или Новогодней ёлкой. 1. Запишите на листочках слово "ёлка", а ниже в первый столбик слова, рифмующиеся со словом ёлка . Во второй-слова, получающиеся при перестановке, замене буквы или слога. 2. Запишите слева слова, рождающиеся по ассоциации со словом "ёлка". 3. Обмен мнениями в группах. Выступление от группы 1 человека. 4. Самопроверка. -Надеюсь, что музыку, ставшую символом Новогодних праздников, узнали все? Кто авторы? (сл. Кудашевой, муз. Бекмана) V. Составление слов, словосочетаний. Творческое задание. - У К. Г. Паустовского в повести "Мещерская сторона" есть удивительные строки. "… Ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную листву, и всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной ёлки" 1.Попробуйте передать словами ощущение человека "внутри зажженной ёлки" или настроение самой новогодней ёлки. Работа в парах. Оформление листов , обмен мнениями. 2.Выступление по одному человеку от каждой группы с выполненным заданием. 3.Во время выступления учащиеся пополняют свои записи. VI . Анализ текста - заметки из газеты. - Но жизнь наша - это не сплошной праздник. Есть в ней и другие по настроению минуты. Когда мы с ребятами читали нашу газету "Семей - вести", обратили внимание на маленькую заметку, которая называется "Покалечили ёлку". Давайте прочитаем её, рассмотрим фото. - О чём пишет автор? Что так взволновало его? Определим тему заметки. ( Сохранять, беречь всё живое. Память священна ). - Что может произойти с ёлкой? (Засохнет, погибнет.) VII. Творческое задание. 1. Работа в парах. - Попробуйте почувствовать себя "загубленной", "выброшенной" ёлкой. Посмотрите на мир и людей её глазами, выразите свои чувства. 2. Работа в группе. - Обменяйтесь мнениями в группе. - Предложите свой вариант выполненного задания. ( Затем выступления ребят по одному от группы). VIII. Редактирование текста. Работа с текстом №2. - Прочитайте текст. (Сочинение одного из учащихся, заранее подобранное учителем.) -Какие ошибки допустил ученик? Отредактируйте текст. Перед Новым годом мы украсили наш класс. На стене висит плакат "Снеговик", гирлянда "2011", новогодняя мишура. На доске висят плакаты "Дед Мороз" и "Снегурочка". Над доской висит гирлянда, весело мигающая лампочками. На столе учителя стоит ёлочка. IX. Творческая работа: Вам снова предстоит окунуться в мир праздника, рассказать о нём, поделиться своими впечатлениями, описать предмет, пейзаж, интерьер, одним словом, "покружиться на праздничной новогодней карусели". -Давайте определим : 1)Тип текста вашей работы … (Повествование с элементами описания). 2) Жанр? (Рассказ, эссе, стихотворение, запись в дневнике…) Обозначим этапы работы в виде схемы. СХЕМА ТЕКСТА. Что будем делать ----Передавать личные впечатления. Зачем?---- Передать мысли, поделиться чувствами, высказать пожелания. Как?---- В жанре рассказа, сказки, эссе, записки другу, стихотворения. Озаглавьте свои работы. И, конечно, не забудьте о заповедях мастерской. (Схема проецируется на интерактивной доске) X . Домашнее задание.1.Написать сочинение. Вы, конечно , успеете оформить только мини-сочинения, поэтому дома закончите свои работы, а потом мы обсудим их и выставим оценки. XI . Рефлексия. 1.Прослушивание написанных работ. 2. Закончите фразу: "Свободное высказывание на мастерской - это…." Кто хочет прочитать свои записи? XII Заключение. А как вы думаете, мы сегодня заполнили наши копилки? Достигли ли высоких вершин? Нечему уже учиться? Ребята отвечают. - Конечно же, нет. Нам есть ещё чему учиться . Ведь возможности познания человека безграничны, поэтому всю жизнь мы должны работать над собой, совершенствоваться.
|