Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать. С. Лупан Как привить детям интерес к чтению Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения. Постепенно ребенок начинает не только красиво говорить, но и, что весьма немаловажно, - красиво, аккуратно писать. У него начинают активно развиваться фантазия, воображение, умение анализировать, сравнивать, размышлять, обобщать. Наряду с логическим мышлением возникает и побуждение, опираясь на приобретенные, пусть пока еще и довольно незначительные, опыт и знания, самому решать возникающие на его жизненном пути проблемы. Тем более что описание многих ситуаций, которые могут возникнуть в нашей жизни, можно встретить в книгах. Есть еще множество прекрасных, замечательных вещей, качеств, которые могут развиться в душе, в поведении ребенка благодаря чтению и любви к книге. Это ценное качество - любовь к книге - начинает закладываться в душу ребенка с детства. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес - это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на ребенка. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге. Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам? - Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. - Чем младше ребенок, тем больше у него должно появляться игрушек, связанных с чтением. Подойдут пазлы, на которых есть какие-нибудь надписи, например - названия мультфильмов или пород животных. - Следует идти по известному нам пути: от простого к сложному. Сначала дайте ребенку книгу только с рисунками. Затем дайте книгу, где на каждой странице будет сначала по одному слову, потом по два, три и т.д. - Книжки для малышей должны быть яркими с небольшим, просто и ясно, крупным шрифтом, написанным текстом и со множеством интересных рисунков, ибо через эти рисунки на первых порах и вникают в содержание своих первых детских книжек - малышек дети. Большой популярностью пользуется у них и так называемые книжки - раскраски самой разной тематики: алфавит, счет, животные, растения или полюбившиеся герои мультсериалов. Очень часто чтение детских книжек напоминает или заменяет ребенку интересную, увлекательную игру. -Учитесь заинтересовывать ребенка книгой - интересно рассказывать о начале сюжета, чтобы у ребенка возник интерес, а что дальше? Атмосфера тайны также может заинтересовать ребенка. Хорошо читать книги с продолжением, чтобы было интересно узнавать о продолжении событий. - Можно сначала прочитать сказку, а потом посмотреть мультфильм или кинофильм. Тогда аудио ощущения соединятся с визуальными ощущениями и ребенку будет интересно сопоставить образы, созданные у него в голове с теми, что он увидел. - Читайте ребенку. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Останавливайтесь на самом интересном месте. Заинтересованному ребенку ничего не останется, как дочитать до конца. - Рассказывайте детям о ценности чтения. Приводите примеры положительного влияния книги на жизнь. - Развивайте воображение ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, представлять мысленно героев. - Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как бы вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. - Создайте в классе библиотеку. Но что же делать, если ребенок с удовольствием слушает чтение взрослых, но сам так и не порывается читать, хотя уже умеет делать это самостоятельно? Здесь можно пойти на хитрость. Например, при чтении вслух остановиться на самом интересном месте под предлогом, что вам некогда или устали глаза. Главное, чтобы ребенок понял: если хочешь узнать интересную информацию немедленно - то проще прочесть самому, - Читайте вашему ребенку любую книгу или рассказ, которые он попросит. Проявите мудрость, тактичность и терпение: если книга (рассказ) показалась вам скучной и неинтересной, сделайте вид, что она вам понравилась. - Старайтесь читать выразительно, артистично, меняя интонации, голоса, - одним словам, импровизируя, словно вы - единственный незаменимый актер целого театра. Пусть чтение станет для вас с ребенком и увлекательной игрой, и незабываемыми минутами отдыха, Если ваши дети как можно чаще будут слушать ваше чтение, то они смогут более полно и проникновенно прочувствовать атмосферу, описанную в том или ином рассказе, окунуться в ту эпоху, в те события... И что еще немаловажно, они, учась чувствовать и впитывать в себя язык книг, параллельно смогут развивать свою речь и обогащать свой словарный запас. - Обобщайте с вашими детьми прочитанное. Сообща обсуждайте, дискуссируйте, отвечайте на поставленные Вами же вопросы по прочитанной теме. Сравнивайте. Проводите параллели. Постарайтесь понять мораль каждой сказки, басни, истории. Сообща сделайте выводы. - Старайтесь читать регулярно - хотя бы два раза в неделю, а можно и каждый вечер - так, чтобы это вошло в привычку. Так вы сами и Книга станут самыми лучшими друзьями и спутниками жизни ребенка. Можно, прочитав рассказ сразу нескольким ребятишкам, попросить их показать сценку из этого рассказа, поделив роли соответственно характеру каждого персонажа. - Благодатная почва для привития ребенку любви к чтению - это всевозможные прогулки, поездки, визиты. Сходив с ребенком в зоопарк, к примеру, можно подарить ему книгу о животных, побывав на природе - книгу о растениях, а также - о художниках, поэтах, всевозможных чудесах, планетах и т.д. Можно использовать и такие неприятные моменты, как зубная боль и т.п., чтобы напомнить ребенку о необходимости чистить зубы, умываться, в частности, посредством книжки Корнея Чуковского «Мойдодыр». - Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые читают. - Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе - Вникнув в содержание книги, дети читают и быстрее, и с большим увлечением. Создайте свой «книжный» театр. Распределив роли, позвольте детям выразительно и артистично читать каждому свои части диалога и слова автора. Это поможет сделать сложный, требующих усилий процесс чтения более легким и приятным. - Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. - Вносите разнообразие - читайте детям разные книги: сказки, стихи, приключения, детские детективы, фэнтези, исторические книги, о природе, о животных и т.д. Во-первых, ребенку в его постижении интересны разные грани мира, которые он постигает и через книги, во-вторых, разные жанры не наскучат ребенку, которому важно разнообразие. - Придумывайте праздники книги: День любимой книги - когда ребенок выбирает какую-то особенно любимую книгу, и вы читаете ему эту книгу - Дарите детям книги - это замечательный подарок, и если ребенка приучать к чтению книг, то он будет радоваться подаренным книгам, смотреть, что нового ему купили. Дарите детям в награду - например, за хорошее поведение или добрый поступок. - Учитывайте читательские запросы и потребности ребенка. Это, пожалуй, то, что особенно необходимо и наиболее важно в привитии любви к книгам. Скажем, на каком-то определенном возрастном этапе ребенку нравятся сказки и истории про животных, затем фантастика и приключения, чуть позже - рассказы, повести, романы и т.д. Поэтому Вы должны всегда стараться удовлетворять читательские вкусы ребенка и ни в коем случае не принуждать его читать то, что ему совсем не нравится, не интересно. - Практикуйте с детьми некоторые общеизвестные игры по чтению. Большой интерес к чтению могут привить игры. Вам нужно подобрать самые интересные и увлекательные из них. Причем, многие из них Вы можете придумать сами. Например, напишите слова задом наперед и попросите его попытаться прочесть их правильно. Начните игру с его имени. Допустим, его зовут «Ахмет». Вы же напишите «темха» и попросите прочесть слово правильно. - Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Вот несколько игр для детей. Игра называется «Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему - лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все дети. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным. Игра называется « Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. Очень важно, чтобы ребенок научился любить книги, читать их, определять идею произведения, добывать информацию из текста. Любовь к книгам, к знаниям будут вести ребенка вперед в течение всей его жизни. Каждый ребенок рождается любознательным. Это естественное свойство подстегивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность была созидательной, ее надо культивировать. За один день всего этого не добьешься. Это большой совместный труд учителей, родителей и детей. | |
Просмотров: 2660 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|