Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

Коммуникативные компетентности: Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!
Коммуникативные компетентности: Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!
В 2010 году Министерством образования и науки Республики Казахстан был принят новый государственный обязательный стандарт образования, который по содержанию существенно отличается от государственного стандарта 2002 года. В чем же главное отличие?
В ГОСО-2002 качество образования определялось ЗУНами.
В ГОСО-2010 под качеством образования в современных условиях понимается достижение учащимися образовательных результатов в виде сформированных ключевых компетентностей, которые обеспечат им возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности.
Для присутствующих просто хочу напомнить определения компетенции и компетентности.
Компетенция – отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере.
Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Место в двухуровневой структуре образовательных стандартов следующее: компетенции входят в "Минимумы содержания", а компетентности – в "Требования к выпускникам".
Сегодня определены следующие ключевые компетентности:
• Разрешение проблем
• Технологическая компетентность
• Готовность к самообразованию
• Готовность к использованию информационных ресурсов
• Готовность к социальному взаимодействию
• Коммуникативную компетентность.
Выделяют 4 аспекта коммуникативной компетенции:
 Устная речь
 Письменная коммуникация
 Диалог
 Продуктивная групповая коммуникация

За словами «коммуникативные навыки и умения» обычно подразумевают коммуникабельность, вежливость, тактичность, умение сопереживать собеседнику, выбрать нужный тон разговора, сгладить конфликт. Всё это очень важно для психологического комфорта в общении. Но когда речь идёт о процессе обучения, становится важным не только психологическая атмосфера в коллективе, но и интересы дела.
Предлагаю вам некоторые приемы для развития устной речи:
 Для повторения, закрепления учебного материала и тренировки на своих уроках использую методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий. В паре один ученик читает задания своей карточки и следит за тем, чтобы его напарник давал правильный ответ, если ответ неверен, напарник его исправляет; затем ребята меняются ролями.
 Работа в малых группах кроме индивидуализации процесса образования решает еще вопросы формирования коммуникативной компетентности.
 Суть приема «Поток вопросов» заключается в поощрении заданных вопросов по теме. На хороших вопросах акцентируется внимание других учащихся. После выполнения задания обязательно нужно остановиться для того, чтобы дать возможность школьникам сформулировать интересующий его вопрос.
 Устные выступления.
Решения практических задач излагаются у доски в режиме «оппонент» - «докладчик». Для успешного выступления и докладчик, и оппонент должны знать основы риторики, уметь устно вести диалог, уметь осознанно воспринимать и обрабатывать информацию. Необходимо обладать способностью слышать и слушать, уметь искать и находить компромиссы, уважать мнение другого.
Эксперт
Система работы над развитием коммуникативных способностей предполагает привлечение наиболее подготовленных учеников для контрольно-оценочной деятельности. Каждый участник учится, как передавать, так и воспринимать информацию, обучается приемам действий в ситуациях общения. Учащиеся могут выступать в роли эксперта, слушателя, оппонента.
Для развития письменной коммуникации использую следующее:
 В решении проблемных задач - методику взаимообмена заданиями, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся.
 Для развития навыков работы с различными источниками информации, формирование умения передавать и воспринимать письменную информацию предлагаю задания, которые выполняются только письменно. После взаимопроверки задачи возвращаются друг другу с письменными комментариями. Устные комментарии, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога не допускаются. Таким образом, можно говорить, что учащиеся овладевают письменными видами речевой деятельности, выступают в позиции авторов и комментаторов. Вырабатывается такое личностное качество, как способность отстаивать собственную точку зрения письменно.
 Обязательное обоснование и пояснение.
При проверке любой письменной работы не принимаются необоснованные ответы, даже правильные. Для того, чтобы правильно письменно обосновать свое решение, необходимо уметь систематизировать, извлекать, отбирать нужную информацию и передать ее. В этом случае ученик выступает в роли письменного докладчика, комментатора.

Среди приемов, играющих важную роль в формировании коммуникативной компетентности для меня особенно интересна дискуссия, так как это своеобразный интеллектуальный тренинг и суть её состоит в том, чтобы заставить учащихся максимально напрячься и проявить свои умственные способности для доказательства необходимого. С нынешними пятиклассниками подискутировать было интересно, но тем не менее, их еще надо учить ведению таких разговоров, дабы избежать хаотичного, эмоционального окрашенного и малополезного спора. За основу я брала ПОПС-формулу, созданную профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсонон из ЮАР. По-английски она звучит как: PRES-formula (Position-Reason-Explanation or Example-Summary), а в переводе на русский язык (Аркадий Гутников) получилась ПОПС-формула:
П – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например…
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому…
Данная формула развивает у учащихся:
• умение анализировать материал
• рассуждать
• самостоятельно находить подтверждения своим предположениям
• аргументировать собственную точку зрения
Так, на основании материала, обработанного после урока-дискуссии была создана презентация «Чей это носик?» (её с успехом можно использовать и при рассмотрении темы многообразие животных, адаптация, в начальной школе).
В развитии навыков коллективного труда может помочь применение методик коллективных учебных занятий на уроках естествознания и применение различных форм взаимодействия: индивидуальной, групповой, коллективной и работы в парах.
На таких занятиях происходит развитие умения учить другого человека и учиться самому в любой ситуации, в любых типах взаимодействия. Это умение учиться на лекции и не потеряться в группе, умение распределить задачи в группе, быстро сосредоточиться на работе, когда тебе дали индивидуальное задание, умение быстро найти напарника и договориться с ним о способе работы и работать дальше в соответствии с этим способом.
На таких занятиях ученику приходится очень много активно действовать: он вынужден сдавать знающему человеку изученную тему, он постоянно оказывается в ситуации, когда должен учить, тренировать или проверять другого. Он должен уметь добыть знания не только из учебника, но и от товарища, организовав собственное понимание какого-либо вопроса в сложной ситуации. Ребята учатся оценивать себя и друг друга. Они знают нормы оценивания, стараются комментировать своё мнение, доказывать точку зрения. И в скором времени у школьников существенно повышается уровень общих умений коммуникации, просто потому, что они общаются гораздо больше. В качестве простого яркого примера такой работы предлагаю
презентацию «Экологические ситуации».
Роль тестовых заданий начала возрастать, в связи с появлением такой формы итоговой аттестации как ЕНТ. Задания, связанные с выбором, вовсе не должны формировать стремление к заучиванию или надежду угадать правильный ответ, а призваны размышлять, используя логическое рассуждение, методы исключения и другие приемы.
 Создание и решение творческих задач предполагает, что вместо традиционного домашнего задания выдается творческое. Необходимо создать и решить практическую задачу, которая будет служить иллюстрацией некоторого ранее изученного метода решения. В этом случае, кроме формирования письменного коммуникативного навыка, вырабатываются умения преобразовывать информацию, сохранять и передавать ее. Учащийся выступает в позиции автора, учится творческому подходу к любому процессу. (Слайд с домашним заданием + видеоролик)

Уровень владения умениями коммуникации и навыками коллективного труда у школьников обязательно отслеживается. Для отслеживания результатов можно вести сводную таблицу, в которую заносятся те микро умения, из которых и складываются общие умения коммуникации. Отмечаются малейшие достижения ребенка и обозначаются те, над которыми необходимо работать.
Учитель должен планировать, организовывать, отслеживать и контролировать процесс формирования общих умений коммуникации и навыков коллективного труда, точно так же, как и предметных знаний, умений и навыков. Поэтому при планировании работы ученика тщательно выбираю вид работы, способ, которым школьник будет осваивать учебный материал. Если ученик затрудняется излагать устно, стараюсь, как можно чаще ставить его в ситуации, когда ему приходится выступать перед группой, передавать какую-то тему товарищу.

Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. И я, как учитель, уже не являюсь для своих учеников единственным источником информации, эдаким всезнающим оракулом. Значит, нужно подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний.
Я считаю, что любая педагогическая задача может быть эффективно решена только с помощью адекватной технологии, реализуемой педагогом.
Исходя из главных целей и задач, поставленных временем, условиями современного образования и школы, в которой работаю, я ищу свои пути формирования коммуникативной компетентности при изучении естествознания, указанной в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ.
Категория: Мастер-класс | Добавил: фантастика (2012-01-19) | Автор: Анжелика E
Просмотров: 1512 | Теги: выступление, коммуникативные компетенции | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru