Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Материалы к областному семинару для зам. директоров по начальным классам «Формирование навыков исследовательской культуры в УВП» Зав. кафедрой по начальным классам Гриценко Г. В. План проведения семинара: 1. Вступительное слово зав. кафедрой Гриценко Г. В. 2. Тренинг (педмастерская) по теме семинара 3. Открытые уроки по теме (перед началом семинара идёт деление на группы и заполнение цветочков от группы «Наши ожидания») (Слайд 1,2,3 ) Сегодня перед казахстанской школой, как и перед образованием во всем мире, стоит задача определения новых подходов к образованию, чтобы войти в “золотой век” исследований и открытий; переосмыслить методологию мышления, обучения, работы, творчества и жизни в целом. В соответствии с новой парадигмой 12 – летнего образования перед школой стоит задача воспитания творческой, неординарной, компетентной личности, способной разрешать любые возникающие проблемы, умеющей переносить знания и применять их в изменяющихся условиях. Применение традиционных методов и приёмов не позволяет в полной мере достичь данных результатов в развитии личности. Именно поэтому в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по – новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя тоже должна быть другой. Учитель сегодня - не «транслятор» знаний, а активный участник, организатор УВП. Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие. ( Слайд 4) Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. «Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Учителя, долгие годы, работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно – исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Данная форма распространена в основном в старших классах, но, по нашему мнению, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой деятельности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу. Сегодня мы хотели бы поделиться своим опытом работы, своими находками по теме «Формирование навыков исследовательской культуры младших школьников» в нашей гимназии. (Слайд 5 – модель работы кафедры по формированию исследовательской культуры младшего школьника) Модель работы по формированию исследовательской культуры учащихся нашей школы можно представить в следующем виде . Урочная исследовательская деятельность формируется через: • уроки – исследования, которые организуются учителем эпизодически или фрагментарно на определённом этапе урока, могут быть рассчитаны на весь урок; • уроки – проекты. • педагогические мастерские Внеурочная деятельность организуется через гимназическое научное общество малышей «Гном» факультативы в 3- 4 классах по авторским программам – «Юный исследователь», «По тропинкам открытий», Одним из действенных и наиболее близких направлений является деятельность по развитию мышления ребенка на специальных занятиях - логики, развития творческого мышления, РТВ на базе ТРИЗ. Удачной формой интеграции учебной и внеучебной деятельности является межпредметный проект. Использование данного направления в работе кафедры помогает развить у учащихся (Слайд 6 - формула «Трёх – У» - Уверенность, Успех и Удовольствие) (Слайд 7 «чтобы научить других…) «Чтобы научить других, надо научиться самому» А . С. Макаренко. Сформировать исследовательскую культуру гимназиста может только учитель – исследователь. Результативность работы кафедры в данном направлении: • (Слайд 8) Конкурс исследовательских проектов «Зерде»: 2007-2008 г.- 4 призовых места 2008-2009 г.- 7 призовых мест • (Слайд 9) 2010 г. – коллективный проект «Мой класс – моей школе» образовательного портала «Мой университет» • ( Слайд 10) 2010 г.- номинация в международном конкурсе «Водосбережение и энергосбережение – детский взгляд на взрослую проблему • (Слайды 11- 16 - показывать быстро, как перечисление) Творческие исследовательские результаты учителей нашей кафедры • (Слайд17) Участие в городских олимпиадах. Тренинг (Слайд 18) «Я знания свои построю в мастерской» Девизом 2 части нашего семинара мне хотелось бы взять слова: «Чтобы научить других, надо научиться самому» А. С. Макаренко • Цель тренинга: - поделиться - исследовать - интегрировать - внести вклад - дать практическое руководство к действию • ( Слайд19) Цель выбора формы проведения семинара: Данная форма поможет пропустить через себя весь теоретический материал, т. к. -Что я слышу – я забываю, -Что я вижу - я запоминаю, -Что я делаю – я понимаю. - Мы надеемся на ваше активное участие в работе, т. к. в тренинге есть одно ключевое правило: «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». Ход тренинга. (Слайд 20) 1.Отличие исследования от уроков исследования, от проекта (Пашевич Н. Л.), т. к. не следует отождествлять такие понятия, как исследовательская деятельность, урок – исследование, проектная деятельность. (Слайды 21 – 24) 2.Общая характеристика технологии пед. мастерских, её особенности, отличие от традиционной технологии, особенности деятельности учителя и учащихся, принципы построения «мастерской», этапы. (Андреева Т. Н.) (Слайды 25 – 26) 1. Педмастерская «Изучение инновационных технологий через «пед. мастерскую» (этапы мастерской демонстрируются в форме презентации на компьютере). 1 этап. Индуктор ( от лат. Inductor – возбудитель) – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника мастерской. Это аппеляция к ассоциативному и образному мышлению, которая может представлять собой задание, связанное со словом, предметом, рисунком, воспоминанием, неожиданное, в чём – то загадочное. Это может быть психологический настрой, «мозговая» гимнастика и т. д. - На занятии, я надеюсь, вас ждут «открытия». Какие они будут: большие или маленькие? Главное, у каждого они будут свои. 1). Постановка задач: - Сегодня мы попробуем расширить ваши знания по теме семинара и остановимся на технологии пед. мастерских и уроках – исследования. 2). Ассоциации. • Напишите или нарисуйте, что вы представляете, когда я произношу словосочетание «педагогическая мастерская», урок – исследование. - индивидуально 3). Деконструкция. (Работа с материалом, текстом, красками, звуками, моделями, схемами; превращение материала в «хаос». Смешение явлений, слов, событий, красок). ( в паре, а затем - в группе) -Дополните свои записи. 4). Реконструкция. - Опираясь на воображение, свои ассоциации, чётко и образно изложите свои мысли по поводу данного понятия. - Дайте понятие «педагогическая мастерская», урок – исследование. (в помощь на столах лежат толковые словари) 5) Защита коллективной работы. 2этап. Работа индивидуальная и в группах. 1). Самоконструкция – индивидуальная работа с теоретическим материалом рабочей тетради (таблички). Стратегия: Знал Узнал Любопытно 2). Социоконструкция (это же задание выполняется в группах по 5 человек): - Поделитесь в группах своими «открытиями». 3). Социализация: - Подготовьтесь озвучить выводы, которые сделала ваша группа: - Что даёт использование технологии педмастерских и уроков – исследования для • учителя, • ученика, • школы. 4). Афиширование. 3этап. Разрыв – озарение, понимание; внутреннее осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своих знаний представленным. Работа с новыми источниками информации. Закрепление и применение полученных знаний (после посещения уроков). (Слайды 25 – 28) 4. Рефлексия – самоанализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. 1 группы. Закончите предложения, воспользовавшись словами из набора: Мастерская – это… Усилия мысли, работа воображения, В мастерской… творчество, успех, скучно, развитие, Благодаря мастерской… способности, интеллект, эрудиция, Без мастерской вообще… развивает, сотрудничество, мышление, Мастерская даёт возможность… самовыражение, исследователь, В мастерской учатся… лаборатория, движение, перспектива, Мастерская позволяет… мастер, учитель, ученик. 2 группа. - Напишите 5 строк о занятиях по обучению исследовательской деятельности. 1). Понятие 2). 2 прилагательных 3). 3 глагола 4). Предложение, состоящее из 4 слов и характеризующее занятие по исследовательской деятельности. 3 группа. Закончите предложения, воспользовавшись словами из набора: Урок – исследование – это… ставить проблемы, выдвигать гипотезы доказывать их … Благодаря урокам - исследования… совместный процесс движения (учителя и ученика) к истине Ценностью урока - исследования… поиск неизвестного, новых знаний Урок - исследование даёт возможность…самостоятельно открывать новые знания На уроке – исследования учатся… интеллектуальный творческий продукт - знания Итогом урока – исследования является 4 группа. - Напишите 5 строк о межпредметном проекте. 1). Понятие 2). 2 прилагательных 3). 3 глагола 4). Предложение, состоящее из 4 слов и характеризующее занятие по исследовательской деятельности. - Оправдались ли ваши ожидания? ( По группам) Знал Узнал Любопытно Источник: http://мои разработки | |
Просмотров: 1974 | Комментарии: 2 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|