Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс

«Метод проектов - как один из интерактивных методов обучения»
Цель и пафос развития педагогической
науки и практики – это возможность
проектировать и осуществлять процесс обучения
и воспитания человека с гарантированным
эффектом. Другой цели у педагогики нет
В.П. Беспалько

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном Казахстанском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике, на наш взгляд, становится проектная деятельность.

Ход мастер - класса:
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:
Ведущий: Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.
Сегодня вы познакомитесь с понятием “интерактивные методы обучения”, узнаете, чем они отличаются от пассивных и активных методов.
Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта.
С вами будут проведены три интерактивных практических занятия, в процессе которых вы сможете выяснить, что вам мешает заниматься проектной деятельностью, вспомните основные стадии проекта и поработаете над одной из главных стадий создания проекта – планированием действий команды. Кроме того, вы покажете умение работать в команде.
Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод проектов в образовательную деятельность обучающихся.
Итак, мы начинаем.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ МАСТЕР – КЛАССА.
Ведущий: Сегодня перед педагогикой стоит важнейшая проблема: как сделать процесс обучения интересным и полезным. Педагоги в своей практике используют различные методы и формы обучения: пассивные, активные и интерактивные.
При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию, предлагает на занятии заранее составленный план. Любая попытка воспитанника проявить самостоятельность, инициативу и творчество рассматривается как отход от заранее намеченного и единственно верного плана работы. Дети на таких занятиях являются только объектом воздействия взрослых.
При использовании активных методов обучения на занятии используется метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остаётся. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие занятия не имеют жёсткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения.
Наиболее интересными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

В процессе обучения педагогами должны использоваться различные методы обучения, но необходимо помнить, что в традиционной пассивной педагогике:
•педагог учит – воспитанник учится,
•педагог думает – воспитанник воспроизводит,
•педагог выбирает – воспитанник принимает,
•педагог активен – воспитанник пассивен,
•педагог авторитарен – воспитанник несвободен.

При использовании же интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения “педагог–воспитанник”:
•воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом;
•воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний;
•воспитанник выбирает – педагог содействует;
•воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности;

Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами о методе проектов как об одном из интерактивных методов обучения.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление педагога напичкать своего подопечного стандартным набором знаний.
Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.
В нашем педагогическом коллективе уже начался процесс введения метода проектов в образовательную деятельность, но не так активно, как хотелось бы. Почему? В этом нам поможет разобраться интерактивное практическое занятие.
Практическое занятие №1
Работа в малых группах по методике “1-2-все вместе”

Обсуждение вопросов:
1. Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
2. Есть ли в вашем учреждении условия для создания проектов? Какие?
(Педагоги делятся на группы (команды), Каждый участник группы в течение 1-2 минут продумывает ответ на вопрос. Затем участники объединяются в пары и проводят обсуждение вопроса друг с другом, добиваясь общего решения. Затем пары переходят к коллективному обсуждению вопроса. После чего каждая группа озвучивает ответы на поставленные вопросы)
Ведущий: Для того, чтобы активно заниматься проектной деятельностью, вам необходимо пополнить свои знания в этом направлении, овладеть самим и научить детей этому новому способу деятельности. Надеемся, что сегодняшний мастер – класс поможет вам в этом.
Мы продолжаем наш разговор о методе проектов, проектной деятельности.

Что такое проект?
•Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации.
•Это буквально “нечто брошенное вперёд”.
В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Практическое занятие №2
Работа в малых группах по методике “Диалог”
Задание:
Работа над проектом предполагает прохождение 8 стадий (шагов). Попробуйте самостоятельно сделать эти 8 шагов.
(Каждый участник группы играет определённую роль, которую ему выбирает ведущий (спикер, секретарь, посредник, докладчик).
В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика.
В обязанности секретаря входит: Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов.
В обязанности посредника входит: Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе.
В обязанности докладчика входит : Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.
(Остальные члены группы активные участники обсуждения).
(Идёт работа по группам. Группы ищут согласованное решение а, затем ведут диалог, обсуждая результаты своей работы.)

Ведущий: Таким образом, мы с вами выяснили, что работа над проектом состоит из:
1. Подготовки к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).
2. Выбора проблемы (использование метода “мозгового штурма”, разговор о каждой проблеме, голосование за проблему)
3. Сбор и анализ информации (можно разделить учащихся на несколько групп: юристы, социологи, журналисты (юристы изучают нормативные документы, социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью).
4. Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать? (Просчитывается экономическая составляющая).
5. Реализация проекта.
6. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).
7. Презентация проекта (10 минут в устной форме).
8. Рефлексия (проводится через неделю после защиты.
Ответ на вопрос: “Что дал проект?”)
А общую схему проекта можно представить следующим образом:

Ведущий: Кроме того, проект включает в себя пять П:
•Проблема
•Проектирование (планирование)
•Поиск информации
•Продукт
•Презентация

Можно добавить ещё шестое П – Портфолио
(папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта). Важным является то, что каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
В ходе работы над проектом, а также на презентации вам могут пригодиться следующие требования и ориентиры:
•Мы изучаем.
•Мы планируем.
•Мы исследуем.
•Мы действуем.

Кроме того, я хочу предложить вашему вниманию информацию о перечне возможных выходов проектной деятельности:
•сайт
• видеофильм
•атлас
•видеоклип
•выставка
•газета
•журнал
•игра
•коллекция
•модель
•оформление кабинета
•пакет рекомендаций
•праздник и т.д.

Видами презентации могут быть:
•деловая игра
•демонстрация фильма
• инсценировка
•доклад
• реклама
•спектакль
•экскурсия и т.д.

Рассмотрим два подхода к организации учебного проекта.
Это подходы Н.Ю.Пахомовой и Н.В. Матяш .

Н.Ю. Пахомова выделяет следующие этапы работы над проектом:
• погружение в проект;
• организация деятельности;
• осуществление деятельности;
• презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, очень коротко можно пояснить с помощью таблицы .

Учитель Учащиеся
1-й этап – погружение в проект
Формулирует:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи. Осуществляют:
• личностное присвоение проблемы;
• вживание в ситуацию;
• принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
• организовать группы;
• распределить амплуа в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта.

Осуществляют:
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
• консультирует учащихся по необходимости;
• ненавязчиво контролирует;
• дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
• репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают активно и самостоятельно:
• каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
• консультируются по необходимости;
• «добывают» необходимые знания;
• подготавливают презентацию результатов.
4-й этап – презентация

Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата;
• дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Степень активности обучающихся на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит, по мнению Н.Ю. Пахомовой , не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже обучающиеся начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним - двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые проектом.

Здесь Н.Ю. Пахомова поясняет роли участников проекта и их значимость следующим образом. Роль педагога несомненно велика на первом и последнем этапах. И от того, как педагог выполнит свою роль на первом этапе зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль педагога велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, которое может сделать педагог с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Следующий значимый аспект структуры осуществления учебного проекта, выделенный Н.Ю. Пахомовой – это погружение в проект.
Прежде всего, начиная работу над проектом, педагог побуждает у обучающихся интерес к теме проекта. Н.Ю. Пахомова предлагает мотивировать обучающихся, используя фантазию и мастерство самого педагога. Интерес к теме выстраивается, конечно, с учетом имеющегося у детей учебного и жизненного опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.е. находиться в зоне ближайшего развития.
Затем на этапе погружения в проект педагог очерчивает проблемное поле рассмотрения темы и формулирует проблему проекта. Как полагает Н.Ю. Пахомова , проблема – это один из главных атрибутов учебного проекта.
Для дальнейшей работы на первом этапе необходимо поработать с проблемой, для этого педагогу и обучающемуся , как считает Н.Ю. Пахомова [] понадобятся навыки проблематизации – аналитического процесса работы в проблемном поле с целью выделения проблемы или ряда проблем для последующего их рассмотрения и решения. Обучение проблематизации одно из специфических умений, на выработку которого у обучающихся нацелен весь учебно-воспитательный процесс современного дополнительного образовании. Проблематизация является одним из элементов проектной деятельности обучающихся при выполнении учебного проекта.
Если проект предполагает рассмотрение общей проблемы в разных группах под разными углами зрения, то проблематизация происходит до разбивки на группы. Если проблему проекта предполагается рассмотреть одну и ту же, но в разных группах, искать свои пути и способы ее решения, то проблематизацией занимается каждая группа отдельно.
Проблема должна быть сформулирована так, чтобы следующим шагом была формулировка цели и задач проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способа или способов решения проблемы проекта. Не жестко поставленные задачи стимулируют ребячье творчество. В момент конкретизации задачи у детей возникает мотивация. Как уточняет Н.Ю. Пахомова: когда дети конкретизируют задачу как свою, они делают первый шаг к творческой работе.
Что же касается предварительной подготовки педагога к работе над проектом, то здесь Н.Ю. Пахомова приводит следующие предположения: «Педагог, выбирая проект, даже хорошо известный, многими уже разработанный и выполненный, должен мысленно соотнести его с силами и возможностями конкретных детей, наличием требуемого обеспечения проектной деятельности».
Обеспечение осуществления учебного проекта включает в себя несколько видов: материально-техническое, информационное, организационное и учебно-методическое. Все виды требуемого обеспечения, перечисленные Н.Ю. Пахомовой, должны быть в наличии до начала работы над проектом. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста, темой и проблемой учебного проекта. Самым веским мотивом в проектной работе является подводящая итог учебному проекту презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

Формы презентаций и их учебно-воспитательный эффект.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта, является презентация.
Выбор формы презентации зависит от продукта работы над проектом. Я уже говорила- Это может быть творческий вечер, концерт, спектакль, видеосюжет, слайд-шоу, web -сайт и прочее. Определяются формы презентации при постановке цели и задач проекта. Н.Ю. Пахомова предлагает подбирать формы проведения презентаций с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации, считает тот же автор, важно подчеркнуть положительную тональность в оценке результатов, какими бы несущественными они не казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию по оценке предъявленного исследования.
Подготовка к презентации занимает значительную часть отведенного на проект времени. И если помнить, что результатом работы над проектом является, прежде всего, замысел способа решения проблемы проекта, то понятно, что его и надо предъявлять, прежде всего, а продукт играет вспомогательную роль, помогает наглядно представить одно из воплощений замысла или образ.
Педагогической целью презентации Н.Ю. Пахомова считает развитие презентативных навыков и умений таких как:
• демонстрировать понимание проблемы проекта;
• анализировать ход поиска решения;
• демонстрировать найденное решение;
• проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы

****

Н.В. Матяш рассматривает проектную деятельность обучающихся, как проявление творческой деятельности. А метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяет с понятием творчества.
Учебный творческий проект, по мнению Н.В. Матяш выполняется в три этапа: Исследовательский (подготовительный), технологический и заключительный. На каждом этапе в совместной деятельности обучающихся и педагогов решаются определенные задачи.
При выборе, анализе и реализации проекта необходимо решать следующие проблемы:
• как определить сферу деятельности
• как выбрать тему проекта
• как провести исследование проблемы
• как оформить отчет по проекту

1. Исследовательский (подготовительный) этап
Прежде всего, на этом этапе необходимо осуществить поиск проблемной области.
Педагог ставит перед обучающимися проблему. На данном этапе кроме вербальных методов (рассказа, объяснения) целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем.
После выявления проблем, педагог, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, телерадиоинформацию, рекламные буклеты, справочники и другие источники. Опираясь на собственные знания и анализ этих источников, каждый школьник определяет для себя область интересов и тему. Таким образом, формируются группы по интересам. И уже каждая группа формулирует для себя конкретную задачу проекта.
Затем осуществляется анализ предстоящей деятельности и разрабатывается план выполнения проекта.
Исследовательский (подготовительный) этап заканчивается разработкой продукта проекта.

2.Технологический этап
Основным методом на этом этапе выступает метод упражнений. На этом этапе учащиеся работают над созданием продукта проекта, проявляя свою самостоятельность и творчество. Данный этап завершается, когда завершается работа над продуктом, и обучающиеся переходят к обдумыванию способов представления продукта.

3.Заключительный этап.
Подготовленные и оформленные проекты защищаются. В ходе защиты обучающиеся делают краткие выступления, отвечают на вопросы жюри и товарищей, делают самооценку проектов.
Выполненный проект вначале оценивает сам автор, а затем избранное для этого жюри в составе педагога и других обучающихся (из других творческих групп).
Критерии оценивания выполненных проектов, должны включать в себя аргументированность выбора темы, обоснование, значимость выполненной работы, выполнение принятых этапов проектирования, законченность, материальное воплощение, заинтересованность проблемой проекта.

Ведущий: А сейчас я проведу с вами ещё одно интерактивное практическое занятие: “Составляем программу действий” Эпиграфом к нашему практическому занятию может стать китайская пословица:
“Скажи мне – я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это
И это станет моим навсегда”
Я предлагаю вам эту тему практического занятия потому, что считаю стадию планирования одной из определяющих стадий, способствующих осуществлению проекта. И сколько бы вам не рассказывали, как составлять программу действий, только самостоятельная работа поможет понять суть вопроса.

Практическое занятие № 3
Работа в малых группах по методу “мозгового штурма”
Тема: “Составляем программу действий”.
Цель: организация оперативного поиска действий.
Маршрут поиска: работа над проектом.
Результат “мозгового штурма: составление программы действий, способствующей осуществлению проекта.
Правила “мозгового штурма”:
1. Нельзя делать никаких критических замечаний по ходу выдвижения действий. Это мешает формулировке мыслей.
2. Не стоит бояться несбыточности предложений: чем необычнее действие, тем лучше.
3. Чем больше предложений, тем вероятнее, что быстрее отыщется наиболее верное действие.
4. Желательна цепочка действий, что даёт простор для обсуждения.

(Идёт работа по группам. Защита программ действий)

III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА:

а) Ведущий:
Вашему вниманию был представлен мастер – класс по теме: “Использование интерактивных методик при изучении метода проектов”. Вы познакомились с понятием “интерактивные методы обучения”, с одним из методов интерактивного обучения – методом проектов, с интерактивными формами обучения. Надеюсь, что представленный вашему вниманию материал, повысит вашу мотивацию к овладению проектной деятельностью, поможет использовать интерактивные формы обучения в работе.
б) Выступления педагогов и гостей. Оценка результативности мастер – класса. (Метод “Аквариум”: участники работают в круге, остальные наблюдают и анализируют, т.е. выступают в роли зрителей):
1. Как, по – вашему мнению, прошёл мастер – класс?
2. Как работали участники мастер – класса:
•как общались?
•все ли участники команды были активны?
•проявляли ли терпимость к любой точке зрения?
•как аргументировали свои мысли?
3. Были ли созданы условия для активного взаимодействия участников между собой
4. Ваши предложения (замечания, дополнения) по проводимому мастер – классу.

********

Педагогическое проектирование - является особым видом педагогической практики, которая отражает специфическую деятельность педагога, суть которой - поиск и создание новых обликов педагогической действительности. В результате - деятельность педагога осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия.
Очень важно, чтобы педагог умел анализировать свою деятельность, динамику развития каждого ребенка и учитывать результаты анализа при построении педагогического процесса.
Имея высокую культуру педагогического проектирования, педагог дополнительного образования ориентируется на инновационные действия, избегает шаблонов в рассуждениях и выборе педагогических средств.
Использование технологий педагогического проектирования способствует формированию личностно-ориентированной образовательной среды учреждения.
Одним из основных является личностно-ориентированный подход, рассматривающий ребенка, как уникальное явление, самостоятельную ценность.
Он означает ориентацию на личность как цель, результат, главный критерий эффективности деятельности педагога, где ребенок является приоритетным субъектом. В учреждении осуществляется вариативное образование, предоставляющее ребенку возможность выбора педагога, содержания, форм и методов обучения, чем обеспечивается ориентация личности в различного рода жизненных ситуациях, стимуляция процесса личностного развития.
Необходимость организации проектирования в образовательной практике педагога дополнительного образования обосновывается нами в связи с тем, что в процессе проектирования принципиально и качественно меняется педагогическая деятельность.
Как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на занятиях такие условия, при которых каждый ребенок чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность? Выбирайте метод проектов и все у вас получится!
Категория: Мастер-класс | Добавил: oksana_090212 (2012-02-24) | Автор: Решетникова Оксана Васильевна E
Просмотров: 10654 | Комментарии: 2 | Теги: педагогический совет, мастер класс, классный руководитель | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru