Главная » Статьи » В помощь учителю » Мастер-класс |
Музыка, как одно из средств воспитания, входит в жизнь человека очень рано и оказывает воздействие на его эстетические и нравственные представления, формирование личности. Казахстанско-Российская гимназия № 54 г. Алматы по праву считается флагманом новаторских идей. По инициативе дирекции школы 12 лет назад в нашей гимназии было организовано музыкальное отделение, благодаря которому дети получают профессиональное образование без отрыва от общеобразовательного процесса. Теоретические предметы по музыке – сольфеджио, хор, музыкальная литература – включены в гимназическое расписание. В регулярных отчетных концертах и спектаклях педагоги музыкального отделения и учителя гимназии, работающие в тесном контакте с родителями, видят результаты труда юных музыкантов.
Многие педагоги-музыканты подходят к своей работе творчески и оригинально, разрабатывая в процессе работы с детьми авторские новаторские методики обучения, среди которых огромную роль играет развитие творческой инициативы, что помогает раскрывать индивидуальные возможности каждого ученика. При подобном подходе ребенок психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить. Все это важно как для детей профессионально перспективных, так и со средними музыкальными данными. В старших классах основные направления развития творческих навыков связаны с такими формами работы, как элементы импровизации и подбор аккомпанемента к различным мелодиям. На основе личного педагогического опыта преподавания теоретических дисциплин, для успешного освоения данной методики, мною разработан ряд творческих упражнений, которые должны носить систематический и целенаправленный характер – одноголосные попевки на заданный ритмический рисунок, подбор мелодии на стихотворный текст и на заданный басовый мелодический оборот, попевки – комбинации, импровизации в двухголосии, подголосок с постоянным ритмом, пропевание отдельных голосов в трехголосии с ритмической импровизацией среднего голоса, распевание нижнего (или верхнего) голоса данного гармонического оборота, а также сочинение гармонического оборота по предложенной цепочке интервалов. В качестве детального разбора авторской методики остановимся более подробно на нескольких примерах. Творческие упражнения в двухголосии подразумевают собой импровизацию, которая проводится в классе. Выбранные заранее небольшие фрагменты народных песен проигрываются (для запоминания) три-четыре раза. Затем ребята придумывают «в уме» свои варианты подголосков. В творческие задания полезно вносить различные варианты и усложнения. Можно предложить начать подголосок в разные интервалы: в унисон, в терцию, квинту, октаву, а также импровизировать (или сочинять) как верхние, так и нижние подголоски. Для начала мелодии должны быть небольшими, с простым ритмическим рисунком, а затем следует вводить элементы контрастного ритма, а также импровизировать подголосие к попевкам более длинным и сложным. Заканчивать мелодию целесообразно на сильной доле унисоном, октавой или тонической квинтой. В дальнейшем упражнения на сочинение подголосков могут принять форму домашних заданий. Домашние сочинения учеников обязательно следует проигрывать в классе, исправляя неудачные сочетания голосов. Также интересны и эффективны упражнения по подбору мелодии на стихотворный текст. Для проведения в классе этого упражнения необходимо заранее выбирать стихотворение, которое должно ярко передавать определенное настроение. Стихотворение (или его часть) выписывается на доске с расстановкой ударений, чтобы при сочинении мелодии учащиеся не нарушали акцентировку стиха. В соответствии с поэтическим текстом выбирается лад и тональность. В некоторых случаях для облегчения задания можно записать готовый ритмический рисунок. Далее каждый учащийся сочиняет свой вариант мелодии и записывает его в тетрадь. Через некоторое время все учащиеся друг за другом поют вслух свои варианты мелодий со словами. Мелодия сочиняется внутренним слухом без проигрывания. Можно предложить аналогичные задания и на дом, усложнив их досочинением стихотворения с последующим подбором мелодии на инструменте. Творческие упражнения, заданные на дом, должны обязательно проверяться и критически разбираться на следующем уроке. Опыт развития творческих навыков в ДМШ доказал свою состоятельность. Овладение навыками по подбору аккомпанемента, импровизации способствует формированию самостоятельности, учит использовать полученные знания на практике. Разнообразные формы работы, предлагаемые нами, педагогами-музыкантами, помогут сделать процесс музыкального воспитания учащихся ярче и плодотворнее. Алена Лапко, преподаватель музыки Казахстанско-Российской гимназии № 54 г.Алматы "Учитель Алматы", № 4, 2008 г.
| |
Просмотров: 3267 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|