Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Статья о духовно-нравственном развитии детей Все начинается с любви... Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить. Перл Бак. Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей. Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно. Основой правильного духовно- нравственного воспитания детей является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно. Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. В свою очередь в своей работе учителя создают благоприятные условия для духовно-нравственного развития школьников. Конечно, в первую очередь этому способствуют уроки самопознания, на которых происходит "раскрытие" личности ребенка. А также внеклассные мероприятия. Особенно нравятся ребятам "часы общения с классом", где можно обсудить вопросы, волнующие учеников в нетрадиционной форме: креатив- кафе, гостиная, "Все за и против", круглый стол, форум друга. Мышление детей отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, доброта, заботливость, вежливость и т.д., являющихся основой нравственного воспитания ребенка. Родители, как и учителя, должны постоянно отслеживать, правильно ли дети воспринимают основные моральных установки и соотносят ли с ними свои и чужие действия и поступки. Формальные знания, когда общие представления о правильном отношении к окружающим не трансформируются в конкретные поступки, могут навредить не меньше, чем отсутствие стройной системы нравственного воспитания детей. Не следует думать, что нравственное воспитание в школе способно в полной мере восполнить пробелы, допущенные в семье и дошкольном учреждении. Объём информации, который обрушивается на ребёнка буквально с первого дня обучения, настолько велик, что с ним трудно справится без помощи взрослых. Родителям необходимо помнить, что нравственное воспитание детей должно сочетаться с предельным уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность к детям не должна заслонять любовь к ним. Родители и учителя должны учитывать индивидуальные черты характера детей, их возможности, уже сложившийся небольшой нравственный опыт. Формирование основ нравственного поведения ребёнка не должно сопровождаться подавлением его инициативы, нивелированием индивидуальности. Духовно- нравственное воспитание детей требует от родителей и педагогов систематических усилий. Невозможно заложить правильные основы достойного человека, занимаясь этим лишь от случая к случаю. В наше время родителям особенно важно найти разумный баланс между воспитанием детей и другими своими заботами. Науменко Е., учитель начальных классов Школа- гимназия №6 имени Абая Кунанбаева г.Степногорска | |
Просмотров: 642 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|