Главная » Статьи » В помощь учителю » Семья и школа |
Ошибки семейного воспитания. Семейное воспитание является той базой, на которой строятся формирование и развитие личностных черт ребенка. С чем он войдет во взрослый мир, как в дальнейшем сложатся его личная жизнь, профессиональное становление, личностное самоопределение – зависит от того, как он воспитывался в семье. А Толстых указывает на то, что всех родителей можно разделить на две большие группы. Одни считают залогом успеха жесткое руководство ребенком, его подчинение воле взрослого и послушание, другие видят основу воспитания в добром отношении к детям. В обоих случаях родители справляются с воспитанием ребенка, но всегда ли полезно одно и вредно другое? А.Толстых предлагает десять заповедей воспитания. Заповедь 1. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении. Заповедь 2. Четко определите, чего вы хотите от ребенка, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Заповедь 3. Предоставьте ребенку самостоятельность и контролируйте каждый его шаг. Заповедь 4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги и цели. Заповедь 5. Не упустите момента, когда достигнут первый успех. Заповедь 6. Укажите на ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное. Заповедь 7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и отдельные его поступки – не одно и то же. Заповедь 8. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, что вы хорошего мнения о нем, несмотря на оплошность. Заповедь 9. Воспитание – это последовательность целей и постепенное, пошаговое их решение. Заповедь 10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Однако нельзя судить об ошибках в воспитании, не учитывая нравственных оснований личности развивающегося ребенка. П.Ф.Лесгафт предложил классификацию нравственных типов личности: I. Неправдивые типы 1. Лицемерный тип Условия возникновения: полное отсутствие любви и уважения друг к другу, правдивости в окружающей среде 2. Мягко-забитый тип. Условия возникновения: страстно любящая ребенка мать ограждала его от малейших забот и затруднений. Неразумная любовь «забивает» ребенка сильнее, чем розги. Ребенок обречен на попадание в группу неправдивых типов, если в его воспитании отсутствовал стимул для развития разума.
II. Условно-правдивые типы 1. Честолюбивый тип. Условия возникновения: взрослые больше внимание уделяли другим детям. Или, наоборот, родители постоянно восхваляли, награждали ребенка, демонстрировали его успехи родным и знакомым. 2. Злостно-забитый тип. Условия возникновения: атмосфера злобы, грубости,обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. Ребенок обречен на попадание в группу условно-правдивых нравственных типов, если при его воспитании не было стимула для развития духовно-нравственной сферы. III. Правдивые нравственные типы 1.Добродушный тип. Условия возникновения: достаток, но не роскошь; постоянное общение с любящим высоконравственным воспитателем; отсутствие каких-либо угнетающих условий. 2. Трудовой тип. Условия возникновения: необеспеченность семьи; упорный труд родителей на глазах у ребенка; любовь и забота друг о друге в семье; участие ребенка в труде с раннего детства. Надеемся, что представленный опыт педагогов и психологов помогут родителям выстроить свою систему воспитания детей в семье.
| |
Просмотров: 1477 | Комментарии: 4 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|